Это цитата сообщения
Zinaida_Khugashvili Оригинальное сообщениеЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА РЕЛИГИОЗНОЙ РИТОРИКОЙ? Александр Жибрик
[156x209]
Вторая глава из "Бог под арестом" (still draft)
Итак, первый из названных нами элементов религиозного порабощения одного человека другим– это религиозный язык или религиозная риторика. Религиозная риторика родилась практически в один день с религией, потому что вместе с осознанием необходимости служения Богу, у человека появилось и стремление увильнуть от него[1]. Но что скажите на милость станется с религией, если филонить начнут все кому не лень?! Те из нас, кто более других «заинтересован» в служении Богу, являясь прямым получателем (и будучи целиком и полностью зависимым от) всех благ, бонусов, пожертвований, десятин и т.д. связанных с этим служением, прекрасно понимают, что допустить этого нельзя. Таким образом, даже, если в нашей собственной жизни слова расходятся с делами[2], то этого, конечно же, нельзя допускать в жизни других. Вот здесь-то нам и приходит на помощь религиозная риторика – замечательное изобретение, позволяющее нам спрятать свои настоящие мысли, пустить пыль в глаза, уйти от прямого ответа, сказать с умным видом откровенную глупость, дать совет, от которого не будет никакого толку, и даже Божье Слово такое прямое и ясное сделать запутанным и невнятным. У религиозной риторики множество назначений, но всех их объединяет одно – ложь, тщательно маскирующаяся под правду.
Мы можем встретить ее и в намеренном искажении библейского послания, в подгонке Писания под свои взгляды и интересы. Это о ней говорит Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Матф.23:23-24). Многие дети религии научились виртуозно владеть ее языком, оправдывая себя, и осуждая других. Именно к ним возмущенно обращается Павел в своем послании к Римлянам:
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. (Рим.2:17-24)
К примеру, сегодня в некоторых евангельских церквях считается, что изображение креста Христова – идолопоклонство, а вот изображение голубя, символ Святого Духа, конечно же, - идолопоклонством не является. А почему? Да так, без особых причин, на самом деле, логических и последовательных причин нет. А что спросите, тогда есть? Есть религиозная риторика, пытающаяся свое мнение выдать за Божью Заповедь. В результате, издается директива, призывающая убрать кресты с фасадов церквей, но при этом оставляется без внимания изображение голубя на церковных вывесках. И вот мне интересно, даже чисто с точки зрения рассмотрения «буквы» библейского текста, где будет большее нарушение: в изображении инструмента казни Христа или в изображении Святого Духа (пусть даже и символическое)? Не о сегодняшних ли христианах писал Павел «гнушаясь идолов, святотатствуешь. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников»?
Религиозная риторика характерна еще и тем, что она предоставляет ответ, не выслушав вопрос, а зачем? Ведь суть не в том, чтобы ответить, а в том, чтобы отвечать. Комментируя слова ведущих религиозных мудрецов времени эпохи Иова, Филип Янси отмечает: «Это шедевр драматической иронии: основная часть высокопарного и совершенно ложного богословия, которым наполнена книга, исходит из уст мудрых и набожных стариков, которых, в конце концов, грозный оклик Бога заставляет замолчать».[3] А вот как сам Иов относится к словам своих друзей, и нужно сказать, что в этом нам нужно у него многому поучиться: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши» (Иов.6:25-26). Иов оказался в той ситуации, где ему было абсолютно не до того, чтобы считаться с чувствами своих друзей, поэтому он говорит с ними прямо и без всяких заискиваний. Отвечая на пафосное словесное излияния своего следующего друга, Иов с неприкрытым сарказмом говорит ему: «подлинно, [только] вы люди, и с вами умрет мудрость! И у меня [есть] сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же? (Иов.12:2-3) Другими словами он отвечает Софару Наамитянину: И к чему ты все это говорил? К чему была эта красивая, длинная и возвышенная речь? Ты сказал что-то исключительное? Нет! Ты смог дать ответ на мои вопросы? Тогда почему я его не услышал, почему мои мучения все также сильны и сердце все также раздирают вопросы? На мой взгляд, выступление Софара Наамитянина представляет собой точный образец проповеди направленной мимо сердец ее слушателей, а сам он – собирательный образ множества пустозвонов, не оставивших Церкви после себя никакого плода, потому что всю свою жизнь они только и делали, что крали. Они крали время своих слушателей, они крали их возможность и желание изучать Божье Слово, они крали их попытки познавать Бога лично, они отвернули от Бога тысячи и тысячи людей, назвавшись Его представителями и посланниками. Они сделали это, захватив церковные кафедры, они добились внимания своих слушателей, апеллируя к своему духовному «стажу». Этих людей всегда отличала особенная манера изложения своих мыслей, они развили в себе способность говорить возвышенно, эмоционально, связано, певуче, красиво, но если вы прислушаетесь, вы заметите, что их речь ни о чем. Они поразят вас своими знаниями Библии от сотворения до вознесения, причем сделают это за отведенные им сорок (плюс-минус) минут проповеди, но когда проповедь закончится, поверьте, сколько бы вы не силились, вы не сможете сказать, в чем же была ее цель, потому что цели как таковой там и не было.
Религиозная риторика стремится навязать нам мнение, которое нас не удовлетворяет, но которое мы должны принять из-за оказанного на нас давления. Нас давят пафосным религиозным языком при этом, не давая возможности опомниться и что-то возразить. Нас давят авторитетом говорящего, его многолетним опытом в Боге и заслугами перед Церковью, не давая ни малейшего шанса обратиться к собственному опыту и личным переживаниям. Нам важно увидеть, что в своей сути религиозная риторика предлагает нам ответ, который ответом не является, таким образом, она будет запутывать нас, сбивать с пути, заставлять отказаться от своих собственных поисков. Язык религиозной риторики – это язык формул и догм, а не язык живых отношений и личных переживаний. Именно по этой причине язык этот неспособен стать ответом ни на один серьезный и искренний вопрос. Друзья Иова – весьма характерный пример всего вышесказанного, каждый из них действовал шаблонно, пользуясь хорошо изученными и «синодально» утвержденными богословскими формулами того времени. Личная ситуация Иова и его трагедия уходит на задний план, все это меркнет перед более первостепенной и насущной задачей – действовать в соответствие с инструкцией.
Мы часто можем наблюдать, как люди маскируют СВОИ мысли, желания и понимание под религиозно-мистическим штампом «откровение». Они говорят, что получили откровение, хотя в действительности у них родилась мысль. В этом случае, хотя я и являюсь по своему духовному рождению пятидесятником, а по текущей церковной принадлежности харизматом, мне все же ближе позиция братьев баптистов, которые относятся к слову «откровение» более трепетно, что во многом позволяет им сохранить свою позицию более трезвой, взвешенной и главное библейской. Мне кажется, что нам стоит прислушаться к Павлу, который не чурался свои мысли называть своими мыслями, а не выдавать их за откровения Свыше[4].
Говоря о религиозной риторике своего времени, пророк Иеремия сказал следующее: «Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер.12:2). Религиозная риторика – словесная близость с Богом и сердечная удаленность от Него – это раздвоенная жизнь, в которой нет места для живых отношений с Богом. Сегодня, как и во времена Христа, множество людей прячется от живых отношений с Иисусом и исполнения воли Его Отца именно за религиозной риторикой, т.е. за пустой болтовней.
И последнее, в современном христианстве изъяны характеры зачастую компенсируются религиозной риторикой, - этим выражением я обязан пастору церкви «Живое Слово» Дмитрию Малюкевичу. Люди, у которых не хватило желания, посвящения, способностей сделать в жизни что-то, чаще всего становятся на путь критики достижений в жизни других людей. Таким образом, от людей невежественных, далеких от знаний и науки мне часто приходилось слышать критику в адрес интеллигенции и образования в целом: учиться – не духовно, наука ведет человека к гордости и уводит от Бога. На самом деле такая позиция более чем курьезная: исполненные особого благочестия и распираемые переполняющей нас духовности, мы обрушиваем весь свой праведный гнев против всего того, чего у нас нет или чего мы сами в жизни не смогли достичь. Красивая женщина – обязательно нескромная, хороший доход – обязательно сребролюбец и мот, решил получать образование – растратчик времени в пустоту.
Итак, от религиозной риторики мы же перейдем к следующему оплоту религиозного рабства – мы двинемся к вопросу истолкования откровения.
-----------------------------------------------
[1]См. Послание к Римлянам гл.7.
[2]«и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (Матф.23:2-6).
[3]Филип Янси, Библия, которую читал Иисус; пер. с англ. Л. Сумм. – М.: Триада, 2010. – С. 59.
[4]«Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор.7:40). «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным» (1Кор.7:25). «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:12-14). В этих стихах Павел очень четко обозначает свои слова, как именно его, т.е. Павла слова.
http://alex-zhibrik.blogspot.com/