• Авторизация


Исаак Ильич Левитан 11-10-2010 14:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Исаак Ильич Левитан

Содержание.
1. Основные этапы жизни и творческого пути
великого мастера.
2. Художественные методы.
3. Наиболее значимые произведения искусства
мастера.
4. Творческое окружение мастера, проявление
взаимосвязи его творчества с различными искусствами
своего времени и других эпох.
5. Исторические условия развития творчества
мастера.
6. Роль и место мастера в развитии национальной и
мировой художественной культуры.

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в
небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет
сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о
своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой
архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку
писем, на которых рукой Левитана было написано: “Сжечь,
не читая” . Воля умершего была исполнена. Но
воспоминания людей, близко, знавших Левитана, дают
возможность восстановить основные факты биографии
художника.
Отец Левитана был мелким служащим. Поселившись
с семьей в Москве, он стремился дать сыновьям хорошее
образование. Вероятно, в выборе жизненного пути Исаака
Левитана решающую роль сыграл его старший брат -
художник. Он часто брал мальчика с собой на этюды, на
художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13
лет, он был принят в число учеников Училища живописи,
ваяния и зодчества.
Учителями Левитана были Алексей Саврасов и
Василий Поленов. “Левитану давалось все легко, -
вспоминал его товарищ, известный русский живописец
Михаил Нестеров, - тем не менее, работал он упорно, с
большой выдержкой. Как-то пришел к нам в натурный
класс и написал необязательный для пейзажистов этюд
голого тела, написал совершенно по-своему, в два-три дня,
хотя на это полагался месяц. Вообще Левитан работал
быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало
усилий.
Его неоконченный “Симонов монастырь” , взятый с
противоположного берега Москвы-реки, приняли как некое
откровение. Тихий покой летнего вечера был передан
молодым собратом нашим прекрасно” .
Осознанный поворот новой русской живописи к
демократическому реализму, национальности,
современности обозначился в конце 50-х годов, вместе с
революционной ситуацией в стране, с общественным
возмужанием разночинной интеллигенции, с
революционным просветительством Чернышевского,
Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, с народолюбивой
поэзией Некрасова. В “Очерках гоголевского периода” (в
1856 г.) Чернышевский писал: “Если живопись ныне
находится вообще в довольно жалком положении, главною
причиною того надобно считать отчуждение этого
искусства от современных стремлений” . Эта же мысль
приводилась во многих статьях журнала “Современник” .
Но живопись уже начинала приобщаться к
современным стремлениям - раньше всего в Москве.
Московское Училище и на десятую долю не пользовалось
привилегиями петербургской Академии художеств, зато
меньше зависело от ее укоренившихся догм, атмосфера была
в нем более живая. Хотя преподаватели в Училище в
основном академисты, но академисты второстепенные и
колеблющиеся, они не подавляли своим авторитетом так,
как в Академии Ф. Бруни, столп старой школы, в свое время
соперничавший с Брюлловым картиной “Медный змий” .
Перов, вспоминая годы своего ученичества, говорил,
что съезжались туда “со всех концов великой и
разноплеменной России. И откуда у нас только не было
учеников!.. Были они из далекой и холодной Сибири, из
теплого Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с
Соловецких островов и Афона, а в заключение были и из
Константинополя. Боже, какая, бывало, разнообразная,
разнохарактерная толпа собиралась в стенах Училища!..” .
Самобытные таланты, выкристаллизовавшиеся из
этого раствора, из этой пестрой смеси “племен, наречий,
состояний” , стремились наконец поведать о том, чем они
жили, что им было кровно близко. В Москве этот процесс
был начат, в Петербурге он скоро ознаменовался двумя
поворотными событиями, положившими конец
академической монополии в искусстве. Первое: в 1863 году
14 выпускников Академии во главе с И. Крамским
отказались писать дипломную картину на предложенный
сюжет “Пир в Валгалле” и просили предоставить им самим
выбор сюжетов. Им было отказано, и они демонстративно
вышли из Академии, образовав независимую Артель
художников по типу коммун, описанных Чернышевским в
романе “Что делать?” . Второе событие создание в 1870 году
Товарищества передвижных выставок, душою которого стал
тот же Крамской.
Товарищество передвижников не в пример многим
позднейшим объединениям обошлось без всяких
деклараций и манифестов. В его уставе лишь говорилось,
что члены Товарищества должны сами вести свои
материальные дела, не завися в этом отношении ни от кого,
а также сами устраивать выставки и вывозить их в разные
города (“передвигать” по России) , чтобы знакомить страну
с русским искусством. Оба эти пункта имели существенное
значение, утверждая независимость искусства от властей и
волю художников к широкому общению с людьми не только
столичными. Главная роль в создании Товарищества и
выработке его устава принадлежала помимо Крамского
Мясоедову, Ге - из петербуржцев, а из москвичей - Перову,
Прянишникову, Саврасову.
Открывшаяся в 1871 году первая выставка
передвижников убедительно продемонстрировала
существование нового направления, складывавшегося на
протяжении 60-х годов. На ней было всего 46 экспонатов (в
отличие от громоздких выставок Академии) , но тщательно
отобранных, и хотя выставка не была нарочито
программной, общая неписаная программа вырисовывалась
достаточно ясно. Были представлены все жанры -
исторический, бытовой, пейзажный портретный, - и
зрители могли судить, что нового внесли в них
передвижники. Не повезло только скульптуре (была одна, и
то мало примечательная скульптура Ф. Каменского) , но
этому виду искусства “не везло” долго, собственно всю
вторую половину века.
К началу 90-х годов среди молодых художников
московской школы были, правда, те, кто достойно и
серьезно продолжали гражданственную передвижническую
традицию: С. Иванов с его циклом картин о переселенцах,
С. Коровин - автор картины “На миру” , где интересно и
вдумчиво раскрыты драматические (действительно
драматические!) коллизии дореформенной деревни. Но не
они задавали тон: близился выход на авансцену “Мира
искусства” , равно далекого и от передвижничества и от
Академии, - об этом новом художественном течении
скажем дальше.
Как выглядела в ту пору Академия? Ее прежние
ригористические художественные установки выветрились,
она больше не настаивала на строгих требованиях
неоклассицизма, на пресловутой иерархии жанров, к
бытовому жанру относилась вполне терпимо, только
предпочитала, чтобы он был “красивым” , а не “мужицким”
(пример “красивых” неакадемических произведений -
сцены из античной жизни популярного тогда С.
Бакаловича) . В массе своей неакадемическая продукция,
как это было и в других странах, являлась буржуазно-
салонной, ее “красота” пошловатой красивостью. Но нельзя
сказать, чтобы она не выдвигала талантов: очень талантлив
был упоминавшийся выше Г. Семирадский, рано умерший
В. Смирнов (успевший создать впечатляющую большую
картину “Смерть Нерона” ) ; нельзя отрицать определенных
художественных достоинств живописи А. Сведомского и В.
Котарбинского. Об этих художниках, считая их носителями
“эллинского духа” одобрительно отзывался в свои поздние
годы Репин, они импонировали Врубелю, так же как и
Айвазовский - тоже “академический” художник. С другой
стороны, не кто иной, как Семирадский, в период
реорганизации Академии решительно высказался в пользу
бытового жанра, указывая как на положительный пример
на Перова, Репина и В. Маяковского. Так что точек схода
между передвижниками и Академией было достаточно, и
это понял тогдашний вице-президент Академии И. И.
Толстой, по инициативе которого и были призваны к
преподаванию ведущие передвижники.
Но главное, что не позволяет вовсе сбрасывать со
счетов роль Академии художеств, прежде всего как
учебного заведения, во второй половине века, - это то
простое обстоятельство, что из ее стен вышли и Репин, и
Суриков, и Поленов, и Васнецов, а позже - Серов и
Врубель, причем они не повторили “бунта четырнадцати”
и, по-видимому, извлекли пользу из своего ученичества.
Точнее, они все извлекли пользу из уроков П. П. Чистякова,
которого поэтому и называли “всеобщим учителем” .
Чистякова заслуживает особого внимания.
Есть даже что-то загадочное во всеобщей
популярности Чистякова у художников очень разных по
своей творческой индивидуальности. Несловоохотливый
Суриков писал Чистякову длиннейшие письма из-за
границы. В. Васнецов обращался к Чистякову со словами:
“Желал бы называться вашим сыном по духу” . Врубель с
гордостью называл себя чистяковцем. И это не смотря на
то, что как художник Чистяков был второстепенным, писал
вообще мало. Зато как педагог был в своем роде
единственным. Уже в 1908 году Серов писал ему: “Помню
вас, как учителя, и считаю вас единственным (в России)
истинным учителем вечных, незыблемых законов формы -
чему только и можно учить” . Мудрость Чистякова была в
том, что он понимал, чему учить можно и должно, как
фундаменту необходимого мастерства, а чему нельзя - что
идет от таланта и личности художника, которые надо
уважать и относиться с пониманием и бережно. Поэтому
его система обучению рисунку, анатомии и перспективе не
кого не сковывала, каждый извлекал из нее нужное для
себя, оставался простор личным дарованиям и поискам, а
фундамент закладывался прочный. Чистяков не оставил
развернутого изложения своей “системы” , она
реконструируется в основном по воспоминаниям его
учеников. Эта была система рационалистическая, суть ее
заключалась в сознательном аналитическом подходе к
построению формы. Чистяков учил “рисовать формой” . Не
контурами, не “чертежно” и не тушевкой, а строить
объемную форму в пространстве, идя от общего к частному.
Рисование по Чистякову, есть интеллектуальный процесс,
“выведение законов из натуры” - это он и считал
необходимой основой искусства, какая бы не была у
художника “манера” и “природный оттенок” . На
приоритете рисунка Чистяков настаивал и со своей
склонностью к шутливым афоризмам выражал это так:
“Рисунок - мужская часть, мужчина; живопись - женщина” .
Уважение к рисунку, к построенной конструктивной
форме укоренилось в русском искусстве. Был ли тут
причиной Чистяков с его “системой” или общая
направленность русской культуры к реализму была
причиной популярности чистяковского метода, - так или
иначе, русские живописцы до Серова, Нестерова и Врубеля
включительно чтили “вечные незыблемые законы формы” и
остерегались “развеществления” или подчинения аморфной
красочной стихии, как бы ни любили цвет.
  • попки фото форум

  • юные попки фото

  • фото попок мальчиков

  • самые красивые попки мира

  • фото женские голые попки

  • большие попки

  • порно попки киски

  • фото попок молодые молодые

  • женские попки

  • бесплатно порно видео попка

  • скачать порно попки

  • обои сексуальных попок

  • попка барнаула

  • московские попки

  • хентай секс письки попки сиськи

  • попки 2008

  • попки фото bulletin

  • секретарши попки

  • попки фото punbb

  • попки фото joomlaboard

  • красивые попки красивых девушек фото

  • сладенькие попки

  • губки бантиком попка

  • попки фото добавить сообщение

  • фотогалереи голые попки

  • порно фото огромные попки

  • фото джинсы попки

  • В числе передвижников, приглашенных в
    Академию, было двое пейзажистов Шишкин и Куинджи.
    Как раз в то время начиналось а искусстве гегемония
    пейзажа и как самостоятельного жанра, где царил Левитан,
    и как равноправного элемента бытовой, исторической,
    отчасти и портретной живописи. Вопреки прогнозам
    Стасова, полагающего, что роль пейзажа будет
    уменьшаться, она в 90-е годы возросла, как никогда.
    Преобладал лирический “пейзаж настроения” , ведущий
    свою родословную от Саврасова и Поленова.
    Одна из самых значительных страниц биографии
    Левитана - его дружба с А. П. Чеховым. Чехов и Левитан -
    ровесники. Судьбы их во многом схожи. Оба приехали в
    Москву из провинции.
    “Когда я узнала Левитана, - вспоминала сестра
    Чехова Мария Павловна, - он жил на гроши, как и мой брат
    Николай, да и большинство других учеников, заработанные
    то продажей на ученической выставке, то исполнением
    кое-каких заказов. Ближе всего Левитан сошелся с нашей
    семьей уже после окончания школы, когда мы поселились в
    красивом имении Бабкине, под Москвой... С утра до вечера
    Левитан и брат были за работой... Левитан иногда прямо
    поражал меня, так упорно он работал, и стены его
    “курятника” быстро покрывались рядами превосходных
    этюдов... В дни отдыха мы часами просиживали с удочками
    где-нибудь в тени прибрежных кустов... Левитан любил
    природу как-то особенно. Это была даже и не любовь, а
    какая-то влюбленность... Искусство было для него чем-то
    даже святым... Левитан знал, что идет верным путем, верил
    в этот путь, верил, что видит в родной природе новые
    красоты» .
    С Антоном Павловичем Чеховым у Левитана
    установились своеобразные отношения. Они всегда
    поддразнивали друг друга, но те немногие высказывания и
    письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан
    открывал свою душу только Чехову.
    “Но что же делать, я не могу быть хоть немного
    счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне
    живописи” , - признавался Левитан Чехову в одном из
    писем. В это же время Чехов пишет одному из своих
    адресатов: “Со мной живет Левитан, привезший... массу
    (штук 50) замечательных (по мнению знатоков) эскизов.
    Талант его растет не по дням, а по часам...” Константин
    Паустовский находил в творчестве Чехова и Левитана
    много общего. “Картины Левитана, - писал Паустовский, -
    требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют
    глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам,
    но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее
    становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек
    и проселков” .
    В повести Чехова “Три года” есть эпизод посещения
    художественной выставки в Училище живописи. Героиня
    повести Юлия рассеянно ходит по залам, и ей кажется, что
    на выставке много картин одинаковых. Но вот она
    “остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на
    него равнодушно. На переднем плане речка, через него
    бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в
    темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него
    костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает
    вечерняя заря.
    Юлия вообразила, как она сама идет по мостику,
    потом тропинкой все дальше и дальше, а кругом тихо,
    кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то
    вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые
    протянулись по красной части неба, и лес, и поле она
    видела уже давно и много раз, она почувствовала себя
    одинокой и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и
    там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то
    неземного, вечного” . Взволнованная тем, что “картина
    стала ей вдруг понятна” , Юлия “начала снова ходить по
    залам и осматривать картины, хотела понять их, и уже ей не
    казалось, что на выставке много одинаковых картин” .
    Пейзаж, описанный Чеховым, мог бы принадлежать
    Левитану, хотя это вымышленный писателем пейзаж: Чехов
    никогда ничего не брал прямо “из натуры” . Повесть “Три
    года” написана в 1894 году, когда творчество Левитана,
    друга Чехова, находилось в полном расцвете. Приведенный
    отрывок лучше всяких искусствоведческих исследований
    показывает, что такое “пейзаж настроения” , на какое
    восприятие он был рассчитан и что значило его “понимать”
    . Неопытная в живописи, но чуткая Юлия поняла - ее муж и
    знакомый, считавшие себя знатоками, не нашли в пейзаже
    “ничего особенного” . А она не могла им объяснить, потому
    что такие вещи и нельзя объяснить, их можно только
    почувствовать через свой душевный опыт.
    Картину “Осенний день. Сокольники” Левитан
    написал в 1879 году, она была одна из первых его работ.
    Картина экспонировалась на московской выставке и была
    куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы
    Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния
    и зодчества. Ему было только 19 лет, но художник уже имел
    богатый жизненный опыт.
    “... По дорожке Сокольнического парка, по ворохам
    опавшей листвы шла молодая женщина в черном... Она
    была одна среди осенней рощи, и это одиночество
    окружало ее ощущением грусти и задумчивости. “Осенний
    день в Сокольниках” первая картина выдающегося русского
    художника Исаака Левитана, где серая и золотея осень,
    печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого
    Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила
    у зрителей сердце... Осень на картинах Левитана очень
    разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни,
    нанесенные им на полотно” , - так писал о творчестве
    выдающегося русского пейзажиста Исаака Левитана
    известный советский писатель Константин Паустовский.
    Летом 1890 года Левитан едет в Юрьевец и среди
    многочисленных пейзажей и этюдов пишет вид
    Кривоозерского монастыря. Так рождается замысел одной
    из лучших картин художника «Тихая обитель» , где образ
    тихой обители и мостков через реку, соединявших ее с
    окружающим миром, выражали глубокие размышления
    художника о жизни. Известно, что эта картина произвела
    сильное впечатление на Чехова.
    Левитан не населял свой пейзажи людьми.
    Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине
    “Осенний день. Сокольники” написал Николай Чехов, брат
    писателя. И тем не менее картины Левитана теснейшим
    образом связаны с переживаниями человека, они всегда
    воздействуют на чувства людей. Для него понять природу -
    означало передать самые свой сокровенные мысли,
    раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и
    противоречивых отношениях с окружающим миром.
    Многие произведения Левитана проникнуты
    грустью может быть оттого, что величественная природа
    находится в такой дисгармонии с жизнью человека.
    Картину “Владимирка” в 1894 году Левитан принес
    в дар П. Н. Третьякову для галереи. Владимирка - это
    большая дорога Владимировской губернии. В одном из
    воспоминании о Левитане читаем: “однажды, возвращаясь
    с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское
    шоссе. Картина была полна удивительной тихой
    прелестью... и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога...
    “постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка,
    по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь
    столько несчастного люда...” . И в тишине поэтической
    картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть” .
    Так возник замысел пейзажа, который называют
    социальным. Чувство, пережитое художником, здесь с
    большей определенностью, чем в других картинах,
    превратилась в скорбную тему народного движения. Это
    подлинный документ эпохи, пейзаж, стоящий в одном ряду
    с произведениями, обличающими гнет, насилие и произвол
    царской России. Название картины - “Владимирка” - у
    людей того времени вызывала социальные ассоциации,
    заставляя вообразить вполне определенные картины жизни
    России. Но, кроме названия, картина не содержит больше
    никаких разъясняющих элементов, это чистый пейзаж, в
    котором Левитан не поступился красотой русской природы,
    не умолил ее поэтической прелести и величественности.
    Как удалось художнику средствами пейзажа
    добиться в картине социального звучания? Безусловно,
    главнейшим в картине для понимания ее смысла является
    образ дороги. Она тянется далеко-далеко в глубину среди
    полей, перелесков и селений и где-то у самого горизонта
    теряется. Кажется, что она из края в край пересекла всю
    страну, вдоль и поперек исхожена людьми. Чувство
    щемящей тоски возникает, когда смотришь на эту дорогу. И
    воображение создает картины людской скорби, слышатся
    звуки цепей и народный стон. “Стонет он по полям, по
    дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам, в рудниках, на
    железной цепи...” (Некрасов) . Важно в картине
    изображение холодного, серого неба, занимающего
    значительную часть холста, по которому вольно бегут
    облака. И конечно, основную мысль произведения
    раскрывает его колорит. Вроде бы богата и многообразна
    цветовая гамма пейзажа, все краски, которые есть в
    природе, сохранены на полотне. Но все эти разнообразные
    цвета приведены к единой тональности и звучат как
    приглушенные краски серого сумрачного дня.
    Последнее десятилетие в жизни Левитана было
    особенно плодотворным. В пейзажах “У омутах” ,
    “Вечерний звон” , “Над вечным покоем” , “Март” , “Золотая
    осень” , “Большая дорога” , “Сумерки. Стога” , “Летний
    вечер” , “Озеро, Русь” нашли отражение размышления
    художника о смысле жизни.
    Картина “У омута” проникнута мрачным
    предчувствием. Сумерки. Тяжелые облака плывут по
    закатному небу. Кустарники и деревья как будто прячут
    кого-то. Кажется, что лес полон шорохов, живет той тайной
    ночной жизнью, которой не знает человек. Узкая тропинка,
    шаткие мостки над омутом ведут в таинственную, полную
    неизвестности чащу. Страшно остаться одному в таком
    месте.
    Совсем иным чувством проникнута картина
    “Ветреный день” . Вероятно, это самое радостное
    произведение Левитана.
    “Совершенно новыми приемами и большим
    мастерством поражали нас всех этюды и картины, что
    привозил в Москву Левитан с Волги. Там, после упорных
    трудов, был окончен “Ветреный день” с нарядными
    баржами на первом плане. Этот этюд-картина не легко
    дался художнику. В конце концов “Ветреный день” был
    окончен, и, быть может, ни одна картина, кроме репинских
    “Бурлаков” , не дает такой яркой, точной характеристики
    Волги” , - эти слова принадлежат художнику Михаилу
    Нестерову.
    Левитан написал на Волге множество картин,
    изобразив и “Пасмурный день” и “После дождя. Плес” и
    “Вечер на Волге” , но, может быть, самый яркий образ
    вейкой русской реки запечатлен на полотне “Свежий ветер”
    . Ослепительно белые корабли, синяя вода, яркие
    солнечные блики, огромные баржи с товарами - все это
    создает радостное впечатление движения, жизни,
    наполненной трудом и смыслом.
    В те годы солнечные полотна у художника уступают
    место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением
    одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен, и его не
    покидала мысль о близкой смерти. Врачи направляют
    Левитана в Италию. “Чувствую себя немного лучше, хотя
    все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду
    в Париж посмотреть выставки, - пишет он художнику А. М.
    Васнецову, воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси,
    реки разлились, оживает все... Нет лучше страны, чем
    Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”
    . Вернувшись на родину. Левитан едет на Удомельское
    озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая
    северная природа подсказали художнику тему его
    знаменитой картины “Над вечным покоем” .
    Перед нами открывается грандиозная панорама:
    высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и
    огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется
    “плывущим” , мы устремляем свой взор вперед по
    направлению его движения к маленькому островку, к синим
    далям на горизонте и за тем вверх на небо. Три стихии -
    земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом,
    они изображены обобщенно, большими, четко
    очерченными массами. И именно обобщенностью
    изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих -
    художник создает величественный, монументальный образ
    природы.
    На всех полотнах Левитана природа живет,
    проникнутая человеческими чувствами, настроениями,
    переживаниями. В этой картине “психологизм”
    приобретает новое качество: здесь природа тоже “живет” ,
    но собственной жизнью, протекающей помимо воле
    человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена
    природа в сказках, былинах. Вода - мы видим не просто
    поверхность воды, в которой отражается окружающее, как
    это привычно нам, а ощущаем как единую массу, которая
    колышется в громадной чаше и светится единым белесо-
    свинцовым цветом. Небо тоже объято движением:
    величественное действие развертывается на нем. Движутся
    беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся
    друг с другом облака, более темных свинцово-фиолетовых
    тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И
    только небольшое розовое облако, выходящее из
    возникшего между тучами просвета, облако, очертание
    которого напоминает островок в озере, спокойно
    проплывает мимо и скоро исчезнет.
    “Земная” часть картины - мыс с приютившейся на
    нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми
    ветром, и покривившимися могильными крестами. Земная
    жизнь, которую мы видим, включается в вечную жизнь
    природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти
    человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает
    это полотно.
    Левитан писал в одном из писем: “Вечность, грозная
    вечность, в которой потонули поколения и потонут еще...
    Какой ужас, какой страх!” . Картина “Над вечным покоем”
    заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее
    быстротечностью. “В ней я весь, со всей своей психикой, со
    всем моим содержанием” , - говорил об этой картине
    художник.
    Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и
    сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его.
    Ласково и преданно смотрела на Левитана Мария Павловна
    Чехова, сохранившая на всю жизнь глубокое чувство к
    художнику. “Милая, дорогая, любимая Маша” , -так начинал
    свои письма к Марии Павловне Левитан.
    Личная жизнь художника не сложилась. У него не
    было семьи, детей. Кто знает, может быть, единственное
    сильное чувство он испытал к Марии Павловне.
    У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900
    год, последний год своей жизни. Две недели провел
    Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых
    замыслах, о еще не написанных картинах о своих учениках..
    Еще в 1898 году Левитан начал преподавать в том
    самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать
    Дом пейзажей - большую мастерскую, в которой могли бы
    работать все русские пейзажисты. Один из учеников
    Левитана вспоминал: “Влияние Левитана на нас, учеников,
    было очень велико. Это обусловливалось не только его
    авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был
    разносторонне образованным человеком... Левитан умел к
    каждому из нас подойти творчески, как художник; под его
    корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-
    новому, как оживали на выставках в его собственных
    картинах уголки родной природы, до него никем не
    замеченные, не открытые” .
    Когда открылась пейзажная мастерская, почти
    половина большой комнаты была отведена под уголок леса,
    в котором были ели, небольшие деревья с желтыми
    листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет
    из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. И. Е.
    Репин в один из своих приездов в училище был поражен
    этой мастерской. Левитан советовал своим ученикам не
    ограничиваться поисками удачной композиции, нужного
    колорита. Главной задачей пейзажиста он считал создание
    образа, способного передать жизнь природы. Часто
    Левитан привозил в мастерскую цветы. Он говорил своим
    ученикам, что цветы надо писать так, чтобы от них пахло
    не красками, а цветами. “Полезно с натуры сделать два-три
    мазка, а остальное доделать дома, - говорил Левитан. -
    Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться
    схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония
    цветов” . Левитан был очень внимателен к своим ученикам.
    От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть.
    Он видел, что одному трудно найти форму, а другой
    подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан
    замечал, что его ученики материально нуждаются, и
    немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень
    тактично, не обижая. Летом ученики Левитана выезжали на
    этюды. Так было и летом 1900 года. Ученики Левитана
    поселились в Химках. Они ждали своего учителя и
    написали ему шуточное письмо, в котором сообщали,
    между прочим, что уже грачи, чьи гнезда чернели на
    деревьях возле дачи, соскучились и все время кричат: “Где
    Левитан, где Исаак Ильич?” В ответном письме Левитан,
    всегда ценивший шутку, писал: “Передайте грачам, что как
    только встану - приеду. А если будут очень надоедать,
    попугайте: не только приедет, но и ружье привезет” .
    Но Левитан уже не встал. “Как Левитан? Меня
    ужасно мучает неизвестность. Если что слышали, то
    напишите, пожалуйста” , спрашивал Чехов из Ялты 0. Л.
    Книппер. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4
    августа) 1900 года Левитан умер.
    Свою последнюю большую картину художник
    назвал “Озеро, Русь” . Широкая гладь воды отражает облака,
    освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит
    глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине -
    солнце, ветер, несущиеся облака - пронизано ощущением
    счастья. Трудно поверить, что это полотно писал
    умирающий художник. Казалось, он хотел сказать: “Это
    Русь, счастливая, свободная, какой она может быть и будет.
    Не бедность, не смирение и страдания удел России, она вся
    - в будущем” .
    В картине “Озеро, Русь” Левитан особенно
    приближает чистый пейзаж к человеческой жизни.
    Радостный, полный солнечного света, воздуха пейзаж
    картины с ее торжественными просторами земли и неба
    кажется олицетворением праздничного дня в деревне.
    Основой этого предельно возможного приближения
    образа природы к человеческой жизни была усвоенная
    Левитаном традиция понимания пейзажа как части общей
    темы народной жизни. В картине “Озеро, Русь” мы видим
    как бы завершение того, что так ясно выражается и в “После
    дождя. Плес” , и в “Тихой обители” , и в “Вечернем звоне” ,
    и в ряде других картин.
    Левитан встретил широкое признание в обществе.
    Его элегичность была созвучна преобладающим
    настроениям русской интеллигенции, а в его видении
    природы счастливо сочетались объективное и личное,
    традиционность и новизна. Младший современник
    Левитана, В. Борисов-Мусатов, еще более элегичен, но он и
    более обособлен в своем строе меланхолических
    переживаний: его полотна требуют от зрителя
    избирательной психологической совместимости с
    художником. Лирика Левитана масштабнее, а потому
    доходчивее. Подобно своим учителям Саврасову и
    Поленову, он не был лириком субъективного типа, хотя
    элемент “личного” у него сильнее. В его искусстве есть та
    утонченная нервность, которая характерна для душевного
    склада “детей рубежа” , но вместе с тем оно вызывает
    общезначимые ассоциации, уходящими корнями в историю
    и поэзию народа. Писал ли он Волгу эта была раздольная
    река русских песен. Писал Владимирскую дорогу - в ней
    узнавалась, не по внешним приметам, а по настроению,
    дорога ссыльных, широкий тоскливый тракт, где
    “колодников звонкие цепи взметают дорожную пыль” .
    Писал “У омута” - вспоминались предания об
    утопленницах. А какой рой воспоминаний будят у каждого,
    кто когда-либо чувствовал очарование русской весны,
    “Март” или “Большая вода” , с их голубыми звонами,
    физически ощутимым теплом солнца и свежестью
    последнего снега, с этой осоловевшей на солнце покорной
    лошадкой и с этими тонкими березами в половодье.
    Пленэр, - да, конечно, здесь сколько угодно пленэра, но все
    живописные категории “умирают” в неотразимом чувстве
    родины, родных мест.
    Какой-то перебор, какое-то чрезмерное нагнетание
    настроения есть, может быть, только в той картине, которой
    сам художник особенно дорожил, - “Над вечным покоем” .
    Это пейзажное memtnto mori: в огромном небе тревожно и
    грозно наплывают тучи над таким маленьким по
    сравнению с небом, таким смиренным кладбищем возле
    деревянной церкви. Об этой картине Левитан писал
    Третьякову: “... в ней я весь со всей психикой, со всем моим
    содержанием” .
    Левитан прожил всего сорок лет. Он был
    порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым,
    подверженным приступам тоски, доводившим его до
    попыток самоубийства. Вместе с тем он умел радоваться и
    наслаждаться жизнью. Контрастность его душевных
    состояний сказывалась на выборе и трактовке состояний
    природы: он показывал русскую природу в широком
    диапазоне, от сумрачного минора до ясной праздничности.
    Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние
    годы, когда он был болен тяжело и неизлечимо. В дневнике
    Чехова есть лаконичная запись, помеченная декабрем 1896
    года: “У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину.
    Превосходные этюды и страстная жажда жизни” . В эти
    годы, нося на груди глину, Левитан написал самые
    мажорные свои вещи - “Март” , “Озеро в солнечный день” ,
    “Золотую осень” . И уже в год смерти, совпавший с
    последним годом века, “Летний вечер” . Небольшая по
    размеру и очень простая по мотиву (дорожка, околица и лес
    на горизонте) , эта картина написана с замечательной
    живописной свободой, широкими мазками, построена на
    отношениях немногих тонов, холодных и теплых. Но, как
    всегда, технику у Левитана не замечаешь. Вы чувствуете
    себя мирным путником, идущим из тени навстречу
    закатному свету через позолоченные им ворота околицы. И
    действительно, кажется, что “там, где была вечерняя заря,
    покоилось отражение чего-то неземного, вечного” . Чехов
    словно предугадал настроение прощальной картины
    Левитана.
    В русской природе, которую Левитан любил
    превыше всего, ему всегда хотелось излить свое внутреннее
    настроение и тревогу, раствориться в ее гармонии, найти
    “тихую обитель” . Название этой картины - своеобразная
    черта времени. Кажется, русское искусство вновь
    проходило стадию тихого романтизма.
    “Вся недолгая творческая жизнь Левитана была
    наполнена вечными неустанными поисками.... Развитие его
    творчества - это поиски новых и новых образов русской
    природы, в которых раскрывались бы все новые ее черты и
    признаки. А вместе с этим это была и эволюция самого
    художнического восприятия природы, отношения к ней, ее
    живописной передачи. Это была богатая достижениями
    эволюция всего живописного строя искусства Левитана” , -
    пишет в своей монографии “Левитан. Жизнь и творчество”
    А. А. Федоров-Давыдов.
    Художественное наследие Исаака Левитана огромно,
    живописные полотна, акварели, пастели, графика,
    иллюстрации.
    Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь
    особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой
    поэт среди них и самый большой чародей настроения, он
    наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым
    чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан,
    вобравший в себя все лучшие стороны Сероват” ,
    Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей,
    смог из всех этих элементов создать свой собственный
    стиль, который явился вместе с тем и стилем русского
    пейзажа, по справедливости названного “левитановским” ”
    .
    В Петербурге шел трудный и сопряженный с
    большими издержками процесс взаимной адаптации
    позднего передвижничества и позднего академизма,
    художественная жизнь Москвы протекала гораздо более
    ярко, чем в столице. Здесь развивались свои, московские
    традиции, заложенные в Училище живописи и ваяния,
    здесь был кружок Мамонтова, галерея Третьякова, здесь в
    последней четверти века работали и Суриков, и Васнецов,
    и Поленов и формировалась плеяда новых молодых
    талантов. В Москве собственным путем развивалась
    пейзажная живопись, подарив русскому искусству
    несравненного Левитана.
    Список литературы.
    1. Н. А. Дмитриева “Краткая история искусств” .
    2. С. В. Фенина “Беседы о русских художниках”
    3. Л. В. Пешкова “Русское изобразительное искусство
    60-90-х годов XIX века. Пейзаж” .
    4. А. И. Зотов, О. И. Сопоцинский “Русское
    искусство” .
    вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


    Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

    Дневник Исаак Ильич Левитан | Ваньчиков_ВАня - Реальность... но с другого ракурса | Лента друзей Ваньчиков_ВАня / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»