Мы каждый раз ездим мимо этой деревеньки из Минска в Литву-Летуву.
Только раз удалось уговорить мужа с сыном завернуть не на стоянку для отдыха напротив водохранилища, а в этот самый Крево.
Деревеньку...
[500x355]
[500x355]
А ведь каких-то 670 лет тому назад тут кипели страсти. И какие!
Тогда это был город «Страны замков» – Великого Княжества Литовского, не последний не только в стратегическом значении.
Замок строился по приказу Гедимина с целью создания линии обороны от крыжанцев-крестоносцев.
[600x450]
Правители Великого Княжества Литовского Миндовг, Тройден, Витень, Гедымин, Ольгерд с почтением относились к вере своих предков.
Гедымин говорил: "Что вы мне говорите о христианах? Где больше несправедлвости, зла, насилия, злохитрости и алчности, как не среди христиан и особенно среди тех, которые выдают себя за монахов? Нет зла, которого они бы не совершили... С тех пор, как появились тут эти христиане, они никогда не исполняли того, что обещали в своих клятвах".
Тем не менее христиане "отжали" наших князей – политика страшная сила, хоть и грязная.
Уже Ольгерд дважды заключал браки с княжнами-христианками, которые придерживались новых обычаев и помалу подвигали супруга к намеченной цели (вот уж где точно, муж - голова, жена - шея).
Вспомнила статью о найденной в рукописном журнале учащихся довоенной Ошмянской гимназии легенде о возведении Кревского костёла (1928 г.).
«Произошло это давным-давно, когда в Крево не было ещё ни церкви, ни костёла. В те времена люди верили в силы природы, поклонялись деревьям и камням. На одном из кревских холмов было возведено капище. Здесь языческие священники проводили свои службы, принимали пожертвования от местных жителей.
В те времена поселился в окрестностях Крево монах-отшельник. Дни и ночи проводил он в постах и молитвах, славя Христа и святых. Вместе с этим, доносил он слово Божье заблудшим язычникам, призывал их присоединиться к вере Христовой.
Многим людям пришлись к сердцу слова проповедника. Всё чаще и чаще собирались они, чтобы послушать его мудрые речи. А тропинки к капищу тем временем всё больше и больше зарастали травой.
Не понравился такой поворот дел языческим священникам. Начали они клеветать на отшельника, виня его во всех бедах и несчастьях. Но напрасными были их старания: люди понимали, что беды и несчастья сопровождали их и раньше.
Тогда сторонники старой религии решили сломать отшельника хитростью. Они предложили ему доказать силу христианства чудом. «Сможешь своими молитвами уничтожить наше капище - то мы и сами перейдём в твою веру», - с издёвкой сказали они. Отшельник же согласился, попросив на это неделю времени. После он отдался молитвам, в которых просил Бога о чуде. И как все удивились, когда на седьмой день беспрестанного моления провалилось капище под землю, образовав огромную яму. Отшельник же, благодарный Богу за содеянное, возвёл со своими»сторонниками на том холме костёл. И это был один из первых на землях Литвы католических костёлов.» (http://www.ctv.by)
Прочла и прослезилась...
Под чьим влиянием была написана легенда, думаю, ясно, но говорит она о том, что интересно мне – на месте нынешнего костела было древнее языческое капище. Один из холмов, на котором оно могло находиться - этот.
[450x600]
И католическая церковь (конечно не единожды перестроенная) стоит на том самом или рядом с тем самым местом.
В повести К. Тарасова «Апошняе каханне князя Міндоўга», похоже, именно эта гора называется Перуновой.
Мало было времени, чтобы осмотреться. В одной из статей читала о русских позициях на т.н. Юрьевой горе. По мне так должна быть эта (судя по видам с нее), только левее от костела. Но, возможно, есть и еще.
Широкая площадка, на которой может поместиться не малое количество людей. Домики рядом.
[449x600]
Вдали за костелом дом священника.
[600x449]
Дальше уже не пошла – под горой выразительно жестикулировали мои парни, призывая продолжить поездку. Отдохнули...
Найду ли я когда-нибудь себе спутника или спутницу, с которым можно ползать, куда душа попросит?! Похоже, и этим летом окажутся не найденным мной чудо-источники живой и мертвой воды. А ведь была наводка от Змицера, только доехать и дойти. Так не с кем.
Внутри храма ни души. Воспользовалась возможностью снять, что захочется..
[450x600]
[600x450]
Хотя, собственно, ничего особо примечательного и нет.
Кругом ни одного камушка, говорящего о том, что некогда на этом месте могло быть то самое «провалившееся» капище.
Холм практически рядом с развалинами замка. Того самого, в котором была заключена Кревская уния, положившая начало более активному обращению язычников Литвы (Беларуси) в католическую веру хитрым князем Ягайлой.
Виды с горы на окрестности.
[600x450]
[600x450]
[600x450]
Костел, через дорогу магазин... Развалины уж еле видны за деревьями.
[600x450]
Нальшанские земли... Относительно недалеко по дороге сюда встречались названия деревень Большая и Малая Дайновка - некогда земли одноименного княжества...
Некоторые экскурсоводы привязывают Крево к месту правления языческого жреца Креве – Кривайтиса. Наиболее уважаемого языческого жреца всех ближайших земель. Человека по известности и важности навряд ли уступающего жрецам древней славянской святыни – храма Арконы. Но это совсем маловероятно. Резиденции верховного жреца были в Ромове, Кернаве, Вильне, но для Крево годом строительства считается 1338, когда на эти земли уже вовсю протоптали тропы ходоки - христианские миссионеры. Они с помощью крестоносцев старательно оттесняли оставшихся жрецов в леса жемойтии..
Скорее всего название города пошло от названия племени кривичей, которых балты именовали кревами, криевами.
Возможно также, что название поселения образовалось от литовского слова krievi , что обозначает топь, болото. На самом деле, местность рядом с речкой Кревлянкой еще до недавнего времени была сильно заболоченной.
В ХVI столетии Крево наряду с Вильно, Версалем, Гамбургом и другими крупными европейскими городами был даже обозначен на еще редких тогда географических картах Европы
В ХVII-ХVIII веках городок пользовался магдебургским правом, которое делало местечко независимым от государственных чиновников. Согласно нему мещане - жители местечка - освобождались от ряда повинностей, а иностранные купцы на местных кирмашах должны были продавать свой товар только оптом - своеобразная свободная экономическая зона. Естественно, это было выгодно городку и способствовало его экономическому развитию и процветанию.
Только после "воссоединения" Речи Посполитой с Россией (освободившей нас от гнета «литовских князей») Крево утратил право магдебургии, и жизнь здесь стала постепенно затухать.
Таким примерно он был после окончания строительства.
[показать]
Таким его видел Наполеон Орда в 1877 г. (до второй Мировой войны).
[показать]
Часто слышала, что замок де был разрушен во время этой войны, когда Русские его обстреляли - войска Кайзера включили его в линию обороны. Башня, в которой был задушен племянником Ягайлой «нежно любимый» дядюшка Кейстут и из подземелий которой бежал переодевшись в женское платье его двоюродный братик Витовт на этом немецком фото еще во всей своей подрушенной красе.
[показать]
Получилось, что войска просто добили то, что было не добито кем-то. Кем?
До Наполеона Орды в хронологии Крево есть упоминания, что в 1433 г. – Брат Ягайло Свидригайло, сражаясь за власть в Великом княжестве Литовском, захватил и сжёг Крево. 1503 – 1506 г. – Кревский замок подвергается набегам крымских татар. 1519 г. – Кревский замок захвачен московскими войсками.
Но ни одного слова о его ремонте или восстановлении.
Правда в 1507 г. – Крево посещает король Сигизмунд Старый. Где-то же его поселили?.. Правда в 1559 г., 7 апреля – Крево получает магдебургское право. А в 1560 г. – Владетелем Крево является Николай Остик, который сдаёт его в аренду своему подстаросте Каспару Кунцевичу (один из дальних предков моего дядюшки Петра Кункевича).
В 1564 г. – Крево получает перебежчик от Ивана Грозного князь Андрей Курбский.
И есть упоминания о восстаниях: 1831 г., апрель – По призыву ксендза Жилинского в Крево создаётся отряд добровольцев в 50 человек, которые во главе с Огановским и Шатилой отправляются в Ошмяны поддержать участников освободительного восстания. И 1863 г. – Во время восстания Кастуся Калиновского в Крево проводит агитационную работу и распространяет повстанческую литературу местный крестьянин Викентий Томашевич.
Но, как я понимаю, Войска Кастуся Калиновского навряд ли разрушали эти стены, иначе им сие помянули бы.
Таким, как я его вижу теперь, замок стал после 1 мировой войны и после забытья его властями. Я бы вообще не рискнула назвать эту грудой башней.Замок опасен для нахождения рядом...
[600x450]
«Законсервированные» трухлявыми досками стены
[600x450]
Только эта еще стоит.
[600x450]
В остальных местах может разразиться камнепад.. Надеюсь, под этим никто не погребен?
[450x600]
Это та самая стена, по которой лупили пушки российской артиллерии
[600x449]
Чесслово собрать бы средства от воевавших тогда сторон на реставрацию замка.
Чтобы не повадно было устраивать войнушки в исторических ценностях.
Вместо глубоких рвов нечто отреставрированное в современном видении похожее на русло пересохшего ручья
[600x449]
И родничок...
[600x449]
Знакомый конь пасется - полагаю, тот самый, которого видел dariuss в 2008 г.
[600x449]
За старыми стенами новая жизнь...
[600x450]
Сколько ни искала, так и не узнала, какого года сие строение (за пределами территории развалин - явно скоро и оно превратится в то же) и что тут было до того, как оно дошло до ручки...
[600x449]
Из норки выскочила и, увидев меня, шустро вернулась назад довольно внушительных размеров ящерка. В отличие от людей она имеет доступ туда, куда нам легко не попасть. Возможно к тем самым подземельям, до которых еще не докопались археологи.
Хочется верить, что этот замок все же когда-то будет исследован и отреставрирован, чтобы его увидели и наши правнуки.
[600x449]