• Авторизация


Памяти Вадима Юсова: его имя в кинематографе среди первых 24-08-2013 02:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[400x341]

Даты жизни и творчества

  • 20 апреля 1929 года в деревне Клавдино Ленинградской обл. родился Вадим Иванович Юсов.
  • 1941 – переезжает к родственникам в Москву.
  • 1949–1954 – учится во ВГИКе на операторском факультете.
  • 1954–1956 – ассистент оператора на фильмах “Опасные тропы”, “Попрыгунья”, “Убийство на улице Данте”.
  • 1958 – первая самостоятельная операторская работа в фильме Т.Березанцевой “Тревожная ночь”.
  • 1960 – начало работы с Андреем Тарковским: “Каток и скрипка”.
  • 1962 – “Иваново детство” (реж. А.Тарковский).
  • 1963 – “Я шагаю по Москве” (реж. Г.Данелия). Премия Всесоюзного кинофестиваля.
  • 1966 – “Андрей Рублев” (реж. А.Тарковский).
  • 1967–1971 – с Г.Данелия работает для киножурнала “Фитиль”.
  • 1968 – удостоен звания “Заслуженный деятель искусств”.
  • 1969 – “Не горюй!” (реж. Г.Данелия).
  • 1971 – “Солярис” (реж. А.Тарковский).
  • 1973 – “Совсем пропащий” (реж. Г.Данелия).
  • 1974 – “Они сражались за Родину” (реж. С.Бондарчук).
  • 1977 – Государственная премия им. Братьев Васильевых.
  • 1978 – “Юлия Вревская” (реж. Н.Корабов).
  • 1979 – телевизионный фильм “Карл Маркс. Молодые годы” (реж. Л.Кулиджанов). Ленинская премия. Удостоен звания “Народный артист РСФСР”. Начинает преподавать во ВГИКе.
  • 1980 – участвует в съемках Московской олимпиады для фильма Ю.Озерова “О, спорт, ты – мир!”.
  • 1982 – “Красные колокола” (реж. С.Бондарчук).
  • 1982 -- заведует кафедрой операторского мастерства во ВГИКе.
  • 1986 – “Борис Годунов” (реж. С.Бондарчук).
  • 1987 – “Черный монах” (реж. И.Дыховичный). Приз XV МКФ в Венеции за операторскую работу.
  • 1990 – “Паспорт” (реж. Г.Данелия). Премия “Ника”.
  • 1991 – “Прорва” (реж. И.Дыховичный). Приз фестиваля “Созвездие”.
  • 1993 – “Проводи меня домой” (реж. Тимоти Кит).
  • 1993–1996 – “Вспоминая Чехова” (реж. Н.Михалков).
  • 1998 – награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени.
  • 2001 – “Копейка” (реж. И.Дыховичный)
  • 2009Подстрочник (реж. О. В. Дорман)
  • 2010Апельсиновый сок (реж. Андрей Прошкин

Синопсис (за исключением двух последних строк) взят из статьи кинокритика Веры ИВАНОВОЙ. Юсов, написанной для рубрики ХХ век сам о себе Персоналии и течения в газете «Искусство» 2002 № 7 (эта постоянная рубрика была придумана Нинель Исмаиловой, инициатором и главным редактором издания с 1996 по октябрь 2004) http://art.1september.ru/2002/07/no07_2.htm

«Вадим Иванович Юсов встретил новый век лидером, признанным мастером, непререкаемым авторитетом. Его не просто знают – любят. У него замечательная репутация – Юсов не запятнал свое имя ничем сомнительным. Молодые люди, мечтающие поступить во ВГИК на операторский, бывает, специально ждут юсовского набора. Это редкость и знак, может быть, самого высокого достоинства. Его выпускники снимают картины по всему миру. Они гордятся тем, что учились у самого Юсова. А он гордится ими. И продолжает снимать. В 1988 году вышел на экраны фантастически красивый фильм Ивана Дыховичного по Чехову “Черный монах”. В Венеции Вадиму Юсову и фильму в целом был присужден приз “Золотая Озелла” – за лучшее изобразительное решение. Десять лет назад режиссер Дыховичный счел за честь пригласить Юсова на свою картину “Прорва”. Недавно они встретились снова. Дыховичный, Юсов и молодой оператор Александр Ильховский сняли по сценарию Ивана Дыховичного и Владимира Сорокина “Копейку”».

И ещё несколько положений из замечательного текста Веры Ивановой (в некотором переложении)

Направление его поисков в области киноизображения определилисьв ярко вспыхнувшем кинематографе конца 50-х, “запальным шнуром”, которого были, в первую очередь, открытия и достижения Урусевского. Живописность, поэтичность, документализм как стиль – все тогдашние течения получили толчок к развитию.

Кинооператор Юсов мог понять и принять мир режиссёра как реальность, которую можно и должно выразить адекватно (будь то Тарковский, Данелия, Бондарчук, Дыховичный). При очевидной уникальности, особости той жизни, что идет на экране, при крайней напряженности положений в ней нет чего бы то ни было неузнаваемого, неестественного.

Юсов считал неважным, что чувствует человек снимающий. Безусловная реакция персонажей на реальность, их, а не его собственные, страсти и муки необходимо передать зрителю. Есть три принципиальные точки зрения – режиссера, персонажа и Иного. Может быть, это точка зрения зрителя… Во всяком случае, здесь есть игра с тем, кто сидит перед экраном.

Низкий поклон! Светлая память...

[604x419]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Вадима Юсова: его имя в кинематографе среди первых | mena_muria - Дневник mena_muria | Лента друзей mena_muria / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»