
Источник - http://yogazal.ru/mantra-vidya-nauka-o-mantrach/tekst-mantra-vidi-nauki-o-mantrach
Международный Открытый Йога Университет
Интернет Йога Курсы
Начните изучать йогу с нуля прямо сейчас!
В Университете 3040 студентов из 34 стран, на 1 декабря 2010!
http://www.openyoga.ru/moodle/
Это бесплатные дистанционные интернет-йога курсы для самостоятельного изучения йоги.
Это сайт - самоучитель йоги www.kurs.openyoga.ru. Имя звучит как "курс.опенйога.ру" и означает "Курс открытой йоги". Курсы разработаны в Международном Открытом Йога Университете (www.openyoga.ru) для всех желающих изучать йогу с самого начального уровня. Вадим Запорожцев - руководитель проекта.
Преимущества Мантра-йоги. 15
Преимущества «говоруна». 16
Слова – это вибрации. 17
Как развить разум. 18
Роль речи в эволюции йогина. 18
- Не занимаясь хатха-йогой, можно ли другими способами достичь самадхи? (если человек инвалид)?. 22
- Почему мы до сих пор этим не занимались?. 22
Связь мантры с религией. 26
- Какая связь мантры с религией?. 26
- Что же конкретно надо делать?. 28
- А в этой деятельности речи что важнее: что было сказано, или как было сказано? 28
- А с какой мантры начинать работу?. 30
- Насколько громко нужно петь мантру АОУМ?. 30
- Какие бывают еще мантры помимо ОМа? Какие мантры можно нам практиковать? 31
- Есть мантры, которые сопровождаются подношением к огню, обязательно ли их делать? 36
- Как лучше практиковать: по отдельным звукам или сразу вместе?. 36
– Человек, который только начинает практиковать мантра йогу, он должен сам искать мантры (из напечатанных источников) или может принять мантру от кого-то?. 36
- Можно ли практиковать несколько мантр в день?. 38
- Много ли книг по мантра-йоге?. 40
- Четки можно использовать?. 41
- Чем отличаются мантры от обычных слов?. 42
- Откуда взялись изначальные слова, изначальный праязык?. 43
- Как долго практиковать?. 45
- Как часто нужно практиковать мантра-йогу?. 45
- Можно ли подготовить себя (набрать прану) с помощью других практик?. 48
- С чего начинается йога?. 53
Практика молчания. 59
Мантра Видья. 60
Мантра Видья (часть 2). 62
Упражнения Мантра Йоги (текст из фильма по йоге "Кундалини Мантра Йога") 65
1 упражнение. Упражнение "М". 66
2 упражнение. Упражнение "М" с Кхечари мудрой. 66
3 упражнение. Мантра "А". 67
4 упражнение. Мантра "О". 67
5 упражнение. Мантра "У". 67
6 упражнение. Мантра "ОМ" ("АОУМ") 67
7 упражнение. Мантра "ОМ" ("АОУМ") с закрытыми ушами. 68
8 упражнение. Мантра "Махамритьенджая мантра". 68
9 упражнение. Мантра "Гаятри мантра" (духовная мантра процветания). 68
Мантра йога очень плохо известна как у нас, так и на западе, более того она практически не понимается даже на востоке, хотя на востоке есть одно большое преимущество – они, не понимая, умеют ей пользоваться, а мы мало того, что не умеем ей пользоваться, но и не понимаем.
Сейчас такой термин как «мантра» стал распространяться, и уже люди примерно знают, что это такое, понимая под этим некие речитативы. Только мантра это нечто большее, чем просто слова и нечто более сильное, чем просто сосредоточенность на этих словах. Многие из вас слышали, читали в книгах, видели какие-то фильмы, что были в древние времена некие оракулы, жрецы, маги, волшебники, чародеи, которые произносили заклинания, и что-то случалось, причем заклинания эти были самые разные, но факт тот, что это работало. До наших дней дожили, в общем-то, только лишь всякого рода бабульки, которые в дремучих лесах живут в избушке и умеют якобы заговаривать, а если вы возьмете племена в Африке или Южной Америки, то там это вообще сплошь и рядом. Создается впечатление, что у местного шамана-лекаря это основной инструмент. Мы же, современные люди, как-то скептически к этому относимся, ну как слово может оказать такое влияние, причем влияние достаточно сильное и влияние как бы из другой плоскости. Те, кто изучал быт и нравы этих народов, находили подтверждение тому, что это работает. Что же на этот счет говорит йога? Йога говорит, что это отголоски очень могущественных инструментов, которые есть в йоге, это сила мантры, но дело в том, что все заклинания и заговоры в очень слабой форме и, как правило, передаются или по-наследству или как-то интуитивно осознаются всеми представителями этих племен. В йоге же утверждается не больше, не меньше, что сила мантры настолько могущественна, что она может буквально иногда спасти человеку жизнь, иногда поможет ему достичь разного рода целей, которые он хочет достичь. Цели эти разные, кто-то стремится к духовному росту, кто-то к материальным благам, кто-то к здоровью и т. д. И тут злую шутку с нами со всеми играет наша цивилизация. У нас у всех, в отличие от примитивных народов, хорошо развит разум, который как страж, если он что-то не понимает, он говорит, что этого нет, что толку повторять какие-то заклинания, мантры, речитативы, в этом нет смысла. Этим человек блокирует сам себя, не использует эту науку, как следствие не получает результата и как следствие в эту науку не верит, то есть наш разум играет с нами очень злую шутку, он заставляет нас игнорировать эту могущественную науку. Единственное препятствие, которое у вас будет на пути - это ваше несерьезное отношение к мантрам. Если вы будете серьезно относиться к мантрам, вы достаточно быстро поймете, что это действительно реальная наука и, что называется, на своей шкуре, в положительном смысле этого слова, убедитесь, что она работает. Если же вы будете относиться к этому скептически и тем самым не практиковать, то с большим трудом и с большим количеством потраченного времени до вас дойдет эта наука.
Следует помнить, что мантра йога исключительно и сугубо практичная, поймете и осознаете действие мантр только, если будете практиковать. Если у вас не будет личной практики и самое главное, если у вас не будет нужного настроя, то мантра йога займет у вас больше времени. В мантра йоге любой положительный результат заставляет человека по-другому на это взглянуть и, следовательно, интенсивнее практиковать, а если он начинает больше практиковать, приходит больший результат. Поэтому помним, что если мы хотим преуспеть в мантра йоге, мы должны практиковать.
Когда мы работаем с голосом, мы создаем звуковые вибрации, которые передаются нашему телу. Если мы правильным образом и правильные сочетания звуков повторяем, у нас осуществляется массаж на очень тонком уровне всего нашего организма. На уровне нервной системы блокируются все импульсы, поступающие извне. Когда вы произносите известные вибрации, то вы отключаетесь от всех нервных раздражителей извне, более того, есть такой способ повторения неких звуков, когда вы перестаете слышать звуки, идущие снаружи. Есть еще огромное количество чисто таких психических явлений, которые могут быть объяснены с помощью науки. Сейчас уже стали появляться какие-то книги, где это все обосновывается, все это крайне интересно, но это всего лишь маленькая верхушка айсберга теории мантра йоги. А вот настоящая, глубинная теория мантра йоги настолько серьезная и грандиозная, что считается одной из самых трудных в йоге. Вы должны помнить, что только лишь знание этой теории по-настоящему обосновывает, почему мантра йога работает.
Есть слова силы и когда человек долго, долго их повторяет, они пробуждаются, и их действие несоизмеримо больше и совсем в других плоскостях, чем наша речь, эти слова называются мантры. Откуда они взялись? Они были переданы нам учителями йоги из древности. В свое время они практиковали эти мантры, повторяли их, достигли колоссальных результатов, а затем передали нам. Это как примерно среди неандертальцев найти автомат Калашникова. Мантры - это такие инструменты силы с востока, которые и не снились нашим военным.
Есть такие слова, четверостишия, которые называются мантрами, и отличие их от обычных четверостиший заключается в том, что действие их даже не то что непропорционально большое, а вообще немыслимое, из другой области, но для того, чтобы эта мантра действовала, ее надо повторять, повторять долго, до тех пор, пока мантра не проснется. Мантра находится в спящем состоянии, задача каждого из нас – эту мантру пробудить. Для практики мантры понимаете ли вы теорию или не понимаете, имеет косвенное значение, главное практиковать. Для чего нужна теория? Для того, чтобы сбить спесь с нашего разума. Наш разум прекрасная вещь, но многих вещей он не понимает, и то, что он не понимает, он отрицает и выбрасывает. И поэтому теория нужна для того, чтобы дать разуму достойную задачу, теория логична, там нет нестыковок, вот пускай разум и занимается теорией, а мы будем заниматься практикой, и, когда вы получите даже маленький результат, вы успокойтесь. Но все равно несколько моментов из теории я добавлю.
Весь мир, который мы видим вокруг себя, это не больше не меньше как вибрация, весь мир это мантра. Любой объект, который мы видим это кусочек, грубо говоря, этой мантры, то есть вся вибрация в целом создала весь этот мир, потом эта изначальная вибрация (Ом) разбилась на кусочки подобно буквам, и они начали в разных видах состыковываться. Подобно тому, как из алфавита можно выложить любое слово, так же и каждый объект состоит из этой комбинации вибраций. Если мы научимся порождать эти вибрации, мы научимся создавать или уничтожать вещи, объекты и явления. С этой точки зрения когда мы произносим мантру, мы ни много, ни мало творим объект или явление. Поэтому все эти заклинания в древности и работали. Другая ситуация. Я иду по улице, и какой-то мужик меня посылает, но я почему-то никуда не улетаю, мне все равно. Почему так происходит? Потому что тот, кто меня посылает, не пробудил этих мантр, они для него всего лишь колебания воздуха. Разница в том, что слово действует или не действует, мантра действует или не действует лишь в одном – она пробуждена или не пробуждена. Есть еще механизмы, которые защищают эту науку от людей аморальных, так называемая «защита от дурака». Правда есть такие мантры, которым нет дела до вашего духовного состояния, они, как автомат Калашникова в руках неандертальца, куда направили, туда и стреляет, но, слава богу, эти мантры не публикуются, они недоступны.
Итак, весь мир, который вы видите вокруг себя это вибрация, точнее комбинация ошметков вибрации. Если вы научитесь воспроизводить эти вибрации, то вы научитесь воспроизводить объекты и явления во Вселенной. Если вы добры, если вы направляете все свои усилия на помощь другим, на поддержку, на то, чтобы этот мир стал лучше, у вас колоссальный инструмент в руках, вы можете помочь и себе и окружающим. Если же вы пытаетесь использовать это по своей глупости во вред, помните, что это отразится и вернется вам, закон кармы действует в мантра йоге также как и во всех остальных.
Итак, все вокруг вибрация, ну хорошо, а с точки зрения мантра йоги мы с вами кто? В известной степени мы тоже вибрация, наши тела такая же вибрация и если эта вибрация не фальшивит, мы с вами в прекрасном состоянии физическом, если же наступает фальшь, у нас возникает боль, расстройство. Пианино старое стоит, на нем начинаешь играть, а звуки совсем не такие, как нам хотелось бы, вот точно также и наше тело, если его не поддерживать в должной форме оно начинает фальшивить, это боль, соответственно, подобно тому как приходит мастер, берет камертон и настраивает каждую струну, также и у нас в арсенале есть мантры, которые нас лечат. Если мы правильно начинаем их произносить, долго и упорно их пробуждать, грубо говоря, в резонанс настраиваются все струнки нашей души и нашего тела, и мы опять возвращаем их в гармонию, в этом заключается колоссальный оздоравливающий эффект мантры. Попробуйте какую-нибудь чушь говорить в течение трех часов, вы устанете, а вот если вы начнете повторять мантры, еще если вы получили их немножко пробужденными (от учителя), вы после этих трех часов выйдете совсем с другим ощущением и иногда даже отдохнувшими. Почему мантры со временем блекнут? Потому что мы врем, если сознание и энергия человека расходятся, мантра теряет силу. В мантра йоге есть такой способ, что если вы хотите пробудить быстро мантру, научитесь говорить правду. Если ваши слова не будут расходиться с делом, учит йога, то способность пробуждать мантры у вас открывается автоматически. Это очень тяжело сделать, потому что этот мир фальши, поэтому стараемся по-возможности не врать, я подчеркиваю по-возможности, и самое главное стараемся быть честными сами с собой. Это облегчающее обстоятельство, но тем не менее не надо быть идиотом, не надо впадать в параною, не надо с завтрашнего дня не делать каких-то резких телодвижений, пусть все будет естественно и гармонично. Так вот если мы не врем, сила нашего слова возрастает, если же мы врем – убывает и так дальше. С точки зрения мантра йоги мы отличаемся от всей Вселенной, если угодно от Абсолюта, если угодно от просветления одним, мы как бы часть этого сознания, мы часть этой энергии. Что отделяет меня от этого целого? Это так называемые мантры имени, но понимать это надо более глубинно, чем наше имя, имеется ввиду более глубинное имя. В йоге люди принимают духовные имена, был Вася Пупкин, а стал ….. Ананда, то есть Ананда в конце это принадлежность к ордену саньяси, так вот это имя в большей степени является определяющим. Если объяснять «на пальцах», то – как корабль назовешь, так он и поплывет и хотим мы этого или не хотим, но тем фактом, что у каждого из нас есть имя, нравится оно нам или не нравится, это вибрация, конечно же тусклая, конечно же не в прямом смысле слова вибрация нашего естества, но во всяком случае некие характеристики имя на человека накладывает и до известной степени ограничивает или расширяет те или иные его проявления в этой Вселенной. Итак, наше имя накладывает на нас отпечаток, как собственно любое слово, которое мы произносим, производит некое действие в нашем мире, именно пl ;e 01;тому в йоге и призывается говорить как можно меньше неправды, с другой стороны есть такое положение в йоге – тому, чему нет имени, того нет на свете. Если вы что-то не можете назвать, то этого нет. И вот есть одна такая вещь, которую мы назвать не можем, это наше Я. Я выше, чем слова, определения, чем какие-то качества, поэтому, как только наше я называют хоть как-нибудь, то этим самым его ограничивают в его проявлении. Имя, в общем-то, мы не выбираем, мама с папой решили нас так назвать и с этим именем мы по жизни идем. С точки зрения справедливости они имеют полное право нас называть так, как они хотят, но с другой стороны, мы имеем полное право называться так, как мы хотим. Именно отсюда и возникают так называемые духовные имена или имена, которые человек принял для себя сам. Для всех окружающих я Василий Иванович Петров, а для себя внутри я называю себя тем именем, которое, как мне кажется, ближе к моей Сути. Каждое имя, когда рождалось, предполагалось, что оно наследует при передаче человеку те качества, которые оно обозначает, и в древности это работало. В современную эпоху это работает меньше, но все равно работает, поэтому с точки зрения мантра йоги имеет смысл подумать, а какое же имя нашей сущности, какой аспект в нас очень сильно проявлен или какой аспект мы бы хотели проявить. И дальше начинаются чудеса, в зависимости от того, какое вы выберете для себя имя, а если это имя еще и будет мантра имени, то эта мантра имени окажет на вас очень большое влияние и волей или неволей вы начнете проявлять те качества, которое это имя несет.
Строго говоря, все слова являются мантрами, но чем обычные слова отличаются от мантр. В мантрах значение слова и его действие совпадают, а в обычных словах нет. Некогда был миф о едином языке, на котором разговаривали все люди. Я тут консультировался с учеными, которые работают в области лингвистики, кто занимается отслеживанием какой язык из какого произошел, более того у них есть еще более интересные моменты, они научились выводить законы трансформации и более того трансформации назад, то есть они могут воспроизвести, как звучало слово ,допустим, в языке, который сейчас уже умер. И вот сейчас, если еще лет двадцать назад говорили, что существует семь основных групп языков, то, насколько мне известно, свели это все к одному источнику, так называемому барейскому или ностратическому языку, что некогда был единый язык, который потом раскололся и пошел дробиться. В дальнейшем смысл слова и энергия, в нем содержащаяся, начали расходиться, энергия и сознание слова начали расползаться. И мы начинаем слова, энергия и сознание которых в одном ключе, использовать по отношению к процессам в другом ключе, что называется врать. В результате сила действия слов начала ослабляться. Сила остается только в двух видах слов, это в мантрах и в мате, потому что там все примерно представляют, какие энергии должны соответствовать этим словам (это в мате), а мантры дошли неискаженными с глубины веков. В результате смешения обычные слова перестали быть мантрами, они перестали действовать, их смысл разошелся с той энергией, которую они оказывают, а в мантрах сохранилось. Поэтому мы и говорим, что мантры это особые слова силы, хотя формально любое слово - мантра, но заезженная и замусоленная, потерявшая энергию, потерявшая Шакти.
Теперь несколько моментов чисто из практики. Бывают мантры энергии, бывают мантры сознания и бывают мантры имени. В мантрах энергии сила энергии, в мантрах сознания сила сознания, в мантрах имени сила и энергии и сознания. Мантры бывают для достижения духовных знаний, для достижения материальных благ (того или иного вида), а также мантры, которые через материальные блага дают духовные знания. Мантру следует повторять громко, едва слышно, умственно. Повторение громко оказывает сильное воздействие, повторение едва слышно в десять раз сильнее воздействие, чем громкое, повторение умственно в десять раз сильнее, чем едва слышное повторение. Следует хранить мантру в тайне до достижения результата. Следует повторять сто восемь раз каждую мантру, несколько раз по сто восемь, либо половину от ста восьми, либо четверть от ста восьми. Отсчитывать число следует на четках.
Мантры энергии по своему действию производят объект или явление (Рам, Хам и т. д). Они не переводятся, у них нет смысла. В мантрах сознания другой упор, там есть смысл, поэтому эту мантру можно переводить с языка на язык, главное - не потерялось значение. Например, Есть такая наука адвайта веданта, их любимые методы - это как раз мантры сознания, а заключаются они в том, что человек постоянно повторяет «Я есть Брахман», под Брахманом подразумевается тотальный Абсолют, что мое Я ничем не отличается от господа Бога. На санскрите они могут говорить Ахам Брахман, Шива Хам. Так вот, будете ли вы произносить на санскрите со знанием смысла, она будет работать, переведете ли на русский язык, начнете по-русски произносить, будет работать, самое главное значение. И, наконец, есть мантры имени, они одновременно работают и как энергия и как сознание, то есть они несут в себе и некий смысл и они оказывают действие. Например, у кришнаитов главная мантра это Махамантра, вы, конечно же, слышали – Хари Кришна, Хари Кришна, Кришна, Кришна, Хари, Хари, Хари Рама, Хари Рама, Рама, Рама, Хари, Хари. Они это распевают на все возможные лады. Меньше всего, о чем они беспокоятся, это о секретности. Так вот если вы проанализируете саму мантру, то там будут имена – Кришна и Рама, это вполне конкретные персонажи. Согласно индийской мифологии, когда-то Абсолют решил, как говорится, опуститься на землю. Абсолют он на то и Абсолют, что может делать все, что хочет. Так вот, он взял и превратился в юношу, прекрасного Кришну, с какими-то качествами, ходил , бродил, убил много демонов, много дел хороших сделал, а потом растворился. Это был не человек изначально и потом, как говорится, туда же и ушел. Но он во время своей жизни проявлял какие-то качества, был отважным воином, женская половина была к нему не равнодушна, то есть какие-то качества, которые он в себе нес и поэтому с позиции мантра йоги, если вы начинаете повторять это имя или себя называете им , то вы как бы воспроизводите те качества, которые когда-то воспроизводил Кришна. И это мантра имени, потому что Кришна, когда проявляется, действует и энергией и сознанием, где надо из лука стрельнет, а где надо прояснит, что к чему, во всяком случае, Бхагавад Гита была именно им продиктована. Мантры имени саамы простые и быстрые в действии. Подобно тому, как вам надо что-то сделать, вы можете сделать сами, а можете поручить другому, вы как бы обращаетесь к той силе, которая обладает умом и сообразительностью и может что-то сделать. В то время как биджа мантры, мантры стихий вы используете на свое усмотрение и не знаете, что из этого получится. Мантры сознания настраивают ваше сознание, а вот энергия подкл&;amp;;#1102;чится такая, какая у вас есть, а какой нет, такой и не будет. Поэтому мантры имени наиболее предпочтительны.
К чему мы все стремимся. Согласно индийской философии, у нас есть четыре цели бытия. Первые три это материальные: вкусно поесть, сладко поспать, быть востребованным, занять свое место под солнцем и всячески наслаждаться от того, что мы занимаем это место. Четвертая цель бытия - это когда мы понимаем, что есть еще что-то запредельное и хорошо бы, в конце концов, в это запредельное выйти. Мы начинаем стремиться к духовному знанию, нам уже плевать на Мерседесы, Канарские острова и счета в банке, мы понимаем, что все это мы с собой в могилу не утащим, и поэтому человек рано или поздно начинает задумываться, а что, собственно говоря, его ждет. Эти вопросы наталкивают его на духовные размышления о том, как все сделано, и человек такой в большей степени заботится именно об этом, нежели о привлечении материальных благ. Но если мы хотим есть, и нас начинают кормить всякого рода философией, то вам от этого сытнее не станет. Вот для решения двух этих разных по происхождению задач давались разного рода мантры. Одни мантры, которые решали исключительно ваши насущные проблемы - что поесть, где поспать, как достичь здоровья, богатства или где найти подругу своей жизни или друга, хотя эта тема более преходящая в духовную, тем не менее это вещи, которые вы просите, больше осязаемого характера, вы представляете, что вы просите, но есть мантры, которые вам этого не дают, но они дают вам духовные знания, вы начинаете понимать, как устроен этот мир. Что такое переходящие мантры, например, духовно-материальные. Значит, я художник, я хочу понять Высшее, я хочу нарисовать красивую картину, чтобы она вдохновила весь мир. Это, в общем-то, достаточно материальное пожелание славы, признания итд., но, рисуя эту картину, поймешь принцип красоты богини Шри, запредельной Богини и что весь этот мир создан только, чтоб мы поняли принцип Богини Шри, как утверждает йога Шри видьи. И вот он долго практиковал мантру Богини искусств Сарасвати, нарисовал картину. Он заработал кучу денег на этом, но в момент рисования это произвело настолько большое впечатление на него, что ему начали открываться духовные законы. Это тот случай, когда духовное приходит через материальное.
Как следует повторять мантру. И громко, и еле слышно и про себя. Считается, что про себя наиболее сильное, еле слышно слабее, громче еще слабее, но следует практиковать всеми тремя видами, если одного не будет доставать, то и другие не пойдут.
Принцип тайны. В йоге принцип тайны священен, но мы должны помнить, что тайна без паранойи, потому что есть реальная опасность, что йога исчезнет. Но если мы совсем не соблюдаем принципа тайны, то любое сознание и энергия начинает проникать, а это примерно то же самое, как если бы вы строили карточный домик или занимались пайкой микросхемы, а в это время открыть форточку. Точно также опасно открывать свою практику, вроде ничего не произошло, но столько пыли нанесло, что как там практика ляжет, поэтому, если мы серьезно практикуем йогу, мы внимательно изучаем, что надо практиковать, мы выбираем практику, мы особо не распространяемся об этом. Если же мы получили результат по полной программе или хотя бы отчасти, только после этого мы можем рассказать другим.
Для разных мантр и разных целей применяют разные четки. Четки состоят из ста восьми бусин, сто девятая бусина соединяет четки и не используется. При перебирании четок мы не пресекаем сто девятую. Мы не используем указательный палец при перебирании четок. Для разных целей рекомендуют разные четки, потому, что вибрации начинают пропитывать материал четок, затем вы перестали произносить мантру, а четки как магнит намагничены, и вот для разных вибраций с разным носителем должны быть разные четки. Они бывают из стекла, из дерева, камней, кости и т.д. Когда вы купили четки, не спешите их использовать, вы их должны демонтировать, желательно, но необязательно перенанизать, второе - взять мед, прохладную проточную воду, намазать медом четки и перебрать их, используя астро-мантру БХАТ, не пересекая сто девятую бусину Меру, аналог нашей сушумны (центральный канал). Потом опускаете руку в воду, повторяя БХАТ, перебирая, а потом Ом, пока полностью мед не смоется. Стремимся, чтобы никто не видел, как мы перебираем четки и сами стараемся не смотреть. Четки превращаются в амулет. Мантру надо пробудить. Мантра пробуждается многократным повторением и дополнительными йогами и ритуалами. Пробуждаем энергию мантры только лишь в том случае, если повторяя слово, вибрацию, мы потом доходим до основания тела, где у нас расположена энергия нашей жизни, энергия кундалини и, если они впадают в резонанс, то наша энергия кундалини начинает тоже в резонансе работать, как и те слова, которые мы произносим, то есть надо дойти до своей основной энергии и заставить ее проявиться, то есть мантра йога идет через вибрацию слова, через все внутренние структуры, вибрация передается, а носитель вибрации становится все тоньше, тоньше и тоньше, доходит до энергии кундалини, заставляя ее вибрировать в том же ключе, а энергия эта очень мощная, она тут же воспроизводит любой эффект, какой только пожелаешь. Любое слово, которое вы произносите, это имманация энергии кундалини, сама энергия кундалини суть мантра, вибрация, точно также как вибрацией является энергия. И как только это случается, мантра пробуждена. Соответственно есть вспомогательные способы, чтобы, когда мы повторяем, если мы еще занимаемся другими йогами, мы косвенно способствуем тому, чтобы этот процесс ускорился. Есть мантры, которые работают вне зависимости, понимаете ли вы мантра йогу или нет, знаете ли вы значение мантры или нет, сознательно ли вы ее произносите, либо бессознательно.
Все мантры на санскрите, где все как слышится, так и пишется, потому что раньше была устная передача, которую потом взяли и записали, поэтому одни и те же слова там могут по-разному быть написаны. До какой степени можно коверкать мантру? Есть достаточно большой коридор, поэтому мы произносим так, как получается. Когда вы будете искушены в мантра йоге, к вам придет личная мантра, вот здесь уже все личностно, индивидуально и очень сильно, но к этому надо подойти. Скорость прочтения мантр определяется скоростью работы его ума, можно быстро, а можно медленно, это индивидуально для каждого. Мы можем читать мантры, не заботясь о дыхании, но есть такая чудесная возможность, когда мы сочетаем дыхание с повторением мантр, и, если мы еще на свежем воздухе все это делаем, у нас автоматически получается пранояма, у нас размеренный вдох и выдох, это возможность объединить две йоги вместе. Практика в дни солнечных и лунных затмений ускоряет результат. Практика с привлечением дополнительных инструментов йоги также ускоряет результат. Обучаясь мантра йоге у учителя, достигаем результата быстро, изучая самостоятельно, получаем результат медленнее.
Махамритььюньджая мантра —
мантра, побеждающая смерть, манрта Шивы-Рудры
Крайне желательно ее начитывать, чтобы избежать всякого вида случайностей, приводящих к потере здоровья и жизни. Эта мантра дает, в конце концов, высшие духовные знания. Это как раз та мантра, которая через то или иное проявления, во-первых, оказывает действие, а, во-вторых, приводит к высшему духовному знанию. Она защищает, она лечит, она дает способности лечить и оберегает.
ОМ ТРАЙЯМБАКАМ ЯДЖАМАХЕ СУГАНДХИМ ПУШТИВАРДХАНАМ
УРВАРУКАМИВА БАНДХАНАН МРИТЬОРМУКШИЙЯ МАМРИТАТ
МЙ не предполагает наличие каких-либо физических упражнений для ее практики. Что делает ее крайне полезной и незаменимой в случаях, когда нет физической возможности заняться йогой: вы в командировке, поезде и др. Кроме того, если вы испытываете затруднения со своим собственным телом: нужно заниматься, а вы по каким-либо причинам не можете, к примеру, болеете.
Произнося вслух слова, мы меняем состояние нашего разума. Произнося вслух слова меняется наше восприятие самого себя и окружающего мира. Произнося вслух слова нам что-то видится или ощущается совершенно по-другому.
Наука МЙ – одна из самых сложных в обосновании. Гораздо легче обосновать, как действует хатха-йога, пранаяма-йога, крия-йога. Что является движущими силами этих йог и почему при их выполнении человек получает те или иные эффекты.
И совершенно трудно, если не сказать невозможно, объяснить действие мантр. То есть, почему мантры работают? Хочу, чтобы вы запомнили: несмотря на простоту этой науки (мы начинаем повторять вслух известные слова, словосочетания, речитативы и получаем какой-то эффект) в лоб объяснить почему мы получаем тот или иной эффект крайне сложно. И в йоге это считается одной из самых сложных наук. Забегая вперед, я скажу, что сложность заключается в том, что действие мантр основано на самых глубинных принципах построения Вселенной.
Вернемся к словам, которые произносит человек. Когда человек говорит и когда он молчит, состояние его разума и восприятие его разума меняется. Более того, меняется характер познавательной деятельности разума. Когда человек говорит, перестраиваются его энергетические потоки и если говорить достаточно долго, человек чувствует усталость, как после физической работы. Более того, когда человек начинает говорить, многие вещи в его разуме начинают осознаваться более ясно и более четко. Если мы сталкиваемся с какой-либо сложной вещью, которую мы не можем понять и начинаем ее (какое-либо предложение) повторять, то как-то хитро устроен наш разум – нам начинает доходить. Это известный метод зубрежки. Иногда человек не понимает несколько предложений, которые он должен выучить. Он их не понимает, но начинает вслух повторять и – о, чудо, до него доходит. Хотя он мог несколько раз про себя читает страницу из учебника – ничего не понял. А прочитал все то же самое вслух – дошло.
Есть анекдот, как один преподаватель жаловался другому.
«У меня такие тупые студенты.
Я им объясняю-объясняю, а они не понимают.
Я уже сам понял, а они не понимают».
Если вы владеете своим языком, то, как правило, у вас более развит разум, чем у человека, не владеющего языком. Это очень четкая и странная связь между способностью к членораздельной речи и способностью мыслить.
Люди, которые умеют говорить преуспевают в жизни больше, чем люди молчуны. Обратите внимание, как правило, болтун занимает более высокое положение в обществе, чем молчун. Хотя все знают, что он болтун и пустомеля. Но в жизни так бывает, что на все ключевые позиции обычно выходят болтуны (в хорошем и плохом смысле). То есть люди, которые не молчат. Здесь включается чисто психологический фактор, если вам с кем-то надо общаться, надо чтобы вы и вас понимали. Ужасающее зрелище представляет контакт с человеком, не знающим вашего языка. Вы ему что-то говорите, а он на вас смотрит. И вы не можете понять: то ли он тупой, то ли он просто вас не понимает. И поэтому интуитивно люди тянуться к тем, кто говорит. Сейчас стала жизненная необходимость – изучать иностранные языки, в частности английский язык. Обратите внимание: те люди, которые хоть немного могут говорить по-английски (подчеркиваю, говорить, а не писать или читать) с ошибками, «через пень колоду». Они начинают доминировать среди людей, которые молчат. Особенно, если речь идет о трудоустройстве.
Вот такая идет жесткая связка между человеком, который умеет говорить и человеком, обладающим умственными способности. И наоборот, если человек молчит, мы воспринимаем его как-то неадекватно и как-то от него сторонимся и предпочитаем дел с ним не иметь.
Теперь вернемся к йоге. Она эти положения очень четко обосновывает. Йога говорит: да, действительно, способность к членораздельной речи не является чем-то случайным на пути эволюции, а заложена в структуру нашей эволюции. То есть можно предположить, что на какой-то другой планете начали развиваться другие живые существа и, допустим, они забыли изобрести язык – нет у них речи в нашем понимании. Ну ладно, нет и нет. Но есть какой-то аналог нашей речи, где передаются вибрации. А что такое речь? Что такое произносимые нами слова? Это вибрации, как вы понимаете, вибрации воздуха. Эти вибрации воздуха несут какую-то информацию. Мы пользуемся воздухом. Пингвины в воде распространяют вибрации, но только в среде воды. Змеи крайне чувствительны к вибрациям почвы. Этот канал взаимодействия с Вселенной как вибрации, присутствуют независимо от формы. И своего самого высшего проявления достигают в форме человека, когда мы можем членораздельно говорить. Животные тоже могут. Посмотрите на воробышков, которые делят крошечку и чирикают, на собак, которые лают друг на друга и т.д. Йога говорит: наша способность разговаривать, она не есть случайное изобретение, а она есть открытие глубочайшего принципа, заложенного в наше устройство. И поэтому, в ходе эволюции, то, что называется речь, не изобретается, а оно уже в нас и так заложено.
И как только раскрывается принцип речи, вслед за ним очень мощно раскрывается принцип разума. Как пирамида: один слой на другом стоит. То есть принцип раскрытия речи и принцип раскрытия разума следуют друг за другом. Поэтому, наше интуитивное ощущение от того, что человек молчун и как-то неадекватно реагирует на что-то, то наше ощущение, что у него что-то не в порядке с разумом, что он интеллектуально не развит. Более того, в йоге даются более детальные указания, какие центры внутри человека за что отвечают. Согласно устройству человеческого тела с позиции йоги, центр, который проявляется через голос находится в основании нашей шеи, так называемый вишудха (в тантрической традиции). В основании нашей шеи где-то там внутри, есть центр, отвечающий за членораздельную речь. А следующий центр расположенный в месте напротив наших бровей. И получается, что вся эволюция идет - развитие центров снизу вверх. И как только развился голосовой центр, он начинает косвенно подталкивать и интеллектуальный центр к развитию.
Если вы хотите развить разум, вам нужно начинать с развития речи. Если вы хотите начать изучать иностранный язык или какой-то раздел высшей математики. То есть такой пример. Сидит бедный студент читает, читает, а внутри до него не доходит смысл. Есть вполне практический прием: читайте то же самое вслух и громко. И вы увидите разницу. Метод зубрежки, который охаян и проклят. Возникает образ средневековых учебных заведений, где розги лежат и студенты, которые вслух зубрят какую-либо науку. Но мы воспринимаем это как нечто средневековое, от чего нужно отказываться. Нет, друзья, из песни слов не выкинешь. Так доходило лучше.
Центр речевой и центр разума очень жестко связанны друг с другом. Поэтому, прежде, чем очень серьезно замахиваться на серьезные интеллектуальные задачи, или задачи в жизни, очень бы не плохо поработать со своей речью.
Несколько кратких положений из йоги по поводу нашей речи. Мы с вами произносим слова, но есть особые слова – мантры.
То есть если мы вслух произносим, к примеру, формулы из математики, то мы оказываем сильное воздействие на наш разум, тело и тонкие структуры. Но есть особые слова, так хитро они подобраны, так хитро подобрана комбинация и звуки, то эффект получается намного много больше. И эти слова, а иногда целые предложения называются мантры.
Польза от произнесения мантр:
1. У человека форсированно развивается разум. Поэтому, если вы чувствуете, что в интеллектуальном плане вы отстаете, следует практиковать мантра йогу.
2. Человек, который практикует мантра йогу, очень быстро развивает концентрацию сознания. Иногда нам очень трудно сосредоточится на чем-то. Мысли так и прыгают туда-сюда. И мы даже не знаем, что там надо внутри так напрячь, чтобы удерживать сознание. Люди, которые практикуют мантры, легче удерживают свое внимание на объекте.
3. Люди, которые практикуют мантры, в меньшей степени подвержены стрессам. Обычно наша жизнь полна беспокойств. И каждая мысль нас захватывает и выделяется большое количество адреналина и нас начинает уже физически трясти. Человек, который повторяет мантры, как будто берет и окутывает свой разум мягким одеялом от внешнего мира и стресса. Он как бы выстраивает прослоечку между разумом и миром. А это в значительной степени смягчает проникновение тревожащих импульсов внутрь. Человек становится более спокойным в жизни.
4. Человек, практикующий мантра-йогу получает красивый голос. Что такое голос? С точки зрения йоги – это датчик и показатель состояния человеческого тела. Это та система, которая показывает, что внутри человека расстроилось. И если у человека болезни или те или иные кармические недоработки, это сразу же отображается в интонации его голоса. Поэтому, наиболее информативная часть, помимо человеческих глаз, о человеке – это его голос. Вы можете только услышав голос интуитивно понять на каких планах у него что-то не так. И где-то даже сами начинаете понимать какие кармические недоработки у него есть. Но это только косвенно. Карму мы видеть не можем, но недоработки определить возможно. Если человек долго занимается мантра-йогой, то через вибрации он устраняет недоработки и его голос становится более благозвучным. Вот такая очень серьезная связка между голосом человека и состоянием человека – это отдельная тема в мантра йоге. Она, во-первых, как способ диагностики, во-вторых, способ излечения. Если вы слышите голос, вы можете диагностировать, а человек, у которого есть эти проблемы, работая с голосом исправляет их. То есть это и как датчик, и как инструмент исправления. У человека становится красивый голос.
5. Человек, практикующий мантра йогу, специальные мантры избавляется от всех кармических загрязнений и обретает здоровье. Опять же согласно приложенным усилиям.
6. Человек, который занимается мантра-йогой обретает больше жизненной силы (праны). То есть работая с голосом и специальными мантрами, вы повышаете степень жизненности и ваш иммунитет начинает расти.
7. Человек, который занимается мантра-йогой, развивает свои способности, которые позже превращаются в сверхспособности. Итак, как не странно, работая со своим голосом, мы раскрываем и другие способности нашего тела, которые в дальнейшем доходят до такой степени утончения, что уже не подходят под обычное определение способностей, это уже какие-то сверхспособности.
8. Человек, который занимается мантра-йогой со временем может управлять разумом других людей. Если вы практикуете определенные мантры, вы можете настроить на нужную волну разумы других людей. Это очень ценное качество, если вы руководитель большого предприятия. А все ваши подчиненные, как тараканы готовы разбежаться в разные стороны, и заниматься чем угодно, только чтобы не заниматься делом вашей фирмы. И фирмы выживают, где есть такой начальник, который в состоянии все это контролировать. А контролировать подчиненный ой как тяжело. Есть такой миф, что контролировать можно длинным рублем: больше человеку плати – больше он будет работать. Это заблуждение, которое разорило не одного предпринимателя. Помимо денег надо еще что-то. Это что-то неуловимое, которое помогает сплотить людей во имя одной цели. Если вы будущие менеджеры или светила нашего бизнеса, а я верю, что они скоро начнут появляться, то наведете порядок.
9. Человек, который занимается мантра-йогой, со временем уничтожает свою негативную карму и приобретает позитивную. Вообще, в отношении кармы мы мало что можем сделать. Если мы что-то сделали плохое в прошлой жизни и тем самым породили свою негативную карму, то либо мы должны в ответ примерно то же самое получить и тем самым искупить, либо мы должны откупиться. Но только не так, как пытаются открутится современные воротилы преступного мира: вот он замочил огромное количество людей, а потом храм построил. И думает, что все, квиты. Десяточек людей замочил, но ведь храм из золота построил. У человека есть ощущение, что он якобы откупился. Ничего подобного. В храм идешь своей статьей, убитые люди – своей статьей. С негативной кармой мы мало что можем сделать. К счастью, есть положение в карма йоге, что если согласно вашей негативной карме ваши волосы должны сгореть, это не значит что они должны сгореть на вашей голове. Поэтому, до известной степени, если вы кому-то что-то должны, то можете откупиться. Самая ходовая монета в этой Вселенной – это прана (энергия жизни). Если вы кому-то попортили жизнь, то и деньгами не откупиться. До известной степени можно улучшить свое положение, если вы отдаете прану. Но прана должна быть определенного вида на каждый конкретный случай. Человек просто не знает, где ее взять. Существуют специальные мантры, повторяя их вы обретаете эту способность и нарабатываете специальные вибрации праны, которые были должны. Примерно так: вы должны кому-то 10 литров крови. Может быть так: придет вампир и высосет и вы умрете тут же. А с другой стороны, вы можете потихонечку кровь сдавать в пункт приема. И за какое-то количество времени наберете это количество крови и расплатитесь, с вас не будут ее высасывать сразу с ужасными для вас последствиями. Но кровь вы должны отдать, если вы ее взяли в качестве вампира в прошлой жизни. Но это, как вы понимаете, все абстрактные примеры. Практикой мантра йоги можно значительно улучшить свое кармическое положение.
10. Человек, который практикует мантра йогу со временем приобретает то, что называется интуиция. У нас есть наш обычный разум: он анализирует события и выдает свой новый результат, как нам иногда кажется не думая. Бац – и готовый ответ. В каждом из нас заложена эта способность. Каждый из нас может ее раскрыть. Методы мантра йоги помогают это сделать очень быстро.
11. И наконец, самое таинственное. Человек, который практикует мантра-йогу, начинает все в большей и большей степени приближаться к познанию своего Я и более того, через практику мантра йоги он может осуществить самадхи (конечное освобождение через самопознание). Таким образом, просто радоваться всем. Мантра йога дает результаты, которые понятны для нас и которые можно осознать. Но более того, она является инструментом, который один в состоянии привести нас к конечной цели, поднимает нас вверх по духовной лестнице и более того, является инструментом, который один может привести нас к конечной цели. Мы с вами занимаемся йогой. Каждый день мы по 40 минут занимаемся хатха-йогой. Это вошло у нас в привычку и мы работаем над собой. Со временем, это должно способствовать тому, что мы достигнем высшего состояния в йоге – самадхи.
Да, люди бывают с разной кармой. Но для всех путь йоги открыт. Он может практиковать мантра йогу. И более того, одним этим методом без привлечения хатха-йоги достичь конечного результата. И в один период человечества это был настолько популярный метод, что забыли про все остальные.
Мы все можем членораздельно произносить звуки и никто не мешает каждому из нас практиковать мантра йогу. Тот факт, что мы этого еще не делаем говорит о том, что мы только подступились к этой великой науке, что мы до этого не знали всего могущества, заложенного в мантра йоге. Если бы мы знали, мы давно бы ее практиковали очень усиленно.
Теперь несколько отрицательных моментов. Ответ обескураживающий – из-за нашей тупости. Наш разум уже развился до такой степени, что мы заниматься саморазвитием, интересуемся видами духовного развития, психического состояния и т.д. Но осмысление роли голоса, роли вибрации в развитии нашего разума еще очень слабое. И сравнение здесь очень простое. Тот принцип речи, который заложен в каждом из нас, развит очень слабенько. Представьте джунгли, заросшие лианами, деревьями, пройти среди них невозможно. Примерно столько же мусора на нашем речевом центре. Животные потихонечку протоптали эту тропинку. И действительно, воробышки могут чирикать и общаться друг с другом. Животные потихонечку протоптали эту тропинку среди этих джунглей. Дикие люди сделали пошире эту тропу, ходят туда-сюда и более членораздельно общаются, у них уже больше словарный запас – более 20 слов. Это уже гораздо выше, чем состояние животного, но еще и не назвать состоянием академика наук. В дальнейшем идет человек, который из жизни в жизнь развивает эту способность. И тут прослеживается жесткая корреляция: чем более человек дикий, тем примитивнее его язык. Чем более человек развит, тем более сложный у него язык. Как по структуре, так и по своему лексическому содержанию.
Открою вам секрет. Для того, чтобы знать английский язык, вам нужно знать всего лишь две тысячи лексических единиц. Две тысячи - это так мало. Чтобы знать язык и общаться. Но это состояние среднестатистического «бюргера». Такого существа, у которого потребности поменьше: сходить в супермаркет, что-нибудь купить, прийти на работу и делать типовые операции. У человека более культурно и интеллектуально развитого словарный запас шире. И само построение фраз и выражений более «витиевато». Есть прямая корреляция между речью, которую мы слышим от человека и его степенью развитости. Поэтому, у таких людей это не просто какая-то маленькая дорожка-тропинка, а это уже какая-то дорога. И, наконец, у людей очень высокоразвитый это уже «хайвэй» (трасса скоростная). Но все равно по краям джунгли. Знаете, что такое по краям джунгли? Идешь, здесь стена леса и здесь стена леса. Идешь и солнца не видно. Только маленький просвет неба. По мере того, как человек начинает работать над своей речью, уже больше становится видно горизонта. А время от времени и просветы солнышка заглядывают. Точно также и наша речь. Пока что мы с вами прорубили лишь просеку. Я разговариваю, меня понимают. Ну да, не как Шекспир витиевато, но достаточно. И казалось бы, что в этом направлении делать еще? Да нечего больше делать: я понимаю, меня понимают – достаточно. Так вот не достаточно. И только лишь продолжая работать, на каком-то уровне расчистки вдруг начинает доходить, что в нашу членораздельную речь входит намного больше функций, чем просто болтать друг с другом. Что некие процессы эволюции упираются в нашу речь. И мы просто не в состоянии понять неких тайных рычагов могущества, пока наша речь не развита. И получается очень интересная вещь: на определенном этапе развития, человек начинает относится как в первобытные времена – к магическому действия.
Вы все читали сказки, чтобы осуществить магическое действие, нужно что-то сделать и сказать заклинание. Но мы все это считаем чушью, мало ли что первобытные люди попридумывали. Так вот первобытные люди были ближе к истине устройства нашего внутреннего естества, чем мы сейчас – просвещенные люди. И доходить это начинает после того, как человек очень долго занимался йогой, расширил эту дорогу и после этого до него начинает доходить, что потенциал, заложенный в каждом произнесенном слове гораздо больше, чем просто треп с себе-подобным живым существом на какие-то темы, к примеру, о погоде или спорте. Но мы пока этого не понимаем, поэтому и не развиваем это. И если в силу каких-либо причин человек развивает, развивает, развивает, до него начинает доходить какая сила в каждом произнесенном слове. Это отрицательная сторона мантра-йоги. Несмотря на простоту использования этой науки, обратная сторона, которая не дает нам использовать эту науку – наша тупость. А тупость – вещь очень коварная, она корениться в нашем неведении, одури, в которой мы время от времени по жизни перебываем. «А че это я должен рот раскрывать? Лучше помолчу спокойненько». Человек молчит и не дает определенных импульсов разуму. Разум не развивается, а если он не развивается, то не осознает, что заложено в речи. И порвать эту практику порочную – недооценки того могущественного инструмента, которые есть в руках у каждого из нас – и призваны такие семинары, как теперешний.
Все, что я говорю, я придумал не сам. Это все древнейшее учение, которое называется мантра йога, переданное учителями человечества, которые не только дорогу прорубили в этих джунглях, а полностью их уничтожили. И они понимают, как работают слова. И они говорят нам: «Друзья, вы пренебрежительно относитесь к речи. Вы не видите всего, что заложено в каждое произнесенное слове».
Я рад донести к вам это послание от учителей йоги о том, что над голосом нужно работать. И чем больше вы будете над ним работать, тем лучше вам будет во всех смыслах этого слова: и в обычной жизни, и в духовном плане, и в сверхдуховном. Вы пока этого не чувствуете этого потенциала, потому что степень загрязнения вашего разума слишком велика. Но если вы будете работать, поверя на слово учителям йоги, то рано или поздно до вас дойдет. А если работать не будете, то будете идти из жизни в жизнь с неспешным человечеством, потихонечку эволюционировать медленно и печально. Поэтому, самая полезная мысль – друзья, начинайте практиковать. Понимаете вы или не понимаете. Если бы вы понимали, давно бы это делали. Эта мысль должна быть основная с нашего семинара. Если вы выйдете после семинара, и как тот человек, который прочитает какую-то умную книжку, восхитится, а через три недели забыл. Или посетил семинар, захватило, что-то интуитивно открылось. Месяц так побарахтался, жизнь придавила. И через годик спрашиваешь его «Ну как?». Ну и никак, не практикует ничего.
Самое главное, что вы должны вынести из нашего семинара – хватит ждать. Это сокровище, которое у вас в руках поможет вам решить множество жизненных проблем, о которых вы и не догадываетесь. Подавляющее количество учеников, которые уже изучили мантра-йогу по прошествии времени начинают спрашивать: «Почему мы не знали этого раньше? Мы сделали столько глупых ошибок. Мы бились в стену, рядом с дверью. Мы хотели построить карьеру, а у нас не получалось. Мы хотели успеха в бизнесе, наши подчиненные нехорошо с нами поступали». И везде, как болото вроде едешь и все равно увязаешь. Действительно, как бульдозер на болоте. Он крутится, крутится и бульк – утонул на болоте. Точно также и наши начинания. С завтрашнего дня сделаю прорыв в жизни. И раз, раз, раз – где-то это завершилось. То, что мы не практикуем мантра-йогу говорит лишь об одном – о степени неразвитости нашего разума. Если же мы начинаем практиковать мантра-йогу со временем разум также начинает оттачиваться и мы сперва вскользь, интуитивно, а потом сильнее, сильнее и к нам начинает доходить. Но чтобы я вам не вселил комплекс неполноценности о слабости вашего интеллекта, хочу «подсластить» эту горькую пилюлю, я вам могу сказать, что по земному шару не так много найдется людей, которые понимают мантра-йогу до конца. Ваш покорный слуга не понимает мантра-йогу до конца. Я конечно больше понимаю в мантра-йоге, чем вы, иначе бы я не вел этот семинар. Но мне до полного понимания, как до Луны. Бывает, люди говорят: «Я знаю, как эта мантра работает. Я знаю мантра-йогу. Да, я практиковал эту мантру и уже ее отработал». С одной стороны это всего лишь словосочетания речи, но если понимать формально, я должен упасть в ноги и попросить этого человека стать моим Высочайшим Учителем. То есть это тема одна из самых сложных в интеллектуальном осознании. Но мы коснемся этого позже.
У нас есть наша речь, мы можем произносить слова, кто-то больше, кто-то меньше. Более того, есть определенные слова или словосочетания, и если мы начинаем практиковать эти особые слова или словосочетания, которые называются мантры, то мы волей или неволей запускаем механизм действия мантр. И никто не мешает начать заниматься с завтрашнего дня.
У нас в среде йогов есть очень жесткое правило – мы не лезем в дела медицины, религии, науки. Потому, что в религии мы касаемся каких-то глубинных переживаний людей. И здесь можно каждым неуместным словом оскорбить слушающего. Ему, может быть, высшее открылось, а ты начинаешь говорить, что молитва состоит из таких вот мантр и т.д. Хотя, я могу провести некую параллель между религиями и молитвами, и мантра-йогой. Но это крайне деликатная тема. Я боюсь сделать это нетактично. Поэтому, мы всегда дистанцируемся. К нам приходят мантры, которые ассоциируются с именами богов в других религиях. К сожалению, сегодня данность в Индии. Что там настолько переплелась мантра-йога с местными религиями, что когда это приходит на Запад, то люди воспринимают мантры как поклонение другим богам. Действительно, есть мантры имен. Помимо мантры имен есть мантры энергии и сознания, которые уж совсем нельзя близко назвать, что они имеют близкое отношение к религиям. Поэтому, мантра-йога не сводится только лишь к таким божествам, которые могут поставить в неловкое положение представителей других религий. В мантра-йоге полно мантр, которые нельзя назвать, что они имеют близкое отношение к религиям, они сами по себе. Очень много мантр, к примеру «Биджа» мантр. Они не имеют перевода, они – определенные вибрации, которые даже на физическом уровне осуществляют вибрации-массаж. Поэтому, никакой связи с религией здесь нет, чисто физическое действие. Поэтому, мантра-йога не сводится к религии.
Что же касается мантр имен, если человек исповедует ту или иную религию. По сути дела, любую молитву можно свести к мантра-йоге. Сказано, «Отче наш» читать, ну и в перед. Но если ты будешь это делать с осознанием глубинных принципов, о которых говорит мантра-йога, ты просто быстрее достигнешь результатов. Поэтому, тема религии очень деликатная. Сейчас всплеск интереса к религии. Он вызван в большей степени политиками. Это фактор воздействия на людей. Вот если я объявляю, что я – представитель определенной религии. Как в США, президент не может стать атеистом, он потеряет часть электората. Верит он не верит, он должен говорить, что верит. Потому это такая скользкая тема, от которой йога дистанцируется.
Еще раз напомню, много индийских учений проникло, в том числе и в нашу страну. Они иногда называют себя йогой. И при более близком рассмотрении трудно определить, является ли это йогой или другим религиозным культом. Вроде они говорят, что это йога, но капни глубже, это смахивает на какую-то религию. Йога не против религии, йога за религии, если они помогают людям. Но йога – это наука самопознания и она строится на своих принципах, не противоречащих религии. Но в то же самое время, не зависящих от религии. То есть человек любого вероисповедания может заниматься йогой. Более того, если человек атеист тоже может заниматься йогой. Человек, который вообще атеист. Человек, который и не атеист, и вроде ни во что не верит – и таким людям помогает йога.
Самое первое, с чего вы должны начинать – выработать новое отношение к словам и речи. Часто размышлять над словами вашей речи и отслеживать ваши состояния от того, говорили ли вы много, мало, с какой эмоциональной окраской говорили. К примеру, сидите вы и читаете лекцию и еще удивляетесь, почему до сих пор вас кто-то еще слушает. Потом по прошествии времени вы отмечаете, как работает ваш разум, как работает тело, какое у вас состояние, вы замечаете эти нюансы. Другой пример, дома с женой вы скандалите, бьете посуду, хорошо до мордобоя не доходит, но вот-вот дойдет. Рубикон перейден, все в дребезги летит. Вы из грозной речи переходит на крик. Вы поругались, поругались, эмоциональный настрой ушел, вы поняли, что ваша жена/ваш муж самая/ый замечательный человек на свете, успокоились и поцеловали их. Такое вот замечательное времяпрепровождение. Но этому препровождению предшествовала какая-то деятельность речи. Отметить для себя, вот вы ругались, ругались, и кончилось желание ругаться. Вы бы и дальше ругались, а потом бац – кончилось желание ругаться, силы кончились. И все, что вас задевало, обижало - ушло на задний план. Вы устали и забыли. Это как ребенок маленький: забрали игрушку, он сперва плакал, плакал. А вокруг много других игрушек. Плакал и забыл.
Ключевое замечание для вашей дальнейшей работы с голосом. В речи важны все составляющие: и что было сказано по информационной наполненности, и как было сказано. И вот в этом заключена еще одна тайна воздействия нашей речи на наш разум. Играет роль иногда даже не то, что сказано, а как сказано. В дальнейшем мы коснемся и этого.
В дальнейшем, «с понедельника» вы начинаете отслеживать свое состояние от произнесенных речей. Если у кого-то есть такая привычка вести дневник. Она бывает крайне полезная. Эта привычка структурирует переживания. Важно даже не то, будете вы читать этот дневник или не будете, но в момент написания вы расставляете точки над «и». В голове причинно-следственная связь начинает отрабатываться.
Итак, вы потихонечку начинаете набирать свои внутренние интуитивные ощущения от того, что и как вы говорите. Это первое с чего все начинается. Второе, вы ничего не ждете и начинаете практиковать упражнения голосом с завтрашнего дня. В дальнейшем я коснусь этой таинственной темы, которая называется пробуждение мантры или когда мантру мы не просто выбираем для себя и начинаем практиковать. А когда нас посвятили в нее, или дали передачу той или иной мантры. Это очень грандиозное событие и очень серьезная вещь. И многие люди не практикуют мантру и ждут, пока это с ними случится. Друзья, это одно из самых опасных заблуждений, что придет гуру с Гималаев и посвятит вас в вашу личную нужную именно вам мантру. Да не придет он, пока вы не сделаете свою часть работы. Помните, многочисленные байки, что прежде, чем дать эликсир знания, ученик должен приготовить сосуд для этого эликсира знания. Просто в пустоту никто не будет этот эликсир выливать. Также и человек, который над собой не поработал, но уже претендует на то, чтобы ему дали суперсильную магическую мантру, не встретит понимания со стороны учителей. Это нарушение второго принципа йоги – не растрачивания сил понапрасну. Бесполезно давать, если человек не готов это принять. А чтобы готов был это принять, он должен какие-то шаги сделать сам самостоятельно. Так вот каждый из вас не ждет гуру из Гималаев, а берет и начинает практиковать определенные мантры, самые общие, оздоровительные. А когда он попрактикует, как говорит йога: готов ученик – готов и учитель. Как рояль в кустах найдется гуру, который во все нужные вам мантры посвятит. К сожалению, сейчас все больше и больше становлюсь свидетелем, как люди что-то узнали про мантра-йогу и «косяками» начинают ходить, искать нужную мантру, человека, который передал бы им эту мантру. Ни один вменяемый учитель не будет опережать события без крайней на то необходимости. Поэтому, с мантра-йогой нужно начинать работать.
С которой мы начали семинар. Вначале вы будете петь мантру А, затем будете петь мантру О, потом мантру У, потом мантру М. Потом все эти мантры, которые будут звучать в единой мантре АОУМ, или знаменитый йоговский ОМ. Иногда его называют «сладкий ОМ».
Насколько громко нужно петь мантру АОУМ?
Так громко, как только можно, не беспокоя при этом окружающих. Вы понимаете, если я живу в хрущевке, где на пятом этаже чихнешь, а на первом говорят «Будь здоров!». И я начну практиковать мантра-йогу, реветь как кашалот, то я не найду понимания у остальных жильцов. И помимо положительной кармы от этой мантры, заработаю массу отрицательной кармы. Начнется стуком батарей, потом стен, потом в дверь.
Мы понимаем, что нет у обычного человека идеальных условий для практики, если конечно у вас нет дворца на Рублевском шоссе, где у вас есть комната, оббитая войлоком, где вы «отрываетесь по полной», если у вас не настолько положительная карма.
Самое главное, начинаете изучать и практиковать мантра йогу вслух и как можно громче.
Мантру можно повторять тремя способами: вслух очень громко, вслух еле слышно и умственное. Еле слышное повторение считается более сильным вариантом, умственное – еще более сильный вариант. Но, чтобы повторять умственно, нужно обладать кристальной степенью концентрации и ясностью разума. Мы просто не в состоянии практиковать умственно. Мы повторяем умственно, а на заднем плане бегают другие мысли. Поэтому, вариант, когда мы умственно повторяем, а на заднем плане бегают посторонние мысли по степени концентрации на мантре оказывается намного слабее, чем когда вы орете «благим матом» и у вас просто сил не хватает на посторонние мысли.
Друзья, будем реалистами. Мы пока еще не дошли до той степени концентрации, когда в голове нет ни одной мысли, кроме мысли, скажем Гаятры, только лишь она. У нас на заднем плане мелькают различные мысли. Начинаем от грубого к тонкому.
Кстати, про кришнаитов. Основной их текст кришнаитов – Бхагават-гита. И как не странно, в Бхагават-гите очень хорошо описано много разных йог. Чем знамениты кришнаиты в нашей стране и за рубежом – они бесплатно кормят людей. Это очень-очень здорово.
Просад – это еда, которую они преподносят Высшему и Высшее они понимают как Кришну. Чем отличается обычная еда от просада? Тем, что они ее предлагают Высшему и она как бы освящается. А вторая часть – над едой должна прочитаться мантра. Когда человек читает мантры, он вокруг себя генерирует эти вибрации, и все, что находится рядышком, пропитывается этими вибрациями, в данном случае еда. Поэтому еда, пропитанная этой мантрой, считается очень благотворной, полезной и целебной. Мантра, которую они используют – Маха мантра. Вы все наверняка ее слышали (Харе Кришна, Кришна Харе..). На самом деле, это одна из самых сильных мантр. Другое дело, у западного человека создается предубежденное отношение. Т.к. слишком часто ее поют, иногда поют на улицах. И здесь действует закон ассоциативных связей. Людям кажется, раз эт поют, значит это работает или не работает. Но это одна из самых сильных мантр. И если эта мантра пробуждена, она поистине может делать могущественные вещи. Другое дело, конечно же из многих тех, кто ее поет, до пробуждения еще достаточно долго. Но обратите внимание, у тех же кришнаитов мантра – важная составляющая их организации. Все кришнаиты хотя бы немного практикуют эту мантру. И это крайне благотворно сказывается на каждом кришнаите. Более того, злые языки утверждают, не будь этой Маха мантры, никогда бы такая организация не могла бы возникнуть. Она бы не сохранилась, а просто раздробилась. То есть энергия этой мантры позволяет им это все делать.
Конечно же, все начинается с ОМа, чтобы хотя бы почувствовать вкус мантр. Но, мантра ОМ слишком уж универсальная, как и вся Вселенная. Она дает всего и сразу, но понемногу. И это не всегда бывает для человека приемлемым. Иногда человеку хочется побольше чего-то конкретного и поменьше всего остального. И тогда возникают другие мантры. Напомню вам классификацию мантр: мантры энергии, мантры сознания, мантры имен. Также мантры делятся на мантры: духовные, материальные (меркантильные или мирские) и мантры смешанные.
Материальные мантры в первую очередь решают ваши материальные проблемы. К примеру, квартира пятикомнатная с видом на Кремль. Это конечно же больше попадает под категорию материальных желаний, нежели категорию познания высшего Я или Вселенной. Есть другие мантры, они целиком духовные. То есть, практикуя их, человек получает в первую очередь духовные прозрения, а про материальные ничего не сказано. Может вообще материального не получать. И наконец есть третья группа мантр, которая через выбранное материальное дает понять высшее. К примеру, хочу чтобы через богатство мне пришло высшее. И практикую специальную мантру, чтобы богатея, понимать высшее. Почему нет, почему бы не прожить такую жизнь? Или хочу, чтобы высшее открылось мне через искусство или творчество. Хочу творить и через это познавать высшее.
Третий тип мантр наиболее распространен, безопасен и приемлем. Потому что материальные мантры не гарантируют вам отсутствие провала в жизни. Ну получите вы эту квартиру, а вдруг вам там жить не захочется или осознание, что все бренно придет и отравит ваше сознание. Чисто духовные мантры – действительно вы можете преуспеть в чистой духовности, но вам, прошу прощения, жить негде будет, есть нечего. Если у вас соответствующая негативная карма. Это будет вас отвлекать. В древности с этим боролись по-разному. Некоторые практиковали исключительно духовные мантры и вели странствующий образ жизни, питаясь подаянием. Кого-то одна мысль об этом пугает. Ну пугает, значит не надо, никакой жесткой необходимости в этом нет.
Самые распространенные и подходящие мантры – это смешанные, где вы постигаете высшее через конкретное. Теперь что касается самих мантр. Есть мантры сознания, в них самое главное смысл. Есть мантры энергии, в них самое главное это звук, который вы произносите. И есть самые могущественные мантры – мантры имени. В них в равной степени присутствуют энергия и сознание, поэтому до известной степени можно коверкать произношение и не до конца понимать смысл. Но получать результат, что делает эти мантры широко распространенными.
Есть мантры прямого действия и мантры с «защитой от дурака». По всему миру распространены мантры с «защитой от дурака». Мантры прямого действия широкой публике практически неизвестны. И слава Богу. Аналогия такая: есть мантры, есть предметы, которые вам заведомо не повредят. Они безопасны, к примеру, килограмм картошки. А вот д