Основной закон изменения качеств элементов одного уровня.
Включает активную (положительную), пассивную (отрицательную) и нейтрализующую (нейтральную) силы. Переход одной силы в другую формирует все существующие элементы уровня действия силы (аналогично “..три рождают все живое.” Лао Цзы “Дао де цзин”).
Силы определяют набор действующих элементов внутри подуровня (ноты) каждого мира или уровня (октавы) (см . ЗаконСеми) – этими элементам являются:
Активный “+” – углерод (C)
Пассивный “-” – кислород (О)
Нейтральный “0” – азот (N)
Приведенные силы можно сопоставить с качествами в других доктринах:
Активная – Саттва – Брахма
Нейтрализующая – Раджас – Вишну (Кришна)
Пассивная – Тамас – Шива
Тамас
Качество бесстрастия в низшем смысле, безразличие. Это полярная противоположность Высокой Беспристрастности, которая является состоянием совершенной аффективной полноты или равновесия. Свойство тамаса тяготеет к настоящей смерти или бессознательности.
Постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.
Как одно из трех качеств материального мира (гун), тамас представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует статичную инерцию как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения (раджас), в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы (саттва).
РАДЖАС
Раджас - это страсть и деятельность.
Раджас порождает смятение и неугомонность.
Раджас - это источник неукротимых желаний и привязанности. Он опутывает привязанностью к деятельной жизни.
Раджасический человек жаждет власти, богатства, престижа, положения, репутации и славы.
Раджасический человек постоянно в движении. Он амбициозен. Он всегда деятелен. Он словоохотлив.
Он полон стремлений и желаний. Он привязан к действию. Он гонится за чувственными удовольствиями.
Его желания неугасимы, как пламя. Он никогда не бывает удовлетворен. Он всегда ненасытен и неудержим.
Его рассудок затуманен. Он лишен дара проницательности.
Его пьянит богатство. У него извращенный интеллект.
Его цель - деньги и чувственные наслаждения.
Страдание он принимает за счастье; боль кажется ему удовольствием; горе он воспринимает как радость.
Саттва
Когда в человеке усиливается саттва, он праведен; в нем развивается преданность Господу; в нем пробуждается знание.
Когда сознание саттвическое, в душе воцаряется покой. Истина отражается в спокойных водах сознания.
Саттва увеличивается от общения с мудрецами, изучения религиозных книг, саттвической пищи, повторения имени Бога.
Саттва обладает такой характеристикой, как сияние. Это также гармония, добродетельность или чистота.
Саттва чиста и прозрачна, как хрусталь.
Саттва порабощает человека, привязывая его к счастью и знанию (низшему).
Саттва - это золотая клетка. Раджас и тамас - железные клетки.
Когда преобладает саттва, человек наделен проницательностью, чистым разумом и чистым рассудочным познанием.
Его сознание отворачивается от чувственных наслаждений. В океане его сознания катятся волны возвышенных, божественных мыслей.
Когда доминирует саттва, появляется ясновидение и глубокое проникновение в сущность явлений. Дверь интуиции широко распахивается.
Эти знания можно использовать в повседневной жизни, улучшая здоровье, прибавляя удачи, сил и помогая себе облегчить путь к духовному росту.
Самый простой способ соблюдать некоторые правила питания:
1. Исключить тамасические продукты - мясо, лук, чеснок, грибы( они затормаживают мышление, препятствуют вообще какому-либо движению)
2. При подвижном образе жизни употреблять продукты раджасической природы - корнеплоды, крупы, кисломолочные продукты, орехи.
3. К саттвическим, наилучшим, относятся фрукты, все, что растет над землей, мед, молоко, сметана.
[показать]