Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше. До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи). В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии. [показать]
Конек Горбунок
Художник-палешанин заслуженный деятель искусств РСФСР И.И.Голиков в свое время говорил: "Художник должен своей кистью показать пролетариату красоту, дать ему отдых, полное наслаждение в жизни, как поет певец или играет музыкант". [показать]
Конек Горбунок
Старый мастер подтверждал свои слова делом. Его "Красный пахарь", "битвы", "охоты", "тройки" (палехские "тройки") и иллюстрации к "Слову о полку Игореве" полны чарующей красочности, безудержной динамики и впечатляющей образности. С одинаковой виртуозностью он расписывал и большие ларцы и крохотные бисерницы, на которых миниатюру можно рассматривать лишь в лупу. Слава палешан разнеслась по всему миру. О Палехе были написаны книги. Судьбою Палеха интересовались Максим Горький, Ромэн Роллан, Поль Вайян-Кутюрье. [показать]
Пано-Складень Палех
На сложение традиций нового искусства Мстеры решающее влияние оказали старые мастера: Н.П.Клыков, А.Ф.Котягин, А.И.Брягин, И.Н.Морозов, И.А.Фомичев, Е.В.Юрин и др. В лиричном, более живописном, чем в Палехе, искусстве Мстеры создаются произведения, в которых нашли отражение образы природы, бытовые сюжеты, сказочные и исторические темы, здесь пишут и орнаментальные композиции. [показать]
Сказка о спящей царевне
Основателями холуйского искусства миниатюры были три мастера: С.А.Мокин, В.Д.Пузанов-Молев и К.В.Костерин. Холуй сочетает в своем искусстве любовь к реальным формам с повышенной цветовой декоративностью. Старые мастера воспитали молодое поколение художников, продолжающих сегодня дело своих дедов и отцов. [показать]
Сказка о спящей царевне
Во всех трех промыслах более или менее однотипна система письма на изделиях из лакированного папье-маше. Палешане, мстерцы и холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой. Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме [показать]
У Лукоморья дуб зеленый
Темпера - краска текучая, живопись ею строится на многих и очень тонких слоях, последовательно наносимых друг на друга. Темперой пишут плавями, т.е. жидкими слоями, как в акварели, но ею можно работать и методом штрихов, пунктиров, как в пастели, и пастозными мазками, как в масляной живописи. После высыхания темперный красочный слой обретает исключительную твердость и плотность, не вжухает в грунт и не сморщивается. [показать]
У Лукоморья дуб зеленый
Миниатюрная роспись в Палехе, Мстере и Холуе, как правило, обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Орнаментальными узорами декорируются и боковые стороны коробок. Золотая краска ("твореное золото") приготовляется следующим способом: листики сусального золота растираются на гуммиарабике пальцем на дне фарфоровой тарелки или чайного блюдечка. [показать]
У Лукоморья дуб зеленый
После высыхания воды, на которой разводится гуммиарабик, на поверхности тарелки оседает золотая пленка, легко растворимая в воде. Золотом пишут от руки по прихотливой игре воображения, используя тонкую, гибкую беличью кисть. Золотой орнамент затем слегка полируется косточкой (обычно зубом какого-либо животного), что усиливает звучание золотой краски. [показать]
Царь Салтан