• Авторизация


Актуальное искусство в арльском свете Ван Гога 30-03-2013 14:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В день рождения Винсента Виллема Ван Гога --30 марта 1853 --привожу фрагмент статьи о нём, которая, как и всё, что выходит из-под  пера Максима Кантора,  по сути является  манифестом
 

Арльский период мировой истории


"В истории человечества есть дни и месяцы, когда ответственность всего мира сконцентрирована в рабочей комнате одного человека — Данте, Фичино, Платона. В 1888 году (легко запомнить — три восьмерки) центром мира был Арль. В городе Арле и без того особенный воздух, но тогда, должно быть, гудел от напряжения.
Школа Арля — это школа невозможного при капиталистических отношениях, нерыночного искусства. Не функционального, не продажного, не декоративного, не служебного, не салонного.
Определить это искусство просто: в Арле была основана новая школа иконописи, школа онтологии — в отличие от импрессионизма, распылившего явление на конфетти. И это важное противопоставление: по сути Ван Гог утверждал принципы революционные, то есть иконописные; импрессионизм эти принципы отменил — а Ван Гог утвердил вновь.
Мы привыкли думать об импрессионистах как о революционерах — на деле импрессионисты были контрреволюционерами, версальцами. Весь пафос импрессионизма состоит в том, что у каждого буржуа отныне будет свой пруд с кувшинками и своя приватизированная красота, свое впечатление от мира. Лишить искусство прав на генеральные ценности — и выдать каждому его персональный ваучер впечатлений, вот в чем сила и притягательность импрессионизма. И Рембрандт, которого оттолкнуло общество «малых голландцев», и Ван Гог, которого импрессионисты сочли психом, были прежде всего теми, кто захотел вернуться к целому, к общему, к категориальной философии.
В этом смысле и следует трактовать чистые цвета его палитры. Это категории, незамутненные сущности; он рисовал новые иконы. Икона не есть метафора; икона выражает непосредственно бытие, непосредственно воплощает образ.
Ветка Ван Гога — это сама живая ветка, башмаки — это живые башмаки, а поле — это поле. Это не метафора жизни («жизнь прожить — не поле перейти»), не метафора биографии («истоптать башмаки»), не метафора судьбы («согбенная ветка»).
То, в какой степени школа Ван Гога оказалась востребована, видно из истории; его извращали как могли.
Импрессионизм победил повсеместно: в постмодерне, в авангарде, в деконструктивизме, в троцкизме, в финансовом капитализме — вообще везде. Миллионы обывателей, называющих себя средним классом, верят в нарезанные бумажки акций — в современный капиталистический пуантилизм. Если вспомнить, что Клод Моне дружил с Клемансо, одним из авторов большой войны, то данное высказывание перестает быть метафорой. Это просто факт, вот и все.
И, вероятно, самое важное в школе Арля: эта школа не конвенциональна.
Конвенция в школах искусства весьма существенная вещь, иначе это свойство можно назвать так: «договоренность о том, что считать искусством». Когда художник утверждает, что он «так видит», это лукавство — так видит не только он, но прежде всего так видит система договорных отношений и корпоративной этики цеха, внутри которых он обретается. Никто не видит точечками, как школа пуантилизма; никто не видит квадратиками, как супрематист, и загогулинами и пятнами, как абстракционист; так договорились считать достаточным и необходимым для передачи сообщения данные школы.
Всякий член корпорации концептуалистов знает, что можно вбить в стену гвоздь, и это будет произведение искусства — но лишь внутри системы договоренностей концептуализма; вне конвенции гвоздь останется гвоздем, а загогулина останется загогулиной. Правила болонской школы (перспектива и светотень), правила импрессионизма (обобщающий мазок и дымка атмосферы), правила соцреализма или правила дада — это просто набор конвенций, которые соблюдаются. Даже так называемое наивное рисование, «примитив» — это тоже набор приемов и конвенций: Пиросмани и Таможенник Руссо пользуются одинаковыми приемами, сознательно представая чуть более аляповатыми, нежели они есть на самом деле; скажем, в творчестве колумбийца Ботеро эта нарочитая «примитивность» доведена до изощренного салонного письма. Художник, разумеется, не настолько наивен, напротив, он весьма искушен и расчетлив и знает, как воспроизвести наивный стиль.
Власть конвенций в искусстве, как и власть корпораций в жизни, делает всякое независимое от группы и моды высказывание почти что невозможным.
Ван Гог существовал вне конвенций — в этом была его личная трагедия, и в этом было значение арльской школы.
Пабло Пикассо, когда говорил, что стремится рисовать, как дети, по сути, имел в виду то же самое — он хотел найти неконвенциональный, сущностный язык, выйти за рамки эстетического «договорилизма».
Ван Гог со всей тщательностью и страстью старался именно честно видеть — и быть вне любой договорной эстетики. Назвать его примитивным невозможно, назвать академистом нельзя, назвать эстетом — нелепо. Он рисовал именно то, что сущностно, передавая все подробности и не упуская ни одной возможности сказать, когда есть что сказать. Важно говорить по существу и ясно — а каким языком, безразлично. Простое правило подлинного искусства состоит в том, что, когда говоришь по существу, язык и лексика приходят сами собой.
В Арле Ван Гогу померещилось, что возможна победа. Не только над нищетой и одиночеством — но над детерминизмом истории. Это было великое усилие — одного такого человека хватило, чтобы сохранить веру в то, что бывает честное искусство, что не всегда надо расшаркиваться перед сильными, что не обязательно бежать за модой и пожимать руки спекулянтам. И на том стоим.
Никто не обещал, что будет легко. Платон хотел построить Республику в Сиракузах, но его продали в рабство; в Париже коммуна продлилась девяносто дней, потом коммунаров расстреляли пруссаки и версальцы; академия Фичино жила недолго. Мастерская Арля простояла год.
Кстати сказать, во время Второй мировой бравые эскадрильи маршала Харриса сбросили на Арль несколько бомб — для порядка, бомбить там было нечего.
Мастерской Ван Гога на площади Ламартина больше нет — прямое попадание английской бомбы. Но сам Арль стоит."


.http://expert.r

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Шунра 30-03-2013-15:15 удалить
Пусть и спорная, но очень оригинальная статья:)) Хороший язык, приятно читать:))
mena_muria 30-03-2013-20:43 удалить
Ответ на комментарий Шунра # Спасибо, Шунра! Максим Кантор--крупная разносторонняя фигура в художественном мире. На западе, он известен , думаю, в первую очередь, как художник. А у нас он мощно "гребущая против течения" личность, автор сравниваемого с "Войной и миром" эпохального романа "Учебника рисования", философ, идеолог равенства
Шунра 30-03-2013-23:30 удалить
mena_muria, читала в фб что на него сильно власти наезжают!...
mena_muria 30-03-2013-23:58 удалить
Ответ на комментарий Шунра # Ну, да--уж больно фудаментален и независим. Всем достаётся. Но с другой стороны, пользуются им. Например, газета Культура напечатала его "Горсть бабла" (анти- Березовский "некролог" )
Шунра 01-04-2013-13:44 удалить
mena_muria, Да?...скорее всего проплачено , но почитаю...
Шунра 01-04-2013-13:45 удалить
В любом случае-смело!
mena_muria 01-04-2013-20:23 удалить
Ответ на комментарий Шунра # Шунра, Не думаю, что пафос за деньги. Он слишком дорожит своей анти-буржуазной позицией. Придаёт себе- имеет -- важное значение. Он ведь не журналист, а философ, писатель, почти как Солженицын-- трибун!!! деньги, насколько я могу судить, неплохие, зарабатывает , в первую очередь, как художник. В общем. не похож на прикормленных тем или иным олигархом, вроде никого не обслуживает.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Актуальное искусство в арльском свете Ван Гога | mena_muria - Дневник mena_muria | Лента друзей mena_muria / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»