Этот израильский документальный фильм (2008) режиссера Моше Циммермана был показан на ММКФ 2009 году, но я не его видела, в отличие, наверное, от многих. Только так я могу объяснить практически отсутствие откликов на его показ в эту субботу в программе В. Хотиненко «Смотрим. Обсуждаем». Скажу сразу— фильм произвёл на меня очень сильное впечатление, а от обсуждения осталось ощущение бесчувственной тупости. Более всего впечатлило раздражение, с коим некоторые обсужданцы оценивали фильм как навязывание «чувства вины и долга» перед людьми Холокоста.
Это суперизраильский фильм, по мысли, типажам, колориту. Фильм точный и очень искренний, без какой-либо фальши.
Дэнни Ханох, выживший в Освенциме, неугомонный, обаятельный, ни сколько не старик в свои почти 80 лет, едет с весьма взрослыми дочерью и сыном в места своего детства, Литву, где родился и жил до войны, и Польшу, куда он был отправлен в один из лагерей Освенцима. Фильм-путешествие в прошлое, не отпускающее ни на час. Жизнь Дэнни Ханоха идёт в двух реальностях, которые он постоянно сопрягает с помощью черного юмора. Это с сочувствием воспринимается его мало говорящим мягким сыном-хасидом. Очень милая дочь, в своей обывательской непосредственности (до истерик), не понимает отца. Она искренне убеждена, что надо избавиться от прошлого и жить только настоящим. А ведь, наверное, для него забыть о Катастрофе значит сделать не существовавшими тех, кого в ней развеяли пеплом. Сильнейшее впечатление от этого человека. Наверное, так закаляется сталь, и, видимо, такие люди, не выключившие память о Катастрофе, и сформировали уникальный характер Израиля. Вот и получается, что этот как бы домашний документальный («самодельный», по мнению некоторых), фильм подводит к обобщениям не менее глубоким, чем иные художественные фильмы