31 января слушала Луганского в зале Чайковского. Места, слава Богу, были из удачных (в ложе над центральным входом), где и раньше звук воспринимался более или менее полноценно. После акустических усовершенствований ситуация явно переменилась к лучшему (об удовольствии теперь играть в этом зале с энтузиазмом говорил Луганский в посвященном его концерту сюжете ночных новостей по «Культуре»). В переполненном огромном зале (от метро толпу просеивал милицейский кордон), конечно же, нашлись и неотключившие свои мобильники, и не совсем излечившиеся от простуды, и рвущиеся аплодировать между частями сочинений, и перекладывающие бисы одобрительно армейским «Молодец!» или восторженным взвизгиванием. Да, это было, но даже при всём при том игра Луганского произвела ошеломляющее впечатление (чего, видимо, нельзя сказать о его питерском концерте с той же программой за три дня до выступления в Москве, если, конечно, верить блогерам, дружно осудившим неподобающее поведение публики в БЗФ).
В московский вечер с первых шагов Луганского по сцене в нём явно ощущалась какая-то отстраненность и глубокая внутренняя сосредоточенность, Луганский был вызывающе одинок – в огромном зале один на один с романтической музыкой, звучащей с подлинной силой только у исполнителя личностно ей соответствующего. В программе были Шуман, Брамс, Шопен (на бис Рахманинов, Шопен, Лист).
Его игру в разговоре с приятельницей после первого отделения я, вроде бы шутя, обозначила как диалог с жизнью посредством Шумана и Брамса. И если в Шумане («Венский карнавал», соч. 26) были и грёзы, и откровения, то в Брамсе (Шесть пьес, соч.118) настроения менялись от нежности и сожаления до отчаяния и яростного вопрошания. Шопен же (второе отделение) меня совершенно потряс: хотя я его люблю и много слушала и слушаю, такого Шопена я ещё не слышала никогда. При строгой чистоте целого, сдержанности сильнейших чувств -- неисчерпаемость их нежнейших тишайших оттенков!!. Для кого всё это? Кто способен со всем этим жить?! Он играл самосжигаясь. В самых экстатических моментах усиливал руки почти вдвое складываясь над клавишами. «Метель» Листа была что-то запредельное! Господи, дай ему сил!
Вспомнились его слова о том, что сольный концерт для него всегда стресс. И вот через день 2 февраля снова сольный концерт уже в Нанте, а далее
Feb. 5 – Orleans, France. Feb. 7 – Vilnius, Lithuania.
Feb. 9 – München, Germany Feb. 10 – Darmstadt, Germany.
Feb. 15 – Parma, Italy. Feb. 20 – Ryazan, Russia. Feb. 24 – Moscow