
Работы Караваджо разбросаны по разным, в основном, итальянским, музеям и церквям. В России, кроме эрмитажного «Лютниста», ничего его нет (подготовительные рисунки, эскизы, если не ошибаюсь, он не имел обыкновения делать). Когда была в Риме, почему-то не попала на виллу Боргезе--там целых шесть картин Караваджо, в т.ч. и прибывший в Москву «Юноша с корзиной фруктов», которую, кстати, часто путают с «Вакхом» (действительно, они довольно похожи, возможно, написаны с одной модели, может, и с самого художника в 1593 г).
«Обращение Савла» я видела в римской церкви Санта Мария дель Пополо. Это одно из двух её алтарных полотен, и как-то оно больше там впечатляет: может, весит выше, и смотрится с той точки зрения, с которой и дано изображение—чувствуешь себя распростёртым под брюхом чуть вздыбившейся лошади.
В картину «Положение во гроб» (1602—1604) из Ватиканской пинакотеки, кажется, вдвигаешься за фигурой Христа, за его огромными ступнями. Необычные ракурсы – один из приёмов Караваджо, создающий эффект сиюминутности происходящего. Но главное новаторское средство достоверного изображения жизни – контрастная светотеневая система Караваджо. Что может лучше, чем игра света и тени передать время в его конкретности? Как передана светоносность то горящяя -- («Бичевание Христа»), то по-рембрандтовски таинственная в прекрасно простых картинах «Христос в Эммаусе», «Поклонение пастухов», именно, пастухов, а не волхвов!
Что ещё делает Караваджо художником нового времени, отличным от его любимых ренессансных Леонардо, Микеланджело, Тициана – это изображение натуры, не пропущенной через представление об идеальном, совершенном, прекрасном. В этом отношении особенно замечателен «Иоанн Креститель в пустыне» – степень его «повседневности» такова, что хоть запускай к героям Пазолини с их начёсанной на глаза чёлочкой… Но, наверное, всё-таки «Спящий амур» (1608)-- самый неочаровывающий из представленных персонажей, недаром, иногда его называют «Мёртвым амуром»…
Да уж, не откажешь в острых отношениях с жизнью этому художнику нового типа с его необычной судьбой и бурным кратким существованием (1571—1610).
В общем, как говорится, «спешите видеть!». Самая представительная выставка художника за пределами Италии--11 полотен!— открыта ещё несколько дней, до 19 февраля, и в последнюю неделю они работают до 21 часа (соответственно, касса до 20)