• Авторизация


Христианские ценности в образовании по творениям святых отцов 31-08-2013 22:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Епископ Тамбовский и Мичуринский Феoдосий

Христианские ценности в образовании по творениям святых отцов
Доклад епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия на Рождественских чтениях 17 февраля 2009 года,
г. Москва

Происходящие в мире социальные, экономические и культурные перемены остро воздействуют на все сферы жизни человека. Чтобы сохранить свою национальную идентичность, мы начинаем бережно относиться к своим духовным и культурным традициям, которые способны поддержать стабильность в обществе и успешно противостоять негативным вызовам времени. Мудрые советы в решении проблем, связанных с образованием, дают святые отцы, жившие в разные исторические эпохи.

Известно, что наша культура и образование как ее составная часть имеют христианское происхождение. Главной целью образования в высоком его понимании является воссоздание в человеке образа Божия. В соответствии с учением христианской Церкви, одним из самых опасных последствий грехопадения стало нарушение иерархического принципа в устроении человека. Низменные стороны природы после грехопадения начали проявляться в человеке подчас вопреки его желаниям. С человеком стало происходить то, о чем апостол Павел сказал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7,19). Человек рождается для вечности, которая достигается по милости Божией через духовное совершенство, через стремление познать Бога. В этом заключается смысл временной жизни. Но иногда всю свою жизнь человек употребляет на постижение и изучение только земного. И это относительное знание о мире, приобретаемое в земной жизни, может помешать высокой цели образования, заключающейся в познании Бога.

Важнейшая задача, стоящая перед педагогикой, — восстановление в человеке внутренней иерархии, возвращение преобладания духовного начала над материальным.

Только в этом случае образ Божий в человеке может раскрыться во всей полноте. Конечная же цель образования совпадает с замыслом Божиим о человеке. Она заключается в соединении с Богом, в обожении человека. «О, питомцы сладостной педагогики! — восклицает Климент Александрийский. — Все в большем количестве, все теснее и полнее будем присоединяться к прекрасному телу святой Церкви; побежим в нее, как малые дети бегут к своей доброй матери. Став слушателями Логоса, прославим домостроительство нашего спасения, нас блаженными делающее; оным человек воспитывается до состояния чада Божия и освящается в оное. Через воспитание, получаемое на земле, становится он гражданином неба» [1]. Такое понимание образования делает его необходимой и важной частью миссионерской деятельности христианской Церкви, когда каждый ее служитель обязан быть педагогом. И это почетное служение он должен нести, исполняя слова Христа, которые Он сказал ученикам, посылая их на проповедь: «Итак, идите, научите все народы … уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19).

С первых лет бытия христианской Церкви образованию и воспитанию уделялось особое внимание в святоотеческих творениях. Святые отцы смотрели на образование с позиций вечности. Уже во II веке мужи апостольские в своих трудах составляют назидания первым христианам. В одном из таких произведений — «Дидахе», или «Учении двенадцати апостолов», — автор, по преданию апостол Варнава, говорит о воспитании детей следующее: «Не отнимай руки своей от сына своего или от дочери своей, но с юности научай их страху Божию» [2], а в «Пастыре» Ерма Церковь, явившаяся автору в виде женщины, указывает ему на грех, связанный с небрежностью в воспитании детей: «Ты, любя детей, не вразумлял семейства своего, но допустил их сильно развратиться. За это и гневается на тебя Господь … Ты только не колеблись, но благодушествуй и укрепляй свое семейство. Как кузнец, работая молотом, преодолевает дело, какое хочет; так и праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Поэтому не переставай вразумлять детей своих; ибо Господь знает, что они покаются от всего сердца своего и будут написаны в книге жизни» [3].

В свете святоотеческой мысли все педагогическое искусство восходит ко Христу. У святых отцов Он является не отвлеченным педагогическим принципом. Он действительно убеждает, воспитывает и учит верующее сердце. Христианское образование, прежде всего, дает человеку необходимое внутреннее основание для достижения им своего спасения, основание, заключающееся в приобретении праведных обычаев через воспитание христианского поведения и преодоление страстей. «Чему, открыто наставляя в том, обещает научить Педагог? — спрашивает знаменитый учитель Церкви и писатель II-III веков Климент Александрийский. — Он освобождает человека от рабства мирским обычаям, коими … мы довольствовались, и воспитывает нас для единственно возможного спасения в Божественной вере» [4]. «Практика, а не теория — область Педагога, не обучение, а нравственное улучшение, вот Его цель; жизнь мудреца, а не ученого Он хочет начертать перед нами» [5].

Преодолев эпоху гонений со стороны государства в IV веке, христианство смогло стать ведущей духовной и идейной силой общества. Святые отцы осуществили процесс постепенного перехода от языческого к христианскому образованию. Святитель Василий Великий, окончивший Афинскую академию, рассуждая о том, как следует поступать с языческими знаниями, в своем наставлении юношам писал следующее: «Не дивитесь же, если вам, которые каждый день ходите к учителям и с уважаемыми мужами древности беседуете посредством оставленных ими сочинений, скажу, что сам собою нашел я нечто более полезным. О сем-то самом и хочу дать вам совет, а именно, что не должно, однажды навсегда предав сим мужам кормило корабля, следовать за ними, куда ни поведут, но заимствуя у них все, что есть полезного, надобно уметь иное и отбросить. А что же это такое, и как это различать, сему и научу, начав так. Мы полагаем, дети, что настоящая жизнь человеческая вовсе ничего не значит; совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. Ни знаменитости предков, ни крепости, красоты и величия тела, ни почестей от всех людей, ни самого царства, ни всего прочего, что ни наименуют из человеческого, не признаем великим, даже достойным желания, и не обращаем взора на тех, кто имеет сие, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие …, а что не переходит в оную, то — презирать, как ничего не стоящее» [6]. Святитель Василий Великий предлагает взять из прежнего образования то, что важнее всего для жизни будущего века.

Образование и воспитание детей — величайший труд. Нет ничего труднее искусства воспитывать детей. «Какое искусство, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы о сем нимало не стараемся, а обращаем внимание только на то, чтобы он выучился говорить» [7]. «Не заботься о том, чтобы сделать (сына) известным по внешней учености и доставить ему славу; но старайся о том, чтобы научить его презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее … Этому научаются не от светских учителей и не при пособии наук, а из Божественных Писаний… Благоповедение нужно, а не остроумие; нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу» [8].

На Русь Православие пришло тогда, когда христианская наука и образование уже были сформированы. Благодаря христианству многие народы России смогли стать причастными к христианскому просвещению и тем глубоким знаниям, которые были накоплены человечеством в течение столетий и хранительницей которых была великая византийская культура. Преемник великого крестителя Руси князя Владимира Ярослав Мудрый стоял у истоков системы образования на Руси, главными центрами которой были школы и библиотеки при монастырях. Стремление к религиозному просвещению являлось характерной чертой русского человека. Не говоря уже о духовенстве как сословии всегда по преимуществу книжном, многие князья были «книжными почитателями» и увлеченными «книголюбцами». Да и простой русский народ, по словам святителя Кирилла Туровского, полюбил книги. По этим книгам люди и молились, и учились, книгами они услаждали свой досуг, питали свою душу, к ним обращались в минуты радостей и жизненных испытаний. Велика была религиозная настроенность русских людей, воспитанная в них Церковью. Неизгладимую печать наложило православное просвещение на человека, на его мысли и чувства, идеи и идеалы, на все его творчество. В течение столетий образование в России продолжало сохранять свой православный характер.

Христианское образование и просвещение как необходимый элемент жизни каждого человека заботили многих духовных писателей Русской Православной Церкви, начиная со времени митрополита Киевского Илариона и кончая духовными учителями и наставниками ХХ в. Значима воспитательная педагогическая роль основателя Троице-Сергиевой Лавры преподобного Сергия Радонежского, жизнь которого была подлинным воплощением Евангельского идеала и святоотеческих традиций.

Продолжателем древних педагогических взглядов, идущих от восточных отцов Церкви, в России был святитель Тихон Задонский. Он особо подчеркивал, что образованием и воспитанием детей необходимо заниматься в самом раннем возрасте. «Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь» [9]. «Научится ли добру в юности своей – добр и всю жизнь будет. Научится ли злу – и зол во всей жизни будет. И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет. От воспитания, как от семени плоды, все остальное время жизни зависит» [10]. Образование и «наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества, как только дети начинают хотя бы немного что-то понимать. Поскольку … этот возраст, как незлобивый, удобен к восприятию добра или зла» [11]. Святителю Тихону вторит преподобный Амвросий Оптинский, который советует, что следует читать детям: «Мнение мое такое, чтобы прежде всего занимать юный ум священною историею и чтением житий святых, по выбору, незаметно насевая в них семена страха Божия и христи- анской жизни; и особенно нужно, с помощию Божиею, суметь внушить детям, как важно хранение заповедей Божиих и какие бедственные последствия бывают от их нарушения … От этого все доброе и хорошее, как и на- против, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол» [12].

Духовно-нравственному воспитанию и образованию огромную роль отводил в своих трудах святитель Филарет (Дроздов). Непреходяще значение его катехизиса, по которому основам веры обучались во всех духовных и светских российских учебных заведениях. Святитель обращал внимание педагогов на то, что они, к сожалению, в своей деятельности воспитывают в основном интеллект человека, а чрезвычайно важно уделять внимание духовному воспитанию и образованию. Не только школьная образованность является основой успеха человека, а благопристойное благочестивое поведение – жизнь по правде Божией в соответствии со своей совестью. Надменная ученость, по мысли святителя Филарета, не созидает, а разрушает человека и окружающее его пространство, жизнь настоящую и будущую, устроение как самого человека, так и всего общества. «Жизнь не игра, но дело важное, — писал святитель Филарет. — Земная жизнь дана человеку для того, чтобы из нее рукой свободной воли, силою Божией благодати выработать вечное блаженство. Кто понял сие дело и занялся им как должно, тот едва ли найдет много времени для игр и забав» [13].

Святитель Феофан Затворник развивает свою концепцию образования и воспитания, основываясь на христианской антропологии. Образование человека, по святите- лю Феофану, состоит в образовании ума, воли и сердца с одновременным воспитанием духа. Оно начинается в семье, затем ведется в школе при тесном взаимодействии с Церковью и продолжается всю жизнь под руководством опытных духовных наставников. Святитель был убежден, что «воспитание из всех святых дел самое святое» [14]. Результатом такого постоянного воспитания является целостность человека, его направленность к добру, любви, состраданию, его уравновешенность, мудрость и другие высокие духовные нравственные качества. Если же учитель или родители хотят достичь хорошего итога в воспитании и образовании детей, надеясь на развитие только естественной природы человека, готовя его исключительно для светской жизни, то результат их неизбежно разочарует. Ведь при подобном воспитании самоцелью становится получение знаний, а оно, без параллельного укрепления духа, как писал святитель Феофан, пагубно и воспитывает в молодом человеке самодовольство, тщеславие, душевную глухоту, зависть, корысть и другие губительные для души человека пороки. Он считал, что всякая наука должна преподаваться в христианском аспекте, и только такое преподавание сделает знание цельным и истинным. Вышенский Затворник утверждал, что образование уклоняется от своей истинной цели «по причине ложных идеалов и начал, на которых строится порядок его … Не то имеется в виду, не то поставляется главным, что должно, — не богоугождение, не спасение души, а со- всем другое, — или приспособление к должностям, или годность к жизни в свете и прочее. Но когда не чисто и ложно начало, …(то и) утверждающееся на нем не может вести к добру» [15].

Замечательные наставления педагогам и воспитателям оставил законоучитель кронштадтской гимназии святой праведный Иоанн Кронштадтский, который за долгие годы своей деятельности накопил немалый педагогический опыт. Он очень ревностно относился к своим преподавательским обязанностям. «Учишь ли детей своих или чужих, — писал он, — обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению, ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному» [16]. Успех педагогической деятельности отца Иоанна, прежде всего, был обусловлен его удивительной личностью. Одним горением своей веры он умел зажигать духовный огонь в учениках. Взгляд на образование у него вытекал из богословских принципов. Как писал отец Иоанн, Бог «как простое существо не состоит из ряда мыслей, из множества слов, но Он весь в одной мысли. Весь в каждом слове. Весь… как святой огонь, проникает каждое слово» [17]. Подобно Богу проста и душа человека. Отсюда логически вытекает, что и сам процесс преподавания должен быть простым. «Позаботимся о возможной простоте преподавания, — рекомендует отец Иоанн, — не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно, безжизненно? Область знаний безгранична … достаточно выбрать самое необ- ходимое и привести это в стройную систему» [18]. Образование, по мысли Кронштадского пастыря, неотделимо от воспитания. Воспитание воспринималось им как воспитание сердца. Он считал, что необходимо стремиться успевать во внутренней сердечной науке – в науке любви, веры, молитвы, кротости, смирения, в науке очищения сердца от всяких нечистых, лукавых и злых мыслей. Старец говорил, что «при образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание … Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желани- ям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христиан-ского. Пора понять … — истинная жизнь нашего сердца — Христос» [19]. Знание, лишенное твердых христианских устоев в душе человека, может привести к разрушитель- ным последствиям. Вот что отец Иоанн говорит в одной из своих речей: «Можно быть ученым, но увы, негодным человеком … Не ученые ли, например, были французские коммунары, олицетворившие в себе живо адских фурий? Нам нужно образовать не только ученых людей и полезных членов общества, но и — что всего важнее и нужнее — добрых, богобоязненных христиан … Дай Бог, чтобы из всех знаний, образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая христианская система познаний правил и навыков, которая составляет истинное христианское образование» [20]. А как справедливы следующие слова отца Иоанна: «В России ныне более чем когда-либо появились глашатаи ложного просвещения, выросшие на русской почве; иные наши ученые и писатели хотят по-своему переучить юношество, совсем не на почве истинного христианства, а на почве лжеверия и ложного свободомыслия; омрачают и оскверняют умы и сердца юношества ложными понятиями и мировоззрениями, сочиняют, так сказать, свои законы жизни, пишут свое евангелие, вместо Христова, и самодельною нравственностью развращают совершенно нравы юношества» [21]. В начале ХХ в. отец Иоанн предупреждал о разрушительности для России революционных идей. Уже в его время определенная часть русского общества стала забывать о том, что величие России неразрывно связано с Православием и Русской Церковью.

Пристальное внимание уделял образованию и воспитанию молодежи уроженец Тамбовской губернии первый новомученик Русской Православной Церкви митрополит Владимир (Богоявленский). Он стремился привить у учащейся молодежи дух православно-христианского настроения и нравственного поведения. 30 декабря 1910 года, будучи митрополитом Московским, во время собрания религиозно-философского кружка он говорил молодежи, что она понапрасну растрачивает свои духовные и физические силы, отдаваясь удовольствиям, предметам нечестия, неверия и безнравственности. «Если вступает в (такую) среду новичок, у которого еще цело его религиозное чувство, — говорил Владыка, — то он чувствует себя здесь, как Даниил в пещере львов. Скажи он только хоть одно слово о грехе, покаянии и искушении, как его тот час же осыпят, как градом, насмешками. Могут ли из такой среды выйти … серьезные отцы для семейства и верные, твердые граждане для государства? В песке и тине не растут дубы, — они требуют более твердой почвы. Что же выходит из-под такого влияния? Юноши, которые забыли своего Бога и Спасителя и своих родителей… Для приобретения научных знаний и внешнего просвещения нашего юношества забот полагается много, а для внутреннего, духовного просвещения очень мало. Один сваливает эту заботу на другого, и никто почти ничего не делает. Кто же должен это делать? Все должны дружно взяться за это дело. И Правительство, и Церковь, и граждане, и господа фабриканты, и родители и учителя … Мы жалуемся, что у нас нет сейчас людей сильных духом и волею, жалуемся, что ныне нет людей, на верность коих можно было бы положиться, … жалуемся, что наше поколение колеблется от всякого ветра общественного мнения, что нет у нас людей, которые готовы были бы на всякое самоотвержение или подвиг ради своих ближних. Затихнут эти жалобы, если слово Божие воздействует в сердцах … юношества при … усердии к нравственному воспитанию их со стороны тех, под руководством коих они находятся. Тогда сердце их будет крепко и вера сильна. Тогда явятся и мужи силы, ибо только Господь делает мужа» [22].

Много интересных и полезных идей, посвященных образованию, содержится у священномученика Фаддея (Успенского), который, занимаясь активной преподавательской деятельностью, написал труд, специально посвященный педагогике: «Записки по дидактике». В этой книге владыка подчеркивает неразрывность процессов образования и воспитания. Без воспитания, считал святитель Фаддей, обучение не может быть успешным, потому что именно воспитание развивает наши чувства и учит самоконтролю, без чего невозможен эффективный образовательный процесс. Воспитание, несомненно, должно согласовываться с природой воспитанника. Владыка писал, что «только христианство указывает для воспитания цель самую правильную, высокую и наиболее соответствующую природе человека» [23]. Эта цель заключается в преодолении последствий грехопадения, повредившего духовную и физическую природу человека, и восхождении к Богу путем возрастания в христианских добродетелях. Ошибка многих педагогов, по замечанию епископа Фаддея, «состояла в том, что они забывали и не принимали во внимание испорченности человеческой природы после грехопадения, вследствие которой она не может быть чистою, многое в ней следует исправлять, искоренять из нее зло и расстройство, произведенное грехом, а не следовать во всем этой испорченной природе» [24]. Игнорирование факта грехопадения способно привести к дисгармонии в воспитании ребенка, ведь распространенный, в том числе и в наше время, взгляд на необходимость гармоничного развития всех природных сил воспитанника «был бы правильным, если бы правильно понималась человеческая природа, а без этого всегда останется неясным, какая же сторона жизни или какая сила души должна быть преимущественно воспитываема, что должно считать главным, и что менее важным в деле воспитания…» [25].

Во второй половине XIX – начале XX вв. святоотеческий взгляд на образование и воспитание получил дальнейшее развитие, а главное — блестящее практическое вопло- щение в педагогической деятельности К.Д.Ушинского, Н.И.Ильминского, С.А.Рачинского, свидетельствовавших о необходимости самого тесного единения школы и Русской Православной Церкви в деле воспитания подрастающего поколения. «Дело народного воспитания должно быть освящено Церковью, а школа должна быть преддверием Церкви», — призывал, в частности, К.Д. Ушинский [26]. К сожалению, призывы древних и русских святых отцов, а также подвижников отечественного образования так и не были услышаны. В начале ХХ века твердые и последовательные принципы христианской педагогики были подвергнуты сомнению, и образование стало приобретать все более светский характер. В рамках советской системы образования школа была отделена о Церкви. В секулярном обществе, отвергающем религиозные нравственные ценности и стремящемся к приобретению лишь материальных благ и жизни в свое удовольствие, образование стало восприниматься, прежде всего, как набор из знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку с комфортом преодолеть короткий отрезок его земной жизни. Воспитание ушло на второй план. Для ма- терей и отцов главным стало — «вывести сына или дочь в люди», получше «устроить» их. Продолжая долгие годы дискуссию о том, стоит ли преподавать «Основы православной культуры» в школах, педагоги и родители, скорее всего, не отдают себе отчет в том, что тем самым толкают молодежь на улицу, где она, к сожалению, чувствует себя свободной от всего, и, в первую очередь, от духовной культуры и нравственности. В результате общество начинает пожинать то, что посеяло, — плевелы вместо пшеницы. Нередко подростки становятся нарушителями общественного порядка.

В настоящее время, в эпоху возрождения Православной Церкви в России, общество проявляет интерес к христианским нормам жизни, готовность к сотрудничеству с Церковью в сфере образования. Однако не в каждой школе еще можно преподавать предметы духовно- нравственной направленности; система образования на разных уровнях противится возможности открытия православных гимназий. Убежден, что безотлагательное введение предметов духовно-нравственного содержания повысило бы уровень образования школьников и студентов, помогло бы уменьшить преступность в молодежной среде, (кстати, в школах, где преподаются ОПК, согласно статистике, число правонарушений значительно меньше), избавило бы родителей от переживаний за своих чад, способствовало бы благополучию в семьях, установлению уважительных отношений между родителями и детьми, решило бы острую демографическую проблему, могло бы стать благом для всего общества.

2009 год объявлен Указом Президента России Годом молодежи. Мы стоим перед лицом многих проблем, в решении которых как никогда возрастает значение духовно-нравственных ценностей. Человек, строящий свою жизнь на крепком духовном основании и в соответствии с традиционными ценностями, способен в трудное время удержать себя от уныния и мужественно все преодолеть. Только свет Божественной истины, запечатленный в жизни святых и отраженный в их вдохновенных сочинениях, может вывести человека из современной неопределенности и растерянности. Ничто не заменит ему слово Божие, которое «живо и действенно» (Евр. 4,12) и которое Сам Бог вручил человечеству как указатель во временном земном странствовании на пути к вечности. Православная Церковь призвана донести до общества слово духовно-нравственного просвещения. Ее голос необходимо услышать и понять, ибо этот голос звучит во исполнение богозаповеданной миссии «идти и научить» (Мф. 29,19). Тот, кто хочет его услышать и кто открывает свое сердце для научения Истине, тот становится подлинно образованным человеком и причастником вечной блаженной жизни уже на земле.

[1] Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 283-284.
[2] Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978. С. 19.
[3] Там же. С. 167.
[4] Климент Александрийский. Педагог. М., 1996. С. 29.
[5] Там же. С. 29-30.
[6] Василий Великий, святитель. Избранные творения. М., 2006. С. 347-348.
[7] Иоанн Златоуст, свят. Увещеваю вас, возлюбленные. Избранные беседы. М., 2008. С. 73-74.
[8] Иоанн Златоуст, свят. Уроки о воспитании. Цит. по: А.Наумова, Г. Калинина. Как мы любим наших детей. М., 2007. С. 395-396.
[9] Тихон Задонский, свят. Творения. Т. 1, М., 2003. С. 571.
[10] Тихон Задонский, свят. Творения. Т. 2, М., 2003. С. 451.
[11] ТихонЗадонский,свят.Творения.Т.1, М., 2003. С.570.
[12] Житие Оптинских старцев. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь. 2004. С. 164.
[13] Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 3, М., 1861. С. 165.
[14] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 2000. С. 115.
[15] Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 1899. С. 62.
[16] Иоанн Кронштадский, праведный. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 2. С. 74.
[17] Там же. С. 86.
[18] Там же. С. 93.
[19] Иоанн Кронштадтский, праведный. Цит. по: А.Наумова, Г. Калинина. Как мы любим наших детей. М., 2007. С. 426.
[20] Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. 2. С. 117.
[21]Николаевский А. Великий пастырь земли русской. Мюнхен, 1948. С. 22.
[22] Юношам! Речь Высокопреосвященнейшего митрополита Московского и Коломенского Владимира, произнесенная 30 декабря 1910 года на собрании кружка в Епархиальном доме. М.,1911. С. 7, 9, 11.
[23] Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003. С. 27.
[24] Фаддей (Успенский), архиеп. Творения. Кн. 2. Записки по дидактике. Тверь, 2003. С. 22.
[25] Там же. С. 23.
[26] Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894. С. 28.

http://www.eparhia-tmb.ru/archierey/trudy-vladyki/xristianskie-cennosti/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Predtecha 08-09-2013-22:26 удалить
Много спорного в сей мудрости человеческой. Займусь когда - нибудь позже. Посланник Божий приносит свет и истину.
Predtecha 11-09-2013-18:48 удалить
Пытался читать и с начала, и с конца, бросил. Слишком много слов, и нет моего понимания. Все зиждется на старых затасканных представлениях, ссылках на все тех же прежних богословов и святителей, не выказывая никакого собственного мнения. "Как писал святитель...он считал, он утверждал..." А как же мы, по прошествии лет, сами ничему не научились? И нет своего собственного мнения? Вот Осипов высказывает кое - что свое, и уже смотрят на него с перепугом, и объявляют еретиком. Почему же не взять и вместе не разобраться? Потому что уж слишком далеко все зашло. Вот Феодосий учит:"Образование и наставление в благочестии и в страхе Господнем должно быть с самого младенчества." Вот так - содержать детей в страхе, и в то же время учить, что Бог есть любовь. Но это несовместимые вещи. Иисус учил: "Не унывайте, веселитесь, живите как птицы..." Не нужно нагонять страх, нужно учить необходимости исполнять заповеди Господни, и что нарушитель заповедей будет наказан. Не акцентировать внимание на деталях и степени наказания. Научите сначала любить Бога, а потом уже и бояться, иначе он любить никогда не научится. Посмотрите на нынешних православных прихожан. Стоят угрюмые и мрачные, пришедшие словно на заклание, какая там у них любовь, - забитость и темнота на лицах. Главной целью образования, говорит Феодосий, является воссоздание в человеке образа Божия. Вот это замахнулся. Сам Бог лишил человека этого, создав Адама лишь по подобию своему, по образу уже не стало. (Бытие глава 5 : 1). Образ Бога невидимый, Бог - дух, а человек стал глина. Дети Адама рождались уже по образу и подобию Адамову, но не по Божию (Быт. гл.5:3). Читайте Библию, господа. Тогда не будете говорить нелепости. А тот самый первый человек, что по образу и подобию, был лишь прообраз Адама, - духовный андрогинный, с признаками обеих полов. Потому и сказано: мужчину и женщину сотворил их. Я знаю, что этого никто не понимает, но для того и послан пророк, чтобы пролить свет и отвергнуть незнание. Грядущая новая единая мировая религия станет религией знания.
Ответ на комментарий Predtecha # И какая же новая религия грядет?
Predtecha 11-09-2013-19:29 удалить
Как я уже сказал, грядет религия знания. Теперь мы знаем гадательно, учил Апостол, видим как бы сквозь тусклое стекло.., когда же наступит совершенное, то узнаем, как сами себя... Пишу примерно, по памяти, но смысл тот же. Говорил не только Павел, но и много других есть указаний на единую мировую религию, которая примирит все веры и народы не только между собой, но и с Господом Богом. Спрашиваете меня, какая же, не ответив ни на один мой вопрос. Мы так не договаривались. Терплю это, на то я пророк. Я уже высказал вам много откровенного и хочу знать ваше мнение, чем вы дышите и стоит ли мне тратить порох. Я спрашивал, интересуетесь ли другой какой религией, так как крупицы истины разбросаны по разным верам, и истина познается только в комплексном их изучении и восстановлении всей мозаики по частицам. Вы не отвечаете и пытаетесь меня допрашивать. А не видите ли, что события в Сирии говорят о наступлении очень опасного и даже страшного момента. Когда Вангу спросили лет двадцать назад, скоро ли наступит конец света, она ответила: нет, еще Сирия не пала. И вот Сирия может пасть у нас на глазах - через неделю, через месяц... Выскажите свое мнение, потом продолжим.
Давайте только без всяких усмешек.Не называйте себя пророком.У Вас есть имя.
Predtecha 11-09-2013-20:31 удалить
Хорошо, оставим. Я вас понял, жаль, что вы ничего не поняли. Потерял я только время, благие мысли и труды. Вот из новейшего послания мне от Иисуса Христа:

Если Бог наш един, значит, вера едина,
Значит, церковь одна, и создал ее все таки Он,
Значит в нас же самих разделения все же причина,
Если разные веры свои воздвигаем на трон.

Синим куполом церковь Господняя смотрит,
Мы поднять не хотим изможденных неверием глаз.
В неизвестность мирскую молитва людская уходит.
Церковь Господа ждет единением в мире сейчас.


Спасутся те, кто был предупрежден и кто понял это предупреждение. Много званных, да мало избранных и многие первые будут последними. Господь ищет Себе поклоняющихся в духе и истине. Истина - от Бога, через пророка. Евгений.
07-10-2013-22:16 удалить
Когда человек изучает что - то, исследует, разрабатывает какую - то тему, то он обкладывается книгами, всей доступной информацией, собирает все, что можно найти, выписывает из - за границы. Все изучает и прорабатывает, извлекает зерна истины, обобщает их и синтезирует, тогда только он начинает понимать вопрос глубоко и основательно, становится способным внести свой вклад, сделать открытия. Как ни одна другая наука, Библия требует именно такого комплексного подхода для изучения, и не только Библия. Поэтому и мусульмане, и иудеи, и даже индусы очень замечательно это понимают, изучают и разбираются в Библии. Христиане же напротив, полностью закрылись в своей скорлупе с массой своих ошибок и заблуждений, всякую критику в свой адрес принимают в штыки, как посягательство на их веру, объявляя всех еретиками и язычниками. Опомнитесь, господа, вы одни во всем мире идете не в ногу, восстановив против себя весь мир, даже атеистов, потому что постулируемые нелепости очевидны всякому разумному, здравомыслящему. Нужно постепенно разбираться в спорных и сомнительных вопросах, так как пришел Учитель, Посланник от Бога, который один способен все объяснить. Делать это нужно постепенно, мягко, спокойно, не задевая честь и достоинство ни кого в отдельности, ни конфессии в целом. Так было угодно Богу - все, что происходило и с обществом, и с религией. Теперь же настало время, когда все тайное должно стать явным, идти на спокойный компромисс я призываю всех. Это много лучше, когда мы начнем понимать и себя, и других, начнем сближаться со всеми верами и народами. Не нужно ждать, когда крайне возмущенные мусульмане придут и сделают это с помощью меча и кинжала.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Христианские ценности в образовании по творениям святых отцов | Александр_Щенёв - иерей Александр_Щенёв | Лента друзей Александр_Щенёв / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»