Это цитата сообщения
Matrioshka Оригинальное сообщениеБереза в народных легендах.
[показать]
С.Сержинский. Роща.
«Берёзы»
Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего белоствольные всё понимают?
У дорог прислонившись по ветру стоят
И листву так печально кидают.
[показать]
С.Сержинский.Березы.
Я пойду по дороге, простору я рад,
Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу ласкают?
[показать]
Сергей Луценко Березы
А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.
[показать]
С.Сержинский. Речушка.
Посидим на дорожку, родная, с тобой,
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнёт на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.
[показать]
С.Сержинский. Летний пейзаж.
Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,
А последняя, эх, западает...
[показать]
Carl Larsson.
А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.
[показать]
АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ.Березовая роща
Береза в народных легендах.
Существуют народные легенды, в которых береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Параскеву-Пятницу от преследований черта (русское), или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское).
[показать]
Бебий Владимир Иродионович.Ясный день на речке.
Женская символика березы, кроме описанного выше, проявляется и в обрядах лечения детских болезней: например, веря в магическое исцеление, носили девочек к березе, а мальчиков — к дубу (украинское).
[показать]
Белых Алексей - Три березы.
В обрядовых приговорах при сватовстве береза и дуб также выступали как символы невесты и жениха («у вас есть береза, а у нас дуб...»).
[показать]
Березы. Орлов Андрей.
В Полесье верили, что посаженная близко к дому береза вызывает женские болезни у его обитательниц; что наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий («бабских проклёнов»). В некоторых полесских селах при похоронах покрывали тело умершей женщины березовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев называли «зялеными кусточками», а умерших сестер — «белыми березами». В свадебных и лирических песнях береза — самый популярный символ девушки.
[показать]
Бобин Юрий.Березки.
Связь березы с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в Полесье говорили, что они «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой березе». Принадлежащими русалкам считались такие березы, ветки которых свисали до земли; на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться, опасаясь русалок.
[показать]
Бобин Юрий.Осень
Парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели:
На гнилой колоде,
На белой березе
Русалки сидели,
Суки вязали...
Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду.
[показать]
Былич Александр Леонидович.Грибная пора.
В Польше плакучие березы, одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. В них якобы вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из берез и «затанцовывали» насмерть случайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида березы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в березу. Характерно, что в Костромском крае об умирающем говорили: «В березки собирается».
[показать]
Былич Александр Леонидович.Тишина.
Береза вообще часто упоминалась как атрибут нечистой силы в демонологических поверьях и быличках: рассказывали, например, что ведьма могла надоить молоко с ветвей березы; она же летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору; женщину, в которую вселился бес, во время приступа «бросало» на березу.
[показать]
Виктор Цыганов.Березы
Крестьяне Дмитровского края (под Москвой) верили, что в березовые ветки на Троицу вселялись души умерших родственников.
[показать]
Владимир Воробьев.Осенний лес.
Древние славяне писали на коре березы - бересте(берёсте). В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, процарапанных на бересте. Было время, когда в Северной Италии новогодним деревом считалась не пушистая елочка, а белоствольная береза.
[показать]
Еськов Павел Васильевич.Осенние берёзы
Латышское название березы - betula - переводится как "белотелая", намекая на белый ствол этого дерева. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.
[показать]
И. Масленникова. Березовая роща
Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
[показать]
Исаак Левитан. Березовая роща.
В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.
[показать]
Сергей Кузин
[показать]
Сергей Панасенко.Весна. Берёзы
[показать]
Юрий Клапоух.Березы.
[показать]
Березовая чаща.
[показать]
Ольга Межун. Березы.
[показать]
Jessica Garrett
[показать]
Иванов В. Л.Русские берёзы
[показать]
Щевелева Ольга.В роще весна
Немного фотографий.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
http://www.sunhome.ru/journal/120307
http://www.sunhome.ru/journal/120307