Опыт — глава дураков. (Experience Is the Mistress of Fools)
Акварель. 75 x 55 см
Эта картина была помещена на обложку альбома Lest We Forget и сингла Personal Jesus, что говорит о ее важности для Мэнсона. «Experience is the mistress of fools» — поговорка, которую, в частности, используют по отношению к людям, не верящим в Бога. На картине голова Мэнсона в образе Антихриста словно вырастает из ландшафта, похожего на Голгофу, что вызывает в памяти вторую работу из цикла об Антихристе Суперзвезде. Учитывая, что в записи дневника , посвященной работе над Lest We Forget, Мэнсон дважды процитировал тексты песен альбома Antichrist Superstar, назвав сам сборник „Песнями Голгофы“, это сходство вряд ли случайно.
На чужой каравай рот не разевай. (Scald Not Your Lips in Another Man's Pottage)
Акварель. 75 x 55 см
Гитлер дремлет (Hitler Takes a Nap)
Акварель. 75 x 55 см
Подзаголовок: «Некоторые диктаторы прошлого часто отвлекались на 7 минут, чтобы подумать о войне» (Some of History's Dictators Have Often Taken 7 Minutes to Contemplate War).
Вампир (Vampyr)
Акварель. 75 x 55 см
Эта акварель составляет своеобразный диптих с предыдущей работой. Ранее Мэнсон обращался к образу Гитлера в картине Die Deutsche Kampferin.
Джонбенет Рэмси как «Спящая красавица» I (JonBenet Ramsey as “Sleeping beauty” I)
Акварель. 75 x 55 см
О существовании портретного диптиха Джонбенет Рэмси стало известно из записи дневника Мэнсона от 19 ноября 2002 г., к которой артист приложил две фотографии диптиха. Джонбенет Рэмси — шестилетняя девочка, победительница нескольких конкурсов красоты среди детей, убитая в 1996 г. при загадочных обстоятельствах. Расследование ее убийства получило в США большой общественный резонанс. « Теперь я приступил к новой серии картин о Джонбенет Рэмси как Спящей красавице, так как это еще одна тайна, притягивавшая мое внимание много лет. Я вовсе не хочу, чтобы люди думали, будто я пытаюсь выглядеть ненормальным или соответствовать своей дурной славе, выбирая такую тему. Это действительно выражение моего сочувствия по отношению к той печали, которую вы видите на фотографиях Джонбенет», — сказал Мэнсон о диптихе в интервью журналу Juxtapoz.
Джонбенет Рэмси
Джонбенет Рэмси как «Спящая красавица» II (JonBenet Ramsey as “Sleeping beauty” II)
Акварель. 75 x 55 см
Вторая часть диптиха. Без названия (№ 8)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 9)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 10)
Акварель. 75 x 55 см
Вероятно, эта акварель принадлежит к серии работ, посвященных сказочной дилогии Льюиса Кэрролла об Алисе (см. картины № 70 и № 110): вторая глава «Алисы в Зазеркалье» называется «Сад, где цветы говорили».
Иллюстрация Джона Тенниела
(первый иллюстратор сказок Кэрролла)
Без названия (№ 11)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 12)
Акварель
Без названия (№ 13)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 14)
Акварель
Портрет Эдгара Аллана По. «Одна из моих новых картин, которая будет представлена на сайте, написана в несвойственной мне манере: я нарисовал фотореалистичный портрет Эдгара Аллана По, раздираемого надвое исходящим изнутри пламенем, чтобы показать пожиравший его внутренний ад», — так Мэнсон описал эту работу в интервью сайту The Heirophant от 2 ноября 2005 г.
Фотография По, взятая Мэнсоном за основу
Без названия (№ 15)
Акварель
Если предположить, что на этой акварели 1998 г. изображена Роуз Макгован, то это одна из первых попыток Мэнсона передать двуличие Роуз — тема, которая будет разработана артистом в картине «Представляла ли я вам свою другую личность?». Ср. также с «Трисмегистом ».
Без названия (№ 16)
Акварель. 75 x 55 см
Портрет американского актера Энди Дика, известного своими ролями в комедийных телесериалах. Дик является также лидером группы Andy Dick and the Bitches of the Century, которая выпустила 20 августа 2002 г. одноименный дебютный альбом. Эта картина Мэнсона была помещена на обложку альбома. Согласно сообщению на официальном сайте от 2 мая 2002 г., Мэнсон изобразил Дика с зажатой в руке папиросой с марихуаной (примечательно, что в 1999 г. Дика обвинили в хранении марихуаны).
Энди Дик
Без названия (№ 17)
Акварель
Без названия (№ 18)
Акварель
Судя по цветовой гамме, эта акварель составляет серию с двумя следующими работами. По словам Мэнсона, серия называется «Зеленая шлюха любви».
Без названия (№ 19)
Акварель
Эту и следующую картину объединяет не только цветовая гамма, но и характерный прием: в обоих случаях Мэнсон не изображает голову девушки, что заставляет воспринимать ее исключительно как безликий сексуальный объект. К тому же на обеих картинах героиня, очевидно, занята мастурбацией (во втором случае — анальной). Деталь первой акварели — рука с татуировкой LOVE — была вынесена Мэнсоном на отдельную картину «Пальцы шлюхи» (правда, на этой картине изображена правая рука, а в данном случае надпись вытатуирована на левой).
Без названия (№ 20)
Акварель
Без названия (№ 21)
Акварель
Без названия (№ 22)
Акварель
Ср. с картиной № 52.
Потакатель (The Enabler)
Акварель. 75 x 55 см
«Все считают, что это автопортрет, — сказал Мэнсон в интервью журналу Juxtapoz, — на самом же деле это портрет моего друга, который одно время был у меня ассистентом. Его зовут Джонатан. Он был крайне слабохарактерным подростком, которому исполнилось где-то лет 18, когда я встретил его, и я провел его по всем кругам ада. Ему приходилось вымывать краску у меня из задницы и убирать мою блевотину. Одно время, когда он работал со мной, он просто сходил с ума, потому что я то и дело срывал на нем злобу перед концертом или после него. Я сказал ему, что буду платить по 100 долларов всякий раз, когда он будет попадаться мне под руку, а потом я однажды напился, положил на стол 500 долларов и конкретно его отметелил. Теперь он крепкий интеллигентный парень, мой хороший друг. Я сфотографировал его, и то, как я осветил снимок, когда в комнате горела всего одна лампочка, и дало эту тень у него на лице. Он выглядел крайне жалко. Моя бывшая девушка окрестила его «потакателем», потому что всякий раз, когда ты проходишь через какую-нибудь реабилитационную программу, ты должен избавиться от человека, который потворствует тебе в саморазрушительном поведении — это и стоит за названием. Это одна из моих любимых картин».
Две фотографии «Потакателя» Мэнсон приложил к записи дневника от 26 марта 2002 г. Кроме того, эту акварель можно увидеть в клипе (s)AINT, изобилующим сценами «саморазрушительного поведения».
Скриншот клипа (s)AINT
Без названия (№ 24)
Акварель. 75 x 55 см
Автопортрет Мэнсона со вскрытой черепной коробкой. Ср. с картинами «Я не люблю наркотики» и «Фаунадистия».
Под другим именем (By Any Other Name)
Акварель. 75 x 55 см
Портрет Роуз Макгован.
Фибоначчи (Fibonacci)
Акварель. 55 x 75 см
В этой акварели воплощен принцип золотого сечения. Вероятно, она была написана в эру Holy Wood, когда ряд Фибоначчи был особенно актуален для Мэнсона.
Каждый день больно вставать (Everyday It Hurts to Wake Up)
Акварель. 75 x 55 см
«Иногда я так себя чувствую утром, — сказал Мэнсон об этой картине в интервью MTV. — Хотя в этом есть что-то карикатурное, для меня это лучший способ избавиться от большей части своей боли, когда мне плохо. Часто с этим справляется музыка, но когда я остаюсь в тишине наедине с кистью и бумагой, растиранием и тем, что происходит в промежутке, это многое мне дает».
Размышления об охоте (Meditations on Hunting)
Акварель. 75 x 55 см
Вероятно, портрет Роуз Макгован с собакой. Примечательно, что морда животного очеловечена.
Дисморфофилия (Dysmorphophila)
Акварель. 75 x 55 см
Дисморфофилия — сексуальное отклонение: влечение к увечным или физически неполноценным партнерам. В названии картины по каким-то причинам пропущена i, и это не опечатка: Dysmorphophila. Пожалуй, самая будоражащая и отвратительная — и намеренно отвратительная — работа Мэнсона.
Мужской магнит (Boy Magnet)
Акварель. 75 x 55 см
Портрет Диты фон Тиз. Интересен контраст между лицом, написанным в теплых тонах, и эскизно набросанными пронзительно-синим цветом руками.
Прегенитальные влияния (Pregenital Influences)
Акварель. 75 x 55 см
Очевидно, очередной портрет Роуз Макгован с ее собаками — Багом и Фестером, которые словно вырастают из нее. Прегенитальный — «термин, используемый в психоанализе для обозначения тех фаз психосексуального развития, в рамках которых половые органы еще не играют ведущей роли. З. Фрейд говорил о прегенитальных организациях и прегенитальных фазах инфантильной сексуальности (оральной и анально-садистической). Краткий словарь психоаналитических терминов и понятий.
Мэнсон с собаками Роуз
Анаклитизм (Anaclitism)
«Перно», акварель.
Две панели, каждая 75 х 55 см
Анаклитизм — сексуальное отклонение: достижение возбуждения посредством действий, свойственных младенческому возрасту: сосание соски, ношение памперсов и т. д. По словам Мэнсона, эта картина — автопортрет в образе Микки Мауса и Ван Гога в одном лице: «Я отрезал одно из своих мышиных ушей, и я пялюсь на него и думаю, каким же образом я останусь лидером клуба» (имеется в виду «Клуб Микки Мауса» — телесериал 1950-х гг.). «Анаклитизм» — это «своего рода дань памяти Диснею и тому влиянию, которое Дисней оказал на американскую культуру».
С одной стороны, картина соотносится с центральным визуальным образом эры The Golden Age of Grotesque, воплощенным в серии фотографий Готфрида Хельнвайна «Золотой век». С другой стороны, этот автопортрет отсылает к словам из песни Ka-boom Ka-boom: «Я лидер клуба / И я отделался / От своих мышиных ушей».
Центральный визуальный образ
The Golden Age of Grotesque
В характерном для альбома The Golden Age of Grotesque духе Мэнсон объединяет в одном образе атрибут персонажа, порожденного развлекательной культурой, и детали, отсылающие к личности Ван Гога, представителя «высокого» искусства. О последнем напоминает не только отрезанное ухо, но и использование «Перно» (легендарная марка абсента) в качестве живописного средства.
Однако в центре внимания артиста остается тема детства и детскости. Картина «Анаклитизм» придает этой теме, подробно разработанной в альбоме, еще одно измерение.
Предрасположенность к эпилепсии (Prone to Epilepsy)
Акварель. 75 x 55 см
Пасхальное воскресенье (Easter Sunday)
Акварель. 75 x 55 см
«Этой уже несколько лет, — сказал Мэнсон об акварели в интервью MTV. — Это пасхальная картина, праздничная работа. У нее шесть пальцев, как было у меня на обложке Mechanical Animals. Это отсылка к серафиму, религиозная отсылка. Считалось, что у ангелов по шесть пальцев на руке». Еще одна христианская отсылка, присутствующая в картине, — кровоточащая рука (стигматы).
Без названия (№ 39)
Акварель. 75 x 55 см
Болезнь Кемпфа (Kempf's Disease)
Акварель. 75 x 55 см
Болезнь Кемпфа или гомосексуальная паника — психоаналитический термин, означающий состояние внезапно возникающего панического страха, что другие обнаружат якобы имеющуюся у человека гомосексуальность.
Без названия (№ 41)
Акварель. 75 x 55 см
Как и в «Пасхальном воскресенье», у изображенного на картине шесть пальцев на руке, и эта христианская отсылка гротескным образом совмещается с агрессивно-фаллической символикой.
Представляла ли я тебе свою другую личность? (Did I Introduce You to My Other Personality?)
Акварель. 75 x 55 см
Портрет Роуз Макгован.
Скопческий синдром (Джек) (Skoptic Syndrome (Jack))
Акварель. 75 x 55 см
Скопческий синдром (не путать с (пост)кастрационным синдромом) — патологическое состояние, при котором человек стремится к самокастрации. Подзаголовок и явственно видимая трахеотомическая трубка однозначно отсылают к деду Мэнсона, Джеку Уорнеру, бывшему латентным трансвеститом. Скопческий синдром, наряду с трансвестизмом, может быть формой проявления транссексуализма, т. е. стремления сменить свой генетический пол на противоположный. Поэтому в клипе (s)AINT эту акварель можно увидеть на заднем плане в сцене, когда Мэнсон мастурбирует перед трансвеститом. Как артист отметил на выставке «Золотой век гротеска», он изобразил своего деда на фоне американского флага, что еще более усложняет смысл этой картины.
Смерть наслаждается плодами своего труда (Death Enjoys the Fruits of His Labor)
Акварель. 75 x 55 см
Рука удачи (Hand of Glory)
Акварель. 75 x 55 см
«Эту картину я выбрал в качестве центральной работы, — сказал Мэнсон в интервью MTV на выставке „Золотой век гротеска“. — Рука символизирует власть, и она означает кражу у детей невинности и фантазий. Если вы проанализируете всю выставку, то поймете, что она именно об этом. Я как современный Питер Пэн, который не хочет взрослеть. Есть разница между незрелостью и способностью по-прежнему мыслить как ребенок». «На этой картине на самом деле изображена девочка, но все думают, что это мальчик, — сказал артист в интервью журналу Juxtapoz. — Это часть рассказа, который я написал, о девочке и о том, как у нее отняли руку. Это имеет отношение к вудуистским и колдовским верованиям о присвоении чьей-нибудь руки и использования ее силы. Я подумал, что эта картина хорошо представляла всю выставку, так как в ней выражен мой подход к любому искусству: делать все по-детски, и еще она о том, как люди часто хотят отнять это, заставив тебя повзрослеть или играть по правилам. Есть разница между незрелостью и детскостью, и мне нравится чувствовать себя ребенком, ведь есть что-то прекрасное в том, как бесстрашны дети. Это картина действительно о невинности и огорчении от того, что у тебя ее отнимают». «В ней выражено старое поверье черной магии/вуду, что присвоение руки преступника наделяет тебя магическими силами», — уточнил Мэнсон в интервью газете New Times LA.
Викодин (Vicodin)
Акварель. Две панели, каждая 75 x 55 см
«Викодин» — сильное обезболивающее, которое нередко используют в качестве наркотика.
Дита (Dita)
Акварель. 75 x 55 см
Портрет Диты фон Тиз.
Источник сострадания (Sympathy Generator)
Акварель. 75 x 55 см
Ubermensch
Акварель. 75 x 55 см
Ubermensch — сверхчеловек, центральное понятие философии Фридриха Ницше. По Ницше, сверхчеловек (т. е. человек будущего) настолько же превосходит человека, насколько человек стоит выше приматов: «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? <…> Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян» («Так говорил Заратустра»).
Образ Антихриста Суперзвезды, главного героя альбома Antichrist Superstar, сочетал в себе черты как противника Иисуса Христа в христианской мифологии, так и ницшеанского сверхчеловека. Примечательно, что на груди у героя картины изображена буква S — знак Супермена, т. е. перед нами иронический образ сверхчеловека по-американски, аналогично Антихристу Суперзвезде.
Сизиф (Sissyphus)
Акварель. 55 x 75 см
Сизиф — в греческой мифологии «самонадеянный хитрец, идущий наперекор воле богов» и сурово наказанный за это: «он осужден вечно вкатывать в подземном мире на гору камень, который, достигнув вершины, скатывался обратно. „Сизифов труд“ — тяжелая бесплодная работа» («Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия»).
Никто не слышит (No One's Listening)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 52)
Акварель Ср. с картиной № 22.
Серая ромашка (Grey Daisy)
Акварель. 75 x 55 см
«Кто-то сказал: „Почему бы тебе не нарисовать что-нибудь приятное, вроде цветка?“ И я нарисовал, но завершая, использовал только грязную воду, оставшуюся от другой картины. Если бы я не был собой, наверное, мне бы захотелось иметь эту работу», — сказал Мэнсон в интервью MTV.
Олигофрены (Trainables)
Акварель. 75 x 55 см
Винсент Галло (Vincent Gallo)
Акварель
Без названия (№ 56)
Акварель
Лжец (Liar)
Акварель. 75 x 55 см
Я в старости (When I Get Old)
Абсент, акварель. 75 x 55 см
Фотографию этой работы Мэнсон приложил к записи дневника от 26 марта 2002 г. Полное название картины было «В старости я предпочел бы выпить» (When I Grow Old I Would Like a Drink). «У меня в прихожей висит фотография Уильяма Берроуза, которая выглядит почти так же, — сказал артист о картине в интервью журналу Juxtapoz. — Однажды я посмотрел на нее и подумал: „Если бы я мог пройти через все то, через что прошел он, и вот так выглядеть в старости, я был бы просто счастлив“. Так что когда я рисовал ее, я, как обычно, пил абсент и опустил кисть не в ту емкость, то есть в свой бокал. Тогда-то я и открыл, какой замечательный цвет дает абсент на бумаге».
Уильям Берроуз (1914–1997) — знаменитый американский писатель, один из лидеров движения битников, известный в том числе своим невоздержанным образом жизни: множеством сексуальных связей и длительным употреблением героина (вплоть до смерти в возрасте 83 лет). Картина также сильно напоминает героя Дэвида Боуи в известном фильме Тони Скотта «Голод» (1983), где Боуи играет вампира, стареющего не по дням, а по часам.
Боуи (Dawid Bowie) в фильме «Голод»
Pygobombe
Акварель. 75 x 55 см
Портрет Диты фон Тиз.
Pygobombe — редкое сленговое слово, обозначающее женщину с большой, сексуальной попкой.
Лили Белая (Lily White)
Акварель. 55 x 75 см
«Эту я нарисовал в тот день, когда у меня появился котенок, — сказал Мэнсон в интервью MTV. — Если вы бывали на моем сайте, то знаете, что она почти знаменитость. Она не смогла присутствовать здесь сегодня. Сука, да и только. На самом деле, я люблю ее. У нее больше сисек, чем у моей девушки. Не могу сказать, что они лучше, их просто больше».
Мэнсон со своей кошкой
Без названия (№ 61)
Акварель. 75 x 55 см
Без названия (№ 62)
Акварель. 75 x 55 см
Неурожай (Crop Failure)
Акварель. 75 x 55 см
«Эта была опубликована в „Роллинг Стоун“ вместе с моим эссе о Колумбине, и это своего рода карикатура на Харриса и Клебольда, основанная на их школьных фотографиях, — сказал Мэнсон в интервью MTV. — Я выражал свою позицию по отношению к Америке, и это определенно было частью моей реакции на обвинения в провоцировании Колумбины и тому подобного. Я посчитал, что название „неурожай“ будет уместным по ряду причин. Как знают некоторые, columbine — это цветок (в русском языке он называется «водосбором» — М. М.). И, конечно же, „урожай“ означает растить своих детей и пожинать плоды этого должным образом. Что-то здесь не заладилось, и я думаю, что винить надо фермеров, а не артистов».
Школьные фотографии убийц
«Мне не нравится, как пресса берет одну трагедию и раздувает из этого такую шумиху, что она становится почти оскорблением по отношению к другим трагедиям. Ужасные вещи происходят во всем мире постоянно. Они произошли и в Колумбине. Они сделали из этого событие такого масштаба и свалили всю вину на меня. Сейчас в мире не меньше насилия, чем когда бы то ни было. Просто его больше показывают по телевизору», — добавил артист в интервью газете New Times LA.
На выставке «Золотой век гротеска» Мэнсон сказал, что эта акварель была своего рода пародией на афишу фильма Роберта Олтмэна «Военно-полевой госпиталь» (1970) — знаменитой сатирической трагикомедии, рассказывающей о буднях хирургического госпиталя во время американо-корейской войны 1950–1953 гг.
Изображение с афиши фильма
Как отметил артист, изображенный на афише фильма и на картине жест сейчас используется в значении «мир», тогда как первоначально он означал «победу». В результате получился иронический образ фальшивого благополучия американского общества.
Пагубная Ева (The Eve of Destruction)
Акварель. 75 x 55 см
Вероятно, очередной портрет Роуз Макгован, который можно увидеть в клипе (s)AINT.
Дочь без матери и мать без дочери (A Daughter Without a Mother and a Mother Without a Daughter)
Кровь, акварель. 75 x 55 см
Подзаголовок: «Памяти Джен» (In Memory of Jen). Картина посвящена памяти киноактрисы Дженнифер Сайм, которая погибла в автокатастрофе, возвращаясь с вечеринки у Мэнсона. Мать погибшей обвинила артиста в том, что он дал девушке кокаин и позволил ей ехать домой в состоянии наркотического опьянения. Этот инцидент упоминается в песне Vodevil: «Говори, что я убил всех своих друзей / И заслуживаю смерти».
Дженнифер Сайм
В автобиографии Мэнсон так описывал свою встречу с Дженнифер: «Наши взаимоотношения с Линчем начались два года тому назад благодаря случайно встреченной девушке по имени Дженнифер, которая утверждала, что является ассистентом Линча. В то время решительно все отмахивались от нее, как от очередной фанатки, набивающей себе цену. Но когда дошло до дела, ее слова оказались не только правдой, но и вылились для нас в предложение поработать с Линчем над саундтреком его нового фильма „Шоссе в никуда“, а также сняться в этой картине».
Источник: Paintput