|
Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим. |
|
Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называеться, "по горячим следам" и отличается особой достоверностью, в нем нет "благочестивых схем", оно отражает неповторимый лик святости "всея России чудотворца Александра".
Необыкновенное состояние мощей преподобного Александра Свирского
«О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре... Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя...» (Из молитвы к преподобному Александру Свирскому)
С тех пор как мощи преподобного Александра Свирского вернулись в родную обитель, там получили много писем от иерархов различных епархий России, Белоруссии и Украины, сообщающих о желании обрести частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, частицы мощей вынимал игумен монастыря о. Лукиан (Куценко). Уже при изъятии первой частицы о. Лукиан был поражен увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная пористая и мягкая ткань, - сказал отец игумен, и, продолжая, добавил, - в музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью - похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: эта ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью». Инокиня Леонида (Сафонова), принимавшая участие в поиске мощей, в миру кандидат биологических наук, гистолог: «Так вот чем объясняется сохранность прижизненной конфигурации тела святого Александра, его губ, носа, кистей и стоп, так поразившая экспертов. Высыхающие в процессе мумификации мышечная и соединительные ткани, находящиеся под слоем эпидермиса, сохранили свой остов. Свою пространственную решетку: вместо испаряющейся жидкости промежутки между тканевыми волокнами заполнялись воздухом, не давая тканям уплотняться. Таким образом, ткань плоти становилась воздушной и ячеисто-волокнистой, что давало возможность органам сохранять свой первичный объем. Подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования. При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут - разрыхленность, белоснежность, да еще внутри под поверхностным слоем эпидермиса - таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами (гистологами, патанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прп. Александра - его святых мощей - находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма. Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов (сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского) также оценивает сохранность тела, как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица - не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком, не удивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы - «восковой куклой». Эта негативная, ложная, по сути своей, аттестация, является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица.
Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи святого Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 году, в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Надо заметить, что участок белой плоти был виден с самого начала исследования и виден сейчас на открытой стопе преподобного на месте отшелушившейся надкожицы. Из стопы преподобного исходит миро, запах которого со дня обретения мощей все время присутствует в храме, на этот запах слетались пчелы. «Визиты» пчел к мироточащим мощам преподобного зафиксированы на видео, это также видели многочисленные паломники.
Обретение мощей преподобного Александра Свирского
Летом 1998 года в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 году святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 году затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей шестьдесят три раки со святыми мощами. Милостью Божией все они сегодня, спустя восемьдесят лет, обретены. Не означает ли это, что соборными молитвами Русской Православной Церкви Благодать Господня возвращается в многострадальную Россию? Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. "Все присутствующие были свидетелями этого чудесного проявления", - говорится в рапорте игумена Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря отца Лукиана, поданном митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. В Северо-восточном углу Валаамского архипелага расположен открытый всем ладожским ветрам Святой остров. Здесь, в пещерке, вырубленной в скале, полтысячелетия назад подвизался в молитвенных подвигах преподобный Александр Свирский. Пещерка невелика. Когда проходишь в нее, плечи задевают каменные стены. Крохотного света лампады, горящей перед образами, достаточно, чтобы осветить пространство кельи. Несколько лет провел здесь преподобный Александр. Как сказано в Житии, "от великих трудов кожа на теле его сделалась такой жесткою, что не боялась и каменного ударения". В пещерке на Святом острове молился святой, когда в ответ на его молитвы раздался Голос Богородицы: "Александре! Изыди отсюду и иди на преждепоказанное тебе место, в нем же возможеши спастися!" И светло стало... Преподобный Александр выбрался из пещеры и за стволами сосен, вставших на отвесной скале, увидел тихие воды Ладоги. Великий небесный свет сиял в той стороне, где текла Свирь... В тот же день преподобный Александр покинул Валаам, поплыл к Свири. Здесь и обосновался, на том самом месте, где десять лет назад ночевал на пути в Валаамский монастырь. Спустя время молитвенное уединение святого было прервано заблудившимся во время охоты боярином Андреем Завалишиным, Завалишин долго расспрашивал преподобного, как он жил здесь. "Вот уже семь лет обитаю тут, - ответил святой. - И до твоего прихода не видел ни одного человека. Питаюсь растущею здесь травою и хлеба не вкушал". Когда был прерван его затвор, начали стекаться сюда люди. Монашеские кельи строили на берегу Святого озера, а сам преподобный жил в прежней хижине, вкруг которой было устроено братское кладбище - Отходная пустынь. Многие ученики Александра Свирского сами стали святыми, основателями новых монастырей. Это и Андрей Завалишин, принявший в постриге имя Андриана Андрусовского, Геннадий и Никифор Важеозерские, Корнилий Паданский, Ферапонт Вознесенский, Кассиан Соломенский... Все пространство между Онегой и Ладогой осветилось основанными ими обителями. Сила молитвы святого Александра Свирского была необычайной. Известен такой случай. Строили мельницу на протоке между двумя озерами, раскопали перешеек, и вода из верхнего Святого озера устремилась вниз. Напор был столь сильным, что в опасности оказались монастырские постройки; казалось, их уже не спасти, но преподобный призвал имя Христа, начертал Крестное знамение на быстрине вод - и вот оно, чудо! - течение остановилось. Столь же велика была и прозорливость преподобного. Однажды богомольцы делали пожертвования в монастырь, был среди них и Григорий, приехавший из Пидьмозера. Он протянул руку, чтобы положить свой вклад, но святой оттолкнул ее. Григорий спросил Александра Свирского, почему он не принял приношения. "Ведь ты меня не знаешь!" - сказал он. "Верно! - ответил святой. - Я тебя не знаю и лица твоего не видел, но рука твоя так осквернена, что от нее идет смрад. Зачем ты мать свою старую бьешь?" Великий страх обуял тогда Григория, тщательно скрывавшего свой грех. Он попросил наставления, как ему исправиться. Преподобный посоветовал просить прощения у матери. Не менее дивной была и скромность преподобного. Рассказывают, что однажды, когда он был уже игуменом основанного им монастыря, слава о котором распространялась по всей Руси, пришел к нему монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются дрова, надо бы послать в лес какого-нибудь праздного монаха. "Я празден..." - ответил преподобный, взял топор и отправился в лес. На двадцать третьем году пребывания на Святом озере Александр Свирский во время ночной молитвы увидел трех мужей в белых одеждах, сияющих "невыразимым светом". Это Сам Господь почтил святого Своим Троическим посещением. "Александр Свирский, - пишет в "Истории русской церкви" архимандрит Макарий (Веретенников), - пожалуй, единственный православный святой, которому так же, как и праотцу Аврааму, явилась Святая Троица". Неведомо, знали ли об этом факте жития преподобного Александра Свирского люди, захватившие в 1917 году власть в России, но достоверно известно, что свою сатанинскую кампанию они начали именно с Александро-Свирского монастыря. Осенью 1918 года Олонецкая ЧК направила в монастырь отряд под командованием Августа Вагнера. Братия пыталась противодействовать надругательству над святыми мощами, но чекисты не церемонились. "Элементы злого пошиба" были арестованы, монастырь ограблен, а рака со святыми мощами преподобного Александра Свирского вскрыта. Сохранность тела преподобного, закончившего земной путь четыре столетия назад, была настолько непостижимой для Вагнера, что вопреки очевидности он назвал в своем отчете мощи святого "восковой куклой". Не решившись выставить их, как полагалось по инструкции, "для разоблачения поповского обмана", мощи тайно, с соблюдением всех мер секретности перевезли в Лодейное поле и под строжайшей охраной поместили в больничной часовне. На пятое ноября 1918 года, когда расстреливали во дворе Олонецкой тюрьмы монахов Александро-Свирского монастыря, назначена была ликвидация мощей... И ровно восемьдесят лет православная Россия жила с мыслью, что святые мощи русского святого уничтожены сатанинской властью. Господь, однако, не попустил этого. Скажем попутно, что поход на Александро-Свирский монастырь завершился для товарища Августа Вагнера весьма печально. Осквернение мощей преподобного и ограбление монастыря вызвало сильнейший резонанс по всей России. Святитель патриарх Тихон обратился в Совнарком и ВЦИК с протестом. От Олонецкой ЧК затребовали разъяснения. Начальник ЧК ответил, что считает все свои действия и распоряжения "верными в смысле беспощадной борьбы с врагами коммунистических идей и социалистической мысли". Подобное разъяснение вполне удовлетворило бы большевистское руководство в Москве, если бы в ходе переписки не выяснилась пикантная подробность: Август Вагнер, борец за коммунистические идеи и социалистическую мысль, оказался весьма нечист на руку. Он изъял из монастыря сорок пудов серебряных изделий, а в Москву сдал только девять. Остальное серебро - тридцать один пуд! - было якобы передано им "в комитет бедноты Александро-Свирской слободы для распространения между нуждающимися". Провести кремлевскую верхушку таким разъяснением, разумеется, не удалось. Было начато специальное расследование, со всеми вытекающими для Вагнера последствиями. История поиска святых мощей преподобного Александра Свирского, предпринятого инокиней Леонидой по благословению отца Лукиана, игумена возрожденного в 1997 году Александро-Свирского монастыря, заслуживает отдельного повествования. Основная часть документов была уничтожена, и собирать необходимые сведения приходилось по крохам. - Наш поиск, - рассказывает матушка Леонида, - был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами и находятся под особым покровительством Господа... В ходе архивных изысканий удалось выяснить, что 31 января 1919 года мощи были увезены из Лодейного поля в Петроград и помещены в закрытый анатомический музей Военно-медицинской академии. По свидетельству сотрудников, в годы революции в кафедральном музее появился экспонат, который так и остался незафиксированным в скрупулезно составленных каталогах. На основе антропологических, иконографических и рентгенологических исследований было сделано заключение, что таинственный "экспонат" представляет собою полностью сохранившуюся мумию мужчины, которая по возрасту, этнической принадлежности, внешним особенностям соответствует описанию, сделанному при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1614 году. Подтверждали принадлежность "экспоната" к канонизированным святым и повреждения на правой, благословляющей руке. Характер их не оставлял сомнений, что нанесены эти повреждения от изъятия частичек плоти для мощевиков. Необычное положение правой ноги: "ноги же лежали, как у недавно скончавшегося, правая ступнею вверх, а левая обращена ступнею в сторону..." - также полностью соответствовало сделанному в 1614 году описанию. Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь наша, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божиих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых - после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается ... Чудо, великое чудо свершилось в июльские дни в Санкт-Петербурге. 465 лет спустя после кончины снова вернулся к нам, грешным, великий святой. И возвращение его подобно свету, рассеивающему злые, сгустившиеся над нашей Родиной тучи.
Преподобный Александр Свирский
Преподобный Александр родился 15 июня 1448 г., в день памяти пророка Амоса, и был назван в его честь. Родители его, Стефан и Васса, были крестьянами приладожского села Мандеры, что на берегу Ояти, притока Свири. С детских лет Амос, поздний, вымоленный ребенок, отличался от своих сверстников: избегал игр, смеха и сквернословия, не беспокоил мать. В 19 лет, узнав о намерении родителей женить его, Амос тайно ушел на Валаам. Семь лет жил Амос в монастыре послушником, дни проводил в трудах, ночи в бдении и молитве. Не раз, обнаженный по пояс, облепленный комарами, он молился в лесу до наступления зари. В 1474 г. Амос принял постриг с именем Александр. Узнав от путников о месте пребывания сына, ушли в монастырь и его родители. После их смерти по благословению игумена преп. Александр устроил себе келью на уединенном острове и продолжал свои духовные подвиги. Когда же слава о нем стала ему в тягость, подвижник удалился с Валаама и построил себе хижину в лесу, где в одиночестве, не имея припасов, прожил семь лет в непрестанной молитве. В 1493 г. место нахождения преподобного случайно обнаружил во время охоты соседний владелец Андрей Завалишин, видевший ранее над тем местом чудесный свет. Он умолил преподобного рассказать ему о своей жизни и, сделавшись его духовным сыном, по его наставлению сам ушел на Валаам, а позднее основал Ондрусовский монастырь и прославился святой жизнью. Прослышав от Андрея о праведнике, к преподобному стали собираться иноки, но преп. Александр устроил себе скит на расстоянии от общего жилища. В 1508 г. преп. Александру было явление Живоначальной Троицы — Трех Мужей, облаченных в светлые, белые одежды, осиянных Небесной славой. Преподобный получил повеление построить церковь и основать обитель, а когда он спросил, во имя кого должна быть церковь, Господь ответил: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир подам тебе». В истории Русской Православной Церкви это Божественное снисхождение Троицы известно как единственное. Место для церкви преподобному было указано Ангелом, три раза перекрестившим место и подтвердившим явленное ему в видении. В том же году была построена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь Живоначальной Троицы. По настоянию братии преподобный получил священнический сан и стал игуменом. Приняв игуменство, преп. Александр сделался еще смиреннее — ходил в рубище, спал на голом полу, трудился вместе со всеми: Когда однажды не хватило дров и эконом попросил игумена послать кого-нибудь из иноков, кто празден, за дровами, преподобный ответил: «Я празден» — и отправился рубить дрова. В конце жизни преп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение». В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле. Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Перед своей кончиной преп. Александр позвал братию и повелел ей: «Свяжите тело мое грешное по ногам веревкой и отволочите его в болотную дебрь и, закопавши во мху, затопчите своими ногами». Но поскольку братия не соглашалась, преподобный указал не хоронить его в обители, но в его пустыньке у церкви Преображения Господня. Преп. Александр преставился 85 лет 30 августа 1533 г. В 1641 при перестройке церкви Преображения были обретены нетленными его мощи. Известно до пятнадцати учеников преп. Александра Свирского, прославленных Русской Православной Церковью.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В мире нашем есть места сверхбытийные, говорящие о вечности. Вечна Палестина - святая земля. Здесь Богородица родила Христа, Он ходил по этой земле, питался от Нее, молился - и Она принимала Его слезы, Он преобразился на Фаворе - и мир вокруг преобразился, Он умер - и Она приняла Его тело. Земля Русская тоже святынями богата, угодники Божии прославили ее своими подвигами, преобразили собственным преображением, так что, посещая те или иные святые места, богомольцы получают исцеления, помощь душевную и телесную, просто красотой какой-то дивятся. "Это не то! Там Сам Господь по земле ходил!" - скажете вы. А и у нас есть место такое, связанное с которым событие велико и одним разумом невместимо. Где-то далеко, в северном лесу явился простому иноку Сам Господь, Вся Святая Троица на нашей земле Своими стопами стоявшая. Так случилось единожды со времен пришествия Христа. Но обо всем по порядку. Пять веков назад спасался на святом острове Валаам инок Александр. Вырубил он себе в скале малую пещерку, где молился и трудился для Бога. Говорят, что от таких подвигов тело его стало твердым и жестким, что ему ничего бы не сделалось и от каменного удара. Так, распростершись на каменьях, молился он однажды и в ответ услышал дивный голос Божьей Матери, повелевшей идти на новое место спасения. Выйдя из пещерки, он оглянулся на Ладогу, такую тихую сегодня, вдалеке, за волнами, сиял небесный свет, Божья Матерь освещала место, где текла Свирь-река... Благословившись у игумена, в тот же день Александр уплыл с острова. Он поселился на берегу Рощинского озера, в малой избушке, и жил там, не видя человека, в безмолвии, плача о грехах семь лет. Питался же он одной травою, что росла рядом, а хлеба даже не видел. Однажды уединение его было нарушено - боярин Андрей Завалишин, охотившийся в лесу, вышел на Александрову избушку и, помня, что видел свет над этим местом, умолял подвижника поведать о своем житии. Так об Александре Свирском узнали люди. И уже стучат топоры, строят кельи, тихо поют на братском правиле первые ученики, среди них и Андрей Завалишин, будущий преподобный Адриан Андрусовский. Это был 1507 год. Двадцать три года провел Александр в Пустыни. И вот была ночь, темно, пламя от лампадки чуть освещает лик Пречистой, наверно пахнет деревом и воском, медовый такой запах, тишина, иногда только стук поклона, и снова поднимается лоб, весь в морщинках, уже совсем белые кудри и глаза небесные так кротко-кротко глядят. Вдруг замерло все... Величайший свет, невиданный миру с Авраама заблистал, и драгоценнейшим дворцом стала малая избушка. Вошли три мужа как три солнца прекрасные, в одеждах белоснежных, они держали посохи. "Как на Троице" - подумал Александр, затрепетал и поклонился Им до земли. - Уповай, блаженне, и не бойся. - Услышал Александр и почувствовал Его руку ласково поднявшую его с колен. Его голос говорил, что ради чистоты Дух Святой в нем, в Александре, живет. Что надо собрать братию, поставить церковь, монастырь устроить и что многие через него спасутся... Александр не мог стоять, он опять лежал на земле и, обливаясь слезами, думал, как он, худший всех человек, пришедший плакать о грехах своих, будет спасать других. И опять Господь взял его за руку и поднял с колен. - Как назвать церковь, Господи? - И был ответ, как видит он Говорящего в трех лицах, так и церковь будет во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. И пройдя по земле, Господь стал невидим... Но еще был свет и та тишина. В его морщинках еще блестели слезы, он сжимал руку, которую только держал Господь, и лик земного ангела, так по-детски, счастливо улыбался. А житие его продолжалось, и он исполнил все повеления, став игуменом великого монастыря. Однажды к нему пришел эконом и посетовал, что кончаются в монастыре дрова, послать бы какого-нибудь праздного монаха нарубить их. "Я празден..." - ответил Александр, взял топор и пошел в лес. Бывало ночами, приходил преподобный к молотящим жито, застав их спящими, сам садился за работу, а закончив, тихо уходил в свою келью, не тревожа братию. Помните, обитель располагалась на берегу озера, весьма глубокого, другое же озеро находилось на возвышенности на расстоянии полета двух стрел. Как-то братия монастыря вместе с игуменом, помолясь, решили сделать проход для воды, из верхнего озера в нижнее, чтобы поставить водяную мельницу. Как стали копать, вода со страшным шумом хлынула вниз, образуя громадный ров под стенами монастыря. Все уже думали, что обитель вот-вот рухнет, но Александр, преклонив колена, стал молиться. Громогласное имя Христово пересилило шум воды, потом он перекрестил поток, и вода остановилась. Мельницу же соорудили, и она еще долго облегчала монашеский труд. Когда же настало время отшествия ко Господу, Александр собрал братию и, наставив их к пользе душевной, просил после смерти связать его тело веревками и утопить в болоте, потоптав ногами. Так думал о себе преподобный старец, видевший Бога. Когда Александра хоронили, не верилось, что он умер, лицо его светилось и тоже хотелось умереть, чтобы быть с ним. Сразу стали происходить многие чудеса, исцеления: излечивались бесноватые, слепые прозревали, расслабленные начинали ходить. Через двенадцать лет было составлено житие, а еще через два года Собор русских архиереев причислил преподобного Александра Свирского к лику святых. Посвятили ему и храм, северо-восточный придел Василия Блаженного. В 1641 году были обретены мощи преподобного Александра, их узнали сличая черты лица с иконой XVI века, его тело как прежде было мягким и совсем целым с дивным благоуханием нежных цветов от исходившего мира. В 1918 году братия Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря была арестована и расстреляна, монастырь ограблен, а рака с мощами вскрыта... Сохранность тела преподобного изумила большевиков, они растерянно обозвали его "восковой куклой". В 1998 году мощи преподобного были обретены вторично, и были освидетельствованы научной экспертизой. Святейший Патриарх, иерархи, священники, монахи, тысячи верующих преклоняли колена перед ракой угодника Божьего, как и раньше, даровавшего исцеления и обильное мироточение. И вот преподобный Александр опять в своем монастыре. Сейчас немного паломников, далековато: от станции Лодейное поле еще на автобусе. А дорога прекрасна: через сосновые боры солнечно-желтые - дух такой смоляной; по земле, где будто бусы брусничные рассыпаны, не ступить, все в ягодах. Свирь-река могучая, северная, воды свои гонит к морю, чайки ее перекричать хотят, и небо над ними быстрое-быстрое. Хорошо встать рано-рано, до солнца, поеживаясь, по росе прийти в храм к преподобному, вдохнуть ладана и, тихонько встав на колени, потянуть по-монашески: "Радуйся, преподобне Александре, Свирский чудотворче". Потом откроют мощи, снимут стеклянную крышку, и, не зная, как глядеть на это чудо, в благоговейном ужасе приложиться к его руке и, затаив дыхание, отойти в сторонку, боясь потревожить такую важную мысль, что мы живем вечно.
Святые мощи преподобного Александра Свирского чудотворца
Поучению нашей веры, тело человеческое имеет великое назначение. Оно было взято от земли, но сотворено не для земли. Оно было сотворено Богом для вечности вечным, по сотворении было оживлено бессмертною душою и с нею восхищено с земли в светлый рай. Не свойственны были телу этому недуги, не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий. Для души оно было чудною, вечно новою одеждою. Впоследствии, по грехопадении, тело подверглось расстройству, болезням и смерти. Посеянное в могилу тело — "в тление", восстанет "в нетлении", "в силе". Через Святые Таинства, установленные в Церкви, тело наше соделывается храмом Святаго Духа. Посредством таинства Евхаристии тело соединяется с Телом Самого Христа, наша кровь с Божественной Кровью. Одновременно человек постоянно принимает и яд греха, первоначально душою, а в дальнейшем действием своим яд отравляет и тело. Чтобы исцелить поврежденное грехом естество человеческое, Сам Бог снизошел для восстановления падшего человека. Через обновление духа самой плоти человеческой открывается путь восхождения к нетлению. Читая историю святых мучеников, мы видим, что тела их выносили самые смертельные раны. Дальнейшие века процветания монашества наполнены образцами дивного подвижничества. Тела этих святых от постоянных и длительных пощений, непрестанных молитвенных подвигов до того утончались, что казались одухотворенными, так что в иных возбуждали сомнения в действительности плоти. Они имели способность ходить по водам, при молитве возвышались от земли, уживались со зверями и змеями. Все эти вышеестественные силы, действовавшие разнообразно в телах истинных служителей Божиих, суть отпечатки и следы внутренних благодатных движений в душах их, и за пределами земного бытия они не перестают действовать в этих телах. Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим. Какое дивное воздаяние получают святые Божий за свое благочестие! Не только души их возводятся в благодатное общение со Христом, но и самые тела их, которыми они совершали подвиги... в этой кратковременной жизни, соделываются причастными благодатной силы Христовой. Когда же, по смотрению Божию, особыми случаями открываются они, то... издают благоухание. |
|
|
|
О мироточении святых мощей преподобного Александра Свирского
Миро (благовонное драгоценное масло) в Священном Писании и в Священном Предании является символом Божественной милости, мира и любви. Вспомним слова 132 псалма: "Се, что добро и что красно, но еже жити братьем вкупе. Се яко миро, сходяще на браду Аароню..." Имя Жениха — Христа в Песни Песней сравнивается с разлитым миром. Еще на горе Синай Бог повелевает Моисею сделать особое миро для священного помазания. Так, миро стало символом харизматической (благодатной) власти. Впоследствии миром помазывались цари, пророки и священники. Миро служило также для погребального помазания. Когда Мария Магдалина возлила на Христа драгоценное миро, она приготовила Его тело к погребению. Впоследствии миро станет символом Духа Святаго и Его дарований. Во время таинства миропомазания священник помазует крещаемого со словами: "Печать дара Духа Святаго". Таким образом, в миро сосредоточена сила Дара Духа Святаго. Миро — это и символ Божественной милости и благодати. Миро появляется в результате особого сверхестественного явления — мироточения. Оно необъяснимым образом истекает из останков святого, либо из его гробницы, либо из его изображения. Это удивительное событие. И еще более удивительным оно представляется после полученных исследований, проведенных биохимиками. Оказывается, в миро присутствуют те компоненты, которые входят в состав живого организма, в частности, в нем содержится 75 мг животного белка на 100 мл. Это означает, что плоть святого остается живой, и по воле Божией в ней могут начаться синтетические процессы — нам же дано видеть только результат свершаемого чуда — капли мира. Мироточение не засвидетельствовано в Священном Писании. Однако это чудо присутствует в Священном Предании почти с самого начала Церкви. Из гробницы св. Иоанна Богослова ежегодно в день памяти его исходило некое тонкое благовонное миро, от которого происходили многие исцеления. В "Деяниях Апостола Филиппа" (памятник II-III века) говорится о том, что после кончины Апостола от него исходило благовонное миро. В "мученичестве Феодота" (III век) также говорится об истечении мира от останков мученика. Особенно прославлен этим чудом св. Димитрий Солунский, замученный в 304 году, которого греки называют Мировлит, то есть — Мироточивый. Древнейшее свидетельство об исцелении от сверхъестественно истекшего мира из мощей св. Димитрия относится к шестому веку. Надпись из города Сангины (VI век) гласит, что одна женщина исцелилась, "почерпнув святое миро из колодца, в котором лежит тело св. Димитрия, его (т.е. миро) источая. Мощи св. Димитрия источали миро постоянно и в таком количестве, что множество приходящих могли взять себе небольшую часть этого мира; сохранилось множество флаконов VI-Х века, как зримое свидетельство этого чуда. По свидетельству св. Иоанна Дамаскина (против Константина Кавальского, о святых иконах) "многие тела святых источили миро". Когда в 1087 году мощи св. Николая Чудотворца переносились из Мир Ликийских в Бар, его гроб был полон мира.
О мироточении мощей Александра Свирского*)
На Руси многие чудотворцы, в частности Киево-Печерские, прославлены мироточением. То, что это чудо столь ярко проявилось на преподобном Александре Свирском, явно показывает величие и благодатность святого, а также истинность явления его мощей, ибо мироточение в Церкви искони рассматривалось как свидетельство святости. В Афонской и греческой традиции не нетление, а именно мироточение останков свидетельствует о том, что это — святые мощи. И то, что во втором обретении мощей св. Александра было явлено обильное мироточение, свидетельствует об их истинности, об идентичности останков, найденных в Военно-Медицинской Академии со святыми мощами Преподобного, которые при первом их обретении также обильно мироточили. В рапорте митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру было сообщено о начавшемся мироточении в рентгеновском кабинете в здании СМЭС во время молебна. После того как мощи святого привезли в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мироточение не прекращалось, при этом было замечено, что интенсивность его изменялась: то усиливалась, то становилась менее заметно. Наблюдение за ним велось послушником Александром, стоящим во все дни у раки Преподобного. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Особенно мощи преподобного Александра мироточили при положении во храм после длительного заточения, в дни первых для святого Божественных литургий. Мироточение и благоухание было настолько сильным, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней Преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой. |
Серия сообщений "Святые":Спаси вас Бог!Часть 1 - Молитва Задержания
Часть 2 - Матрона
Часть 3 - Чудеса Александра Свирского
Часть 4 - Молите Бога о нас..
Часть 5 -