• Авторизация


Петергоф. Часть 2. 24-04-2019 19:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщение

[1000x1000]


[1000x665]



[1000x662]Александрия близ Петергофа, летнее местопребывание Их Императорских Величеств, Русский художественный листок. Литография В.Тимма


Парк Александрия — частная императорская резиденция четырех поколений династии Романовых. Живописный пейзажный парк тянется вдоль южного побережья Финского залива и с одной стороны граничит с Нижним парком парадной резиденции Петергоф.

[1000x667]


Пейзажный парк. Парк Александрия расположен восточнее Нижнего парка Петергофа и отделен от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка.

[1000x667]Звериные ворота


[1000x667]Звериные ворота


[1000x667]Звериные ворота


Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная — по берегу Финского залива. Площадь парка − 115 гектаров. Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней (прибрежной) и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля — Коттедж, Фермерский дворец и Капелла.

[1000x668]


Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особое своеобразие в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих точек парка.

[1000x750]Берег Финского залива


[1000x563]


[1000x555]


[1000x667]


[1000x668]


[1000x748]


[1000x667]Берег Финского залива


[1000x667]Вид на Финский залив из Коттеджа


[1000x667]Вид на Финский залив из Коттеджа


[1000x670]Вид на Финский залив из Коттеджа


Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, берёзы и клёны, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами — скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зелёную металлическую беседку.

[1000x667]Луга в парке Александрия


[1000x750]Луга в парке Александрия


[1000x750]Луга в парке Александрия


Романтический характер парка подчеркивал и Руинный мост, переброшенный через глубокий овраг. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня. Название моста связано с тем, что при его постройке рядом ещё были видны руины Меншиковского дворца.

[1000x750]Руинный мост


[1000x750]Руинный мост


По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.

[1000x750]Аллея вдоль Финского залива


Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток — от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка. Никольская аллея делит парк на северную и южную части — прибрежную и нагорную.

[1000x706]Никольская аллея


[1000x708]Никольская аллея


Остальные дороги Александрии — извилистые, характерные для пейзажного паркостроения. Аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения.

[1000x750]


[1000x750]


[1000x750]


[1000x750]


[1000x945]


[1000x750]


[1000x666]


[1000x665]


[1000x668]


[1000x664]


[1000x480]


[1000x665]


[1000x667]


[1000x667]


[1000x665]


[1000x750]


Формирование романтического пейзажного парка шло в одно время со строительством дворца. При создании парка Александрия использовались самые разные породы деревьев и кустарников, в том числе и редкие и экзотические.

[1000x668]


[1000x667]


Облик парка складывался не только из аллей, извилистых тропинок, холмов, полян, разнообразной растительности, но и из различных декоративных элементов – скульптур, беседок и караулок, в которых использовались элементы готической архитектуры.

[1000x621]


[1000x668]


[1000x668]


[1000x668]


Хмелевая веранда-пергола, обвитая хмелем, рядом с озером.

[1000x667]


Первоначально эта местность недалеко от Петербурга была подарена Петром I А.Д.Меншикову, который начал здесь строительство дворца «Монкураж».

[1000x1342]Peter the Great by Paul Delaroche, 1838


Пётр I Алексеевич, прозванный Вели́ким (30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).

Представитель династии Романовых. Был провозглашён царём в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. Формальным соправителем Петра был его брат Иван (до своей смерти в 1696 году).

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

[1000x1116]Александр Данилович Меншиков 1716-1720


Граф (1702), князь (1705) Священной Римской империи, светлейший князь Ижорский (1707) Александр Данилович Меншиков (6 (16) ноября 1673, Москва — 12 (23) ноября 1729, Берёзов, Сибирская губерния) — русский государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус (12 мая—8 сентября 1727), адмирал (6 мая—8 сентября 1727), первый Санкт-Петербургский генерал-губернатор (1703—1724 и 1725—1727), президент Военной коллегии (1719—1724 и 1726—1727).

[1000x826]В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове» (1883)


После смерти Петра I способствовал воцарению Екатерины I, стал фактическим правителем России (1725—1727): «первый сенатор», «первый член Верховного тайного совета» (1726), при Петре Втором — генералиссимус морских и сухопутных войск (12 мая 1727). 8 сентября 1727 года подвергся опале, лишён имущества, званий и наград. Под арестом с 8 сентября 1727 по 4 апреля 1728 года, затем сослан с семьёй в Сибирь, где через полтора года умер.

Строительство так и не было завершено, но именно руины этого здания дали впоследствии название Руинному мосту, который и сегодня можно увидеть на территории парка Александрия.

[1000x668]


[1000x750]


[1000x668]


[1000x602]


[1000x628]


В 1827 году Меншиков попал в опалу и имение его перешло к князьям Долгоруким. После того, как Долгорукие оказались в немилости, землями этими стала владеть императрица Анна Иоановна.

[1000x1196]Портрет императрицы Анны Иоанновны 1768


Анна Иоанновна (А́нна Ива́новна; 28 января [7 февраля] 1693 — 17 [28] октября 1740) — российская императрица из династии Романовых.

Она очень любила охоту и устроила в этой местности зверинец. В верхней части парка построили егерскую слободу и загоны для животных, вблизи моря (Финского залива) был возведен павильон «Темпель». Именно отсюда Анна Иоановна стреляла по животным.

[1000x763]Василий Иванович Суриков. Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей. 1900


[1000x643]Елена Доведова. «Анна Иоанновна на охоте»


Когда владельцем этих земель стал Николай I, он подарил их своей супруге Александре Федоровне, а в 1826 году началось создание парка, названного в честь императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I.

[1000x1410]George Dawe.Empress Alexandra Feodorovna at the coronation of her husband, 1826


Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, нем. Friederike Luise Charlotte Wilhelmine von Preußen; 13 июля 1798, Потсдам — 20 октября (1 ноября) 1860, Царское Село) — супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская.

[1000x1327]Франц Крюгер. Портрет императора Николая I 1852


Николай I Павлович (25 июня [6 июля] 1796, Царское Село — 18 февраля [2 марта] 1855, Петербург) — император Всероссийский с 14 (26) декабря 1825 года, царь Польский (единственный коронованный польский монарх из числа Всероссийских императоров) и великий князь Финляндский. Третий сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, родной брат императора Александра I, отец императора Александра II.

[1000x1319]Император Николай I в парадной форме лейб-гвардии Конного полка. Портрет работы Владимира Сверчкова (1856), Музей Гвардии, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Парк состоял по традиции из двух частей. На верхней террасе были возведены основные сооружения резиденции, нижняя терраса была подчеркнута водной гладью.

[1000x749]Коттедж в парке Александрия в Петергофе. Коттедж, Алексей Горностаев, 1847, акварель и гуашь


[1000x825]И. И. Шарлемань, Вид Коттеджа с залива, 1854, акварель


[998x706]И. И. Шарлемань, Вид Коттеджа с залива, 1854, акварель


Из самых разных уголков парка открывался вид на Финский залив, что придавало Александрии неповторимое очарование. Постройки в готическом «вкусе» придают резиденции мечтательное настроение, подчеркивая ее частный, а не парадный характер.

[1000x708]J.Mayer литография 1850 года. Александрия, дворец близ Петергофа


[1000x683]Прохождение Кавалергардского Ея Величества полка через Александрию 19 июня 1850


[1000x597]10 of 'Six years' Travels in Russia. By an English Lady (Mary Ann Pellew Smith)


Александра Федоровна любила Александрию, все царственное семейство проводило здесь летние месяцы, отдыхая от парадных приемов.

[1000x1337]Vladimir Ivanovich Pogonkin. Portrait of Empress Alexandra Fyodorovna, 1820


[1000x1324]Empress Alexandra Feodorovna of Russia, née Princess Charlotte of Prussia in traditional Russian court gown


[1000x1251]Alexandra Feodorovna - workshop of G.Dawe 1820s


[1000x1319]Alexandra Fedorovna with children (Александра Федоровна с сыном Александром и дочерью Марией) by G.Dawe, 1820s


[1000x1291]Джордж Доу. Портрет великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны


[1000x1272]П.Ф.Соколов Императрица Александра Фёдоровна, 1820-е г.г.


[1000x1357]Александр Павлович Брюллов. Императрица Александра Федоровна, 1830-е г.г.


[1000x1300]Empress Alexandra Fedorovna by Brian Searby (Middleton Album)


[1000x1186]Alexandra Feodorovna in Russian dress (Imperial porcelain factory, 1840s, Hermitage)


[1000x1371]Franz Krüger (1797–1857) Empress Alexandra Fedorovna mid 1830s


[1000x1311]Императрица Александра Федоровна (1798-1860). Ф. Крюгер (?). 1830-1840 г.г.


[1000x1242]Малюков, А.(1798-1860) Портрет императрицы Александры Федоровны Россия, 1836 г.


[1000x819]Конный портрет императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, 1833


[1000x1171]Alexandra Feodorovna by F.Krüger (1836, Hermitage)


[1000x1364]Императрица Александра Федоровна (1798-1860). К. Робертсон. 1840-е годы.


[1000x1565]Кристина Робертсон (Christina Robertson), 1840-1841. Портрет императрицы Александры Федоровны (Empress Alexandra Fedorovna)


[1000x1359]Портрет императрицы Александры Федоровны (1798-1860). К. Робертсон (?). Около 1840 года


[1000x1478]Рейхель Карл Яковлевич - Портрет императрицы Александры Фёдоровны


[1000x1361]Императрица Александра Федоровна (1798-1860). К. Робертсон. 1852 год


[1000x1364]Franz Winterhalter. Императрица Александра Федоровна. 1856


На восточной границе Петергофа находились въездные городские ворота с гауптвахтой. Здесь сохранился домик привратника вход в который и сегодня охраняют два льва.

[1000x750]Парк Александрия. Домик привратника


[1000x750]


[1000x750]


[1000x750]


[1000x750]


[1000x750]Парк Александрия. Домик привратника


Для проживания семьи Николая I в верхней части парка был построен Коттедж.

[1000x1000]


Здание своим внешним обликом и внутренним устройством полностью отвечало своему назначению-уютный загородный дом для комфортного отдыха.

[1000x665]


[1000x750]


[1000x612]


[1000x671]


[1000x750]


Всеми строительными работами руководил архитектор А.Менелас, приехавший в Россию из Англии еще при Екатерине II. Создавая «Тихую обитель», архитектор обратился к традициям английской архитектуры XVI-XVII веков, когда там был популярен стиль Тюдоров. Отсюда и английское название-Коттедж.

[1000x633]


[1000x1125]


[1000x667]


[1000x750]


[1000x663]


[1000x750]


[1000x750]


[1000x1333]


[1000x1470]


[1000x657]


Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик.

[1000x1499]


[1000x1496]


Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в "Александрии" были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Даже герб "Александрии", придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: "За веру, царя и отечество". Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в Коттедже.

[1000x720]


Неоготический стиль проявился не только в архитектуре, но и в убранстве интерьеров. Характерный готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. А. Неффа, Ф. А. Моллера.

[1000x665]


[1000x630]


[1000x660]


[1000x1498]


Широкие окна, многочисленные балконы и веранды связывали здание с окружающим ландшафтом. Из комнат, выходящих окнами на север, и сегодня открывается панорамный вид на Финский залив.

[1000x665]


Готические мотивы активно использованы не только для украшения фасадов, но и для оформления интерьеров дворца. Над ансамблем интерьеров Менелас трудился в содружестве с художником-декоратором Д.-Б.Скотти.

[1000x664]


[999x1504]


Здесь широко применялись различные вариации на темы готической розы и готического орнамента. Но художественный облик интерьеров отвечал и назначению помещений. В Морском кабинете Николая I использована морская тематика, а комнаты мальчиков-великих князей оформлены с намеком на военные палатки.
В Коттедже представлено собрание живописи и скульптуры, выдающихся отечественных мастеров: И.К. Айвазовского, О.А.Кипренского, С.Ф.Щедрина, И.П.Витали и др.

Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. В стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие.

photo_121-124832 (502x620, 66Kb)


С по­лу­круг­ло­го бал­ко­на оби­та­те­ли Кот­те­д­жа при­ни­ма­ли па­рад юнке­ров, на­прав­ляв­ших­ся из сосед­ней Стрель­ны в Пе­тер­гоф.

[1000x665]


[1000x655]


[1000x667]


[1000x563]


В начале сороковых годов XIX века архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово.

[1000x667]


[1000x647]


[1000x745]


[1000x1505]


[1000x1492]


Столовую пристроили в 1842 году. Сервиз с гербом Александрии на 24 персоны был заказан Императорскому фарфоровому заводу и первоначально состоял из 500 предметов. В дальнейшем за 90 лет было разбито множество посуды и было выпущено по императорским заказам около 5 тысяч предметов для столовой Дворца Коттедж.

[1000x668]


Над столовой был устроен затянутый пологом Учебный балкон. Зимой его закрывали щитами с окнами, летом он был открыт. Там работала самая привилегированная школа в России – школа великих князей, где их учили с необычайной щедростью всему, что может понадобиться в жизни. И Николай I, гонитель и душитель свобод, приглашал к детям университетских профессоров, уволенных за вольномыслие с государственной службы.

[1000x667]


[1000x1505]


[1000x668]


В нише северной стены дворца находится скульптура "Мадонна с младенцем" работы И. П. Витали.

[1000x667]


[1000x750]


[1000x1333]


[1000x1557]


[1000x572]Служебный корпус


[1000x750]Служебный корпус


[1000x725]Служебный корпус


[1000x580]Кухонный комплекс Коттеджа


[1000x750]Кухонный комплекс Коттеджа


 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Петергоф. Часть 2. | галина_суханова - Дневник галина_суханова | Лента друзей галина_суханова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»