Ювелирная эмаль - это легкоплавкое стекло, которое наносится на металл - медь, серебро, золото, реже - алюминий - при температуре 500 - 800 градусов. Для создания перегородчатой эмали на металлическую пластину напаивают тонкие перегородки по контуру узора. Толщина их обычно не превышает 1мм. Полученные ячейки заполняют стеклянным порошком, смешанным с пигментом (окислами металлов). После обжига стекло прочно соединяется с металлом. Далее изделие полируют таким образом, чтобы эмаль и верхние края перегородок находились в одной плоскости.
На нижнем фото применены одновременно 2 техники - перегородчатая и выемчатая эмаль.
Техника перегородчатой эмали применялась еще в древнем Египте при создании удивительных по красоте ювелирных изделий.
Наивысшего расцвета она достигла в Византии, где широко применялась для изготовления предметов культа и ювелирных украшений. Византийским мастерам удалось значительно уменьшить толщину металлических перегородок, что позволило создавать миниатюрные произведения высочайшего качества.
Фрагменты большого алтря Пала д Оро - выдающегося произведение ювелирного искусства. Собор Сан Марко, Венеция
Обрамление византийских миниатюр сделано позже в готическом стиле итальянскими мастерами.
В Средние века эта техника была освоена в Западной Европе, где стали производить церковную утварь по византийским образцам.
Прекрасным примером такой работы может служить алтарь из монастыря Клостернойбург в Вене.
Поначалу европейцы применяли более легкую технику выемчатой эмали.
На металлической пластине делались углубления, которые затем заполнялись эмалью.
Немного позже была освоена и техника перегородчатой эмали.
Реликварий, Лимож, 1200
Самым известным (но не самым лучшим) центром производства изделий с эмалью в Европе является город Лимож во Франции.
http://emaliruem.ru/page/srednevekovye-peregorodchataya-i-vyemchataya-emali
http://en.wikipedia.org/wiki/Cloisonn%C3%A9
http://www.diary.ru/~manera-negra/p126040112.htm?oam
http://en.wikipedia.org/wiki/Limoges_enamel