Совершенно случайно наткнулся на довольно интересный факт. На территории современной РФ существовали синтоистские храмы. Да, догадаться нетрудно, учитывая, что Курилы и Сахалин были долгое время японскими, но мне в голову как-то не приходило.
Синтоистские святилища - они сами по себе - произведения архитектуры, и всеггда у меня вызывали восхищение не меньшее, чем византийская храмовая архитектура или готические соборы. Правда, в последних двух я был, а вот в синтоистских святилищах не приходилось. Но, думаю, каждый хоть раз видел на фотографии этот символ Японии.
[показать]
Тории Ицукусимы, думаю, уж точно. Святилище синтоистское, его устройство - это отдельный рассказ, и сейчас это не так важно. Главное, да, существование подобных (или, точнее, остатков подобных) на территории РФ.
Все, думаю, знают, что по итогам Русско-Японской половина Сахалина перешла к Японской Империи, была переименована в Карафуто и начала активно заселяться. Центром заселения стала бывшая Владимировка, куда до этого ссылали всяких неугодных по большей части (что, кстати, привело к началу в те-еще времена изучения сахалинских древностей, созданию первых музеев; в общем, нельзя сказать, чтобы все это было совсем бесполезным.) Вот, кстати, эта Владимировка, для последующего сравнения:
[показать]
Ну, так или иначе, Владимировка была переименована в Тоёхара. (Или, по некоторым данным, Тоёхара - новый город, начал строиться южнее, а затем, по мере разрастания, эту Владимировку поглотил, но не суть важно.)
[показать]
Только что приехавшие на Сахалин японские солдаты. Они были среди тех, кто ударными темпами осваивал суровые сахалинские земли. Осваивали крайне успешно, множество деревень было превращено в хорошие такие города, а Тоёхара стала вообще цивильным местом (получше нонешнего Южносахалинска). А построенные японцами железные дороги по Сахалину использовались еще и в советское время, да и сейчас вполне себе стоят.
Для интереса, парочка живописных фотографий:
[показать]
Центральная улица Тоёхара, О-Дори. Прямо вспоминается Акутагава.
[показать]
Еще симпатичная Тоёхара. Надо сказать, что город имел великолепную прямоугольную форму с ровненькими улицами. Вот:
[показать]
[показать]
А это - банк Хоккайдо Такусёку, в советское время - обком партии, ныне - художественный музей:
[показать]
Городское управление. Здесь, кстати, с 1908 по 1914 работал дед Юкио Мисимы, Хираока Садатаро.
[показать]
А вот, да, японские школьницы эпохи Тайсё на Сахалине.
[показать]
А вот Хирохито, еще принц, в Тоёхара.
Самым, пожалуй, известным зданием на всем Сахалине является музей. Этому повезло - как был построен в качестве музея в середине тридцатых, так до сих пор им и остался. И, знаете, он правда прекрасен. Мечтаю побывать там.
[показать]
Строится!
[показать]
Построился.
А теперь советую держаться, потому что в наши дни его сумели сохранить в той же красоте. Фотографии великолепны. Выбрал самые-самые, глядите:
[показать]
Зима
[показать]
Весна. Да, на самом деле я не знаю, весна или лето, но нужно же соблюсти цикличность!
[показать]
Лето
[показать]
Осень. ХОТЕТЬ
[показать]
И снова зима.
Впрочем, давайте перейдем к обещанному - а именно, к храмам! Синтоистских святилищ на Сахалине было великое множество: как совсем маленьких, так и довольно крупных. Фотографий их не то, чтобы много, но вот некоторые. Для начала, обычные:
[показать]
Найро дзиндзя
[показать]
Отиай дзиндзя
[показать]
Рутака Хатиман дзиндзя
[показать]
Гокору дзиндзя. В Тоёхара, вот и наряднее.
[показать]
Анива дзиндзя в Одомари, ныне славном Корсакове. Одно из самых красивых.
[показать]
Храм Секонся
А вот более интересные фотографии:
[показать]
Небольшой храм в поселке Сатто интересен тем, что его тории сделаны ребер и лопаток кита. Ес-сно, храм был построен китоловами для китоловов и для китового ками.
[показать]
А вот - живописнейшее святилище в поселке Тэи. Тории стоят в воде, прямо как в Ицукусиме.
[показать]
Просто великолепное зрелище. Я многое бы отдал, чтобы побывать там, когда эти тории еще стояли. Это - скала Тисия, ныне Атласово и некогда жилище Уми-но-ками.
[показать]
По традиции, вроде как, в храмах должны быть трофеи. Это - пушка с крейсера Новик, еще русско-японской войны, в Анива дзиндзя.
И, наконец, отдельно стоит Карафуто дзиндзя, как по названию видно, центральный храм не только Тоёхара, но и всего Сахалина, простите, Карафуто. Расположен этот храм в просто великолепном месте, на холме Асахигаока (ныне, смейтесь, называют ее "Большевиком" и "Лысухой"). Ведет к нему, как положено, длинная лестница, начинающаяся с тории. Аллея - из приморской сосны. Одно из деревьев посажено самим Хирохито. И оно, вроде как, до сих пор растет!
[показать]
[показать]
В подножии же храма стояла пушка из Порт Артура.
[показать]
[показать]
Чиновники у стен Карафуто дзиндзя. Год не знаю, но, может, среди них и дед Мисимы есть?
[показать]
А это Вторая Мировая, проводы солдат. Воодушевляюще, правда?
[показать]
Еще одна просто великолепная фотография, "храмовый страж". Я точно не знаю их предназначения, но выглядит он здорово.
Кстати, в Карафуто дзиндзя Хирохито привез реликвии - золотой меч, бронзовый колокол, лук и шелковое полотно, которые хранились в храмовой сокровищнице - хобуцугурадене, сделанной из бетона! (Точно не знаю, но, вроде как, это не слишком характерно для синтоистских святилищ - все постройки из дерева.) Кстати, по недостоверной информации, местный краевед, коллекционер и вообще хороший человек М. Шерковцев нашел обломок одной из реликвий - меча.
Ну, пафосный момент закончен, перейдем к суровой реальности. Ныне Карафуто дзиндзя как таковой не существует. Более того, когда, в 1945 году советские власти семимильными шагами вошли в Карафуто, все синтоистское они уничтожали. Не то, чтобы безжалостно и идейно, а просто - методично и жестоко, растаскивая все, что можно, в неизвестных направлениях. Ныне...
Я долго искал, что же там ныне. В полученной информации не слишком уверен, но, так или иначе. Насколько я понял, в данный момент на территории Карафуто дзиндзя располагается местная площадь Славы.
Я не нашел нормальных фотографий, но вот что вижу:
[показать]
Это план перестройки этого мемориала, а заодно и холма. Сюда перенесут памятник с площади Победы, где построят кафедральный собор. (Зна~комая ситуация челябинцам.)
Извращение еще одно - в вырубке заросшей ныне аллеи, и посадке новой. Представьте, священные деревья, в том числе и дерево самого императора Сёва - и так безблагодатно. Ах да, фирма-застройщик Сако Ренма крайне созвучно с Сакамото Рёма. Ну, для меня. Хитрый план?
Однако же, бетон просто так не растаскивается даже в Сахалине. Не поверите, сокровищница - хобуцугураден, стоит и по сей день. Но только, прошу, приготовьтесь к этому зрелищу:
[показать]
Да, хобуцугураден ныне - излюбленное место молитв ками попоек южносахалинской молодежи. Правда, раз в пятидесятилетие сокровищницу чистят. (Мероприятие это отражено на фото, и имело место быть всего один раз.)
[показать]
Чистый хобуцугураден, с тремя синтоисткими жрецами, видимо.
Впрочем, мероприятия эти не принесли никакой пользы. Нашел в интернетах чьи-то фотографии сокровищницы через сколько-то месяцев после чистки:
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Правда, несмотря на все, оно и до сих пор классно смотрится. Жаль, так и не нашел фотографий внутренностей.
Прочие святилища постигла все та же участь.
[показать]
Павильон эмася Сиритору дзиндзя. Кома-ину, которые должны стоять на постаментах, правда, вроде бы, спасли.
[показать]
Чаша для омовения из того же храма.
[показать]
То, что осталось от тории храма Оояма Казаками дзиндзя.
[показать]
Фонарь иши тооро храма Чинай дзиндзя. Ныне на задворках каких-то домов.
[показать]
[показать]
Тории еще двух храмов ныне. Одиноко, эпично, пафосно.
Есть, однако, нечто, что не разрушалось и не служило на пользу развивающегося социализма. Это тюконхи - памятники показавшим верность. Это бетонные постаменты, часто служащие камерами для табличек с именами, поставленные в память о солдатах, отдавших свои жизни за императора.
[показать]
Томариору дзиндзя.
[показать]
Нагахама дзиндзя, Озерск. Повалены, но не разрушены.
[показать]
Ниитой дзиндзя.
[показать]
Мерей Хатиман дзиндзя.
Хотя, конечно, нельзя однозначно осуждать пролетариев, растаскивавших все это великолепие, но делать иначе я не могу. Может, позже.
Так или иначе, довольно интересно наличие на территории нашей с вами РФ подобного. Жаль, что в наших краях ничего столь же эпичного нет, максимум - парочка зданий в стиле постконструктивизма или что-то в этом роде. И печально, что подобное буквально стерлось из памяти. На сайтах, которых я перебрал достаточно, читается что-то вроде "От японцев осталась пара музеев и больше ничего об их рожах не напоминает, ну и слава партии."
Не надеюсь, что что-то изменится, скорее, все станет еще хуже, и дерево, посаженное чуть меньше, чем сто лет назад тогда еще наследным принцем Хирохито, вряд ли доживет до своего столетнего юбилея.
Информация взята с сайтов:
karafuto.bambizo.ru/ - великолепный ресурс на тему. Там множество бесподобных фотографий времен японского Сахалина совершенно разного плана. Советую посмотреть ради исключительно эстетического наслаждения. Гаранитрую, не пожалеете. Там же - книга "Путь богов по островам", откуда и взяты большинство фотографий.
skarafuto.livejournal.com - довольно интересный жж, впрочем, не по теме, но фотографии святилища и немного информации о нем взял оттуда.
3colors.sakh.com - хороший и небольшой сайт по истории Южно-Сахалинска, отдельный раздел - японских времен. Советую.
Ах да, то, что выше - фотоподборка с разных сайтов, для меня интересная. Я этим вопросом не занимался сильно, допускаю, что есть фактические ошибки. За исправление буду благодарен.