
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Поклонение святой Троице. Алтарь Ландауэр. 1511 г.
Дерево (липа), масло. 135х123,4 см. Музей истории искусств, Вена.
Продолжаю рассказ о книгах и альбомах по искусству из моей библиотеки. Сегодня мой рассказ о КНИГАХ про художников Северного Возрождения. Поскольку данная тематика с исчерпывающей полнотой исследована в наших дневниках, это будет короткий рассказ о редких публикациях в советской печати о двух корифеях немецкого Возрождения, художниках Альбрехте Дюрере и Лукасе Кранахе Старшем.
По-прежнему для справки указываю цены на книги, изданные до 1991 г.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Автопортрет в одежде, отделанной мехом. 1500 г.
Дерево (липа), масло. 67,1х48,9 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
«Мы говорим о высшем расцвете
немецкого искусства Возрождения
в первую очередь как об эпохе Дюрера»
(Отто Бенеш)

М.Я. Либман. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца и первой половины века. Монография. Москва, Издательство «Искусство», 1972 г. – 500 стр., 240 цветных и черно-белых иллюстраций. (Серия «Из истории мирового искусства»). Тираж 20.000 экз. Цена 5 руб. 54 коп. На суперобложке фрагмент картины Альбрехта Дюрера «Четыре апостола». 1526 г. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Книга посвящена искусству Германии эпохи Дюрера. Она охватывает лишь короткий отрезок времени приблизительно в полвека и рассматривает живопись, рисунок и графику конца XV и первой половины XVI в. Эти десятилетия знаменуют высокий расцвет искусства, а живописцы, граверы и рисовальщики тех лет – это прославленные мастера, такие, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Бальдунг Грин и Ганс Гольбейн Младший. Автор поставил себе задачу дать обзор творчества крупнейших мастеров эпохи. Мы располагаем интересными теоретическими очерками, содержательными монографиями, посвященными отдельным художникам и специальным вопросам. Но на русском языке до сих пор не было обобщающей работы на эту тему. Здесь сделана попытка заполнить данный пробел. Однако этим не исчерпывается задача автора. Странным образом даже в самой Германии за последнюю четверть века почти не появлялись серьезные труды обобщающего характера об искусстве эпохи Дюрера, хотя количество монографий, посвященных отдельным художникам, и статей по специальным вопросам поистине огромно. А то, что выходило до 1940-х годов, во многом устарело и чаще всего написано с неприемлемых для современной науки позиций. Поэтому в данной книге заново поднимается комплекс вопросов, ушедших по тем или иным причинам из поля зрения искусствознания, и делается попытка дать на них ответ.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Четыре апостола. 1526 г. Дерево (липа), масло.
215 х 76 см. (каждая). Старая Пинакотека, Мюнхен.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге. Сначала юношу ювелирному делу обучал его отец, а в 1486 г. он поступил в живописную мастерскую Михаэля Вольгемута, где воспринял принципы поздней готики. Работы, выполненные Дюрером в годы учебных странствий по верхнему Рейну (1490-1494 гг.), типичны для немецкого искусства XV века, сочетавшего черты готики и Возрождения.
В начале своей карьеры Дюрер много внимания уделял изучению и работе в технике гравюры на металле и на дереве. В серии гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498 г.) он обратился к теме конца мира, предчувствуя время перемен. В последующих циклах - «Большие страсти» (около 1497-1511 гг.), «Жизнь Марии» (около 1502-1511 гг.), «Малые страсти» (1509-1511 гг.)., «Святой Евстафий» и «Немезида» (1500-1503 гг.) - мастерство Дюрера достигает совершенства. Но вершиной его творчества по праву считаются так называемые мастерские гравюры 1513-1514 гг. («Всадник, смерть и дьявол», 1513 г.; «Меланхолии», «Святой Иероним», обе 1514 г.).

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Четыре обнаженные женщины (Четыре ведьмы). 1497 г.
Бумага, гравюра на меди. 19,3×13,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Сон доктора (Искушение ленивца). 1498 г.
Бумага, гравюра на меди. 18,7 х 11,9 см. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Немезида (Фортуна). 1501 г. Бумага, гравюра на меди.
33,3 x 23 см. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Христос в терновом венце. 1503 г.
Бумага, уголь. 31 х 22,1 см. Британский музей, Лондон.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Лежащая обнаженная. 1501 г. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Адам и Ева. 1504 г. Бумага, гравюра на меди.
25,2 х 19,5 см. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Грехопадение. Из серии «Малые Страсти Христовы». 1511 г. Гравюра.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Аполлон и Диана. 1504 г.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рыцарь, смерть и дьявол. 1513 г. Бумага, гравюра на меди.
24,4 х 18,8 см. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Новогоднее поздравление с тремя ведьмами
(New Year's Greeting with Three Witches). 1514 г. Коричневая бумага, тушь, перо.
Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Меланхолия. 1514 г. Бумага, гравюра на меди.
24,2 x 19,1 см. Галерея Альбертина, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Святой Иероним в келье. 1514 г. Бумага, гравюра на меди.
25 х 19,1 см. Галерея Альбертина, Вена.
Посещение Италии (1494-1495 и 1505-1507 гг.) и Нидерландов (1520-1521 гг.) повысило интерес Дюрера к науке. Он углублённо изучал натуру и разрабатывал учение о пропорциях. Помимо огромного количества изобразительных работ Дюрер оставил большое теоретическое наследие («Руководство к измерению», 1525 г.; «Наставление к укреплению городов», 1527 г.; «Четыре книги о пропорциях человека», 1528 г.). Художник много работает над пейзажем («Вид Триента», акварель, 1495 г.; «Домик у пруда», акварель, около 1495-1497 гг.).

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Чудесное спасение утопленника из Брегенца
(Wunderbare Errettung eines ertrunkenen Knaben aus Bregenz). 1490-1493 гг.
Хвойная древесина, масло. 42 х 50 см. Коллекция Хайнц Кистерс.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Поклонение волхвов. 1492-1494 гг. Еловая доска, смешанная техника. 75,5х169,5 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Христос скорбящий. 1493 г. Панель, масло. 30 х 19 см.
Художественный музей Карлсруэ, Германия.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Алтарь Девы Марии (Дрезденский алтарь). 1496 г. Холст, масло. Центральная панель. 95х105,5 см. Боковые створки. 112х43,5 см. Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Семь скорбей Богородицы (The Seven Sorrows of the Virgin). 1495-1496 гг. Полиптих.
Хвойная древесина, масло. 62,5 х 45 см. (каждая). Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Алтарь Паумгартнеров. 1498 г. Липовая доска, масло. 155х126 см.
(центральная панель). 151х61 см. (боковые створки). Старая Пинакотека, Мюнхен.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Портрет Освальда Креля. 1499 г. Липовая доска, масло. 49,6х39 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Оплакивание Христа. 1499-1500 гг. Дерево (сосна), масло.
150 х 120,6 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.
Композиции Дюрера ясны, логичны и точно проработаны («Дрезденский алтарь», около 1496 г.; алтарь Паумгартнеров, 1502-1504 гг.; «Поклонение Троице», 1511 г.). В «Поклонении волхвов» (1504 г.) он использует колористические достижения венецианской школы. Но в отличие от эмоциональных итальянцев Дюрер по готически жёсток и подробен.
Дюрер много времени посвятил изучению обнажённой фигуры, его интерес к анатомии носил научный характер и воплотился в гравюрах на меди («Адам» и «Ева», 1504 г.). Использует он в гравюрах и традиционные мотивы народного быта («Три крестьянина», около 1497 г.; «Пляшущие крестьяне», 1514 г.). Так же внимательно Дюрер подходит и к портрету («Портрет отца», 1490 г.; «Женский портрет», 1506 г.; «Портрет матери», 1514 г.; «Портрет молодого человека», 1521 г.; «Портрет Эразма Роттердамского», 1526 г.).

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Геракл изгоняет Стимфалийских птиц. 1500 г. Холст, масло. 87 х110 см.
Германский национальный музей, Нюрнберг.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Снятие с креста. 1500-1503 гг. Панель, масло.
151 х 121 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
 |
 |
Альбрехт Дюрер (1471-1528). 1. Портрет венецианки 1505 г. Панель, масло. 32х24 см. 2. Старуха с мешочком монет. 1507 г. Дерево (липа), масло. 35х29 см. Музей истории искусств, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Поклонение волхвов. 1504 г. Панель, масло. 100 × 114 см.
Галерея Уффици, Флоренция.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Праздник четок (Праздник венков из роз). 1506 г. Дерево (тополь), масло.
162 х 192 см. Национальная галерея, Прага.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Salvator Mundi (Спаситель мира). 1505 г. Дерево (липа), масло.
58,1 х 47 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Двенадцатилетний Христос среди книжников. 1506 г. Панель, масло.
64,3 х 80,3 см. Собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Адам. Ева. 1507 г. Дерево (сосна), масло.
209х81 см., 209х80 см. Музей Прадо, Мадрид.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Мученичество десяти тысяч христиан. 1508 г. Панель, масло.
99 х 87 см. Музей истории искусств, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Поклонение святой Троице. Алтарь Ландауэр. 1511 г.
Дерево (липа), масло. 135х123,4 см. Музей истории искусств, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Христос на кресте. Дерево (липа), масло. 20х16 см.
Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Мадонна с младенцем (Мадонна с грушей). 1512 г.
Дерево, масло. 49 х 37 см. Музей истории искусств, Вена.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Лукреция. 1518 г. Дерево (липа), масло.
168 х 74,8 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Портрет молодого человека (Бернхарта ван Рестена). 1521 г.
Дерево (дуб), масло. 45,4 х 31,5 см. Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.
Если бы Н.С. Хрущев по простоте душевной в 1956 г. не передал эту трофейную картину и еще 1240 шедевров старых мастеров в ГДР, то сейчас бы мы их могли лицезреть в Эрмитаже или ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Путь на Голгофу. 1527 г. Панель, масло. 32 х 47 см.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.
В 1526 г. Альбрехт Дюрер создаёт последнюю работу - живописную композицию-диптих «Четыре апостола» (см. выше). Дюрер завоевал почётное положение в родном городе, известность в Германии и за рубежом. Он дружил с виднейшими учёными, получал заказы от императора, князей и богатых бюргеров.

Альбрехт Дюрер (1471-1528). Моисей, получающий десять заповедей. Витраж мастерской Фейта Хиршфогеля
по рисунку Дюрера для церкви Святого Якоба в Штраубинге. 1500 г.
Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. в Нюрнберге, оплакиваемый лучшими людьми Германии.
ИСТОЧГИК https://sovsojuz.mirtesen.ru/blog/43039240347/TROFEYNOE-ISKUSSTVO:-PRESTUPLENIE-HRUSCHEVA-
PROTIV-ROSSII,-O-KOT?page=1#42921574440

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Автопортрет. Фрагмент картины «Счастливое семейство».
1509-1510 гг. Галерея Академии искусств, Вена.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Счастливое семейство. 1509-1510 гг.
Дерево, масло. 88х70 см. Галерея Академии искусств, Вена.
Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der Ältere, 1472-1553) - немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505-1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Мартина Лютера. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.

Heinz Ludecke «Lucas Cranach d.Ä.»Х Album. Mit zehn farbigen Reproductionen und sechs einfarbigen Tafeln. Zweite Auflage. Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, Berlin, 1974. – 48 seiten. (Serien «Welt der Kunst»). Printed in DDR. Preise EVP 7,-
Хейнц Людек «Лукас Кранах Старший». Альбом (на немецком языке). С 10 цветными репродукциями и 6 тоновыми иллюстрациями. 2-е издание. Издательство Хеншеля «Искусство и Ко», Берлин, 1974 г. – 48 стр. (Серия «Мир искусства»). Отпечатано в ГДР. Цена 7 немецких марок = 1 руб. 20 коп. На суперобложке: Лукас Кранах Старший «Портрет доктора Иоганна Куспиняна». 1502 г. Еловая панель, масло. 60,3х45,5 см. Винтертурский художественный музей, кантон Цюрих, Швейцария.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Портрет молодого человека. 1500 г. Хвойная древесина, масло.
46х33 см. Фонд Гессиана Хауса, Веймар. Атрибуция, ранее картина приписывалась Альбрехту Дюреру.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Христос на кресте.1503 г. Дерево (ель), масло.
138х99,3 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Отдых на пути в Египет. 1504 г. Дерево (липа), масло.
70,7х53 см. Берлинская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Алтарь Святой Екатерины. Общий вид, левое крыло - святые Доротея, Агнес и Кунигунде. 1506 г. Дерево (липа), масло. 127х139,5 см. (центральная панель). 121,4х64 см. и 124,5х66 см. (боковые панели). Галерея старых мастеров – Дрезденская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Алтарь Святой Екатерины. Левая и правая крайние створки. 1506 г.
Галерея старых мастеров – Дрезденская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Домашний алтарь графа Вильгельма II Гессенского. 1508 г.
Гессенский государственный музей, Кассель, Германия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Венера и Амур. 1509 г. Дерево, дублированное на холст.
213х102 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Адам и Ева. 1508-1510 см. Дерево (липа), темпера, масло.
139 × 53,9 см. Музей изобразительного искусства и археологии, Безансон, Франция.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1509-1510 гг. Панель, масло. 60,3х 48,9 см.
Аукцион Sotheby's, 2014 г.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Голова Иисуса Христа в терновом венце. 1510 г.
Дерево, масло. 28х21 см Частное собрание.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Княжеский алтарь Дессау. Общий вид. 1510 г. Панель, масло. 105х94 см.
(центр), 106х42 (боковые створки). Государственная картинная галерея, Дессау-Росслау, Германия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Суд Париса. 1512-1514 гг. Панель, масло. 43х 32,2 см.
Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт, Техас, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Избиение младенцев в Вифлееме. 1515 г.
Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Голгофа с предстоящими. 1515 г. Дерево (липа),
темпера, масло. 50,5х34 см. Трофей из Готы. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Усекновение главы Святого Иоанна Крестителя. 1515 г.
Панель, масло. 84×58 см. Епископская резиденция, Кромержиж, Чехия.
Лукас Кранах Старший родился 4 октября 1472 г. в Кронахе, Верхняя Франкония. Учился, вероятно, у отца, также живописца. С юности странствовал по Германии. В 1493 г. отправился в Палестину со свитой курфюрста (князя) Саксонии Фридриха Мудрого. Около 1500-1504 гг. работал в Австрии, затем долго жил в городе Виттенберге — при дворе Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550 гг.). В 1509 г. посетил Нидерланды. В 1508 г. художника пожаловали в дворяне. У Кранаха Старшего была своя художественная мастерская, он издавал книги, занимался аптечной и винной торговлей. Постепенно стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром (градоначальником).

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Отдыхающая нимфа у источника. 1518 г. Панель, масло. 59х91 см.
Музей изобразительных искусств, Лейпциг.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). 1520 г.
Панель, масло. 58х46 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Кардинал Альбрехт Бранденбургский перед распятием. 1520-1525 гг.
Дерево (ель), масло.158,4х112,4 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Самсон, раздирающий пасть льва. 1525 г.
Панель, масло. 56х38 см. Музей фонда классического искусства, Веймар.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Диана и Актеон. 1525 г. Дерево, масло. 50х73 см.
Уодсворт Атенеум, Хартфорд, штат Коннектикут, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1525-1530 гг. Панель, масло. 37,4х26,7 см.
Частное собрание.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1525-1530 гг. Дерево (липа), масло.
79х64 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1530 г. Дерево (бук), масло. 38х24,5 см.
Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1530 г. Панель, масло. 76,4х56 см.
Британская королевская коллекция, Лондон.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Женский портрет. 1526 г. Красный бук, темпера, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Из «трофейного фонда» с 1946 г.
И правильно сделали, что не вернули немцам!

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Аполлон и Диана. 1526 г. Дерево (бук), масло. 83,8х56,5 см.
Британская королевская коллекция, Лондон.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Аполлон и Диана. 1530 г. Дерево, масло. 51,6х36,4 см.
Берлинская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Адам и Ева. Грехопадение. 1527 г. Дерево (бук), темпера, масло.
86,5х57 см. Трофей из Готы с 1946 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Серебряный век (Плоды ревности). 1527 г. Дерево (бук), масло.
53х38,1 см. Дворец Бельведер, Веймар, Тюрингия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Серебряный век. 1530 г. Дубовая панель, масло.
50,2х35,7 см. Национальная галерея, Лондон.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Серебряный век (Плоды ревности). 1530 г. Дерево (липа),
смешанная техника. 56,7х38,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Серебряный век (Плоды ревности). Фрагмент. 1530 г.
Дерево (липа), смешанная техника. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Серебряный век. 1535 г. Панель, масло.
77,5х52,5 см. Лувр, Париж.
Ранние произведения Лукаса Кранаха Старшего поражают новаторством замыслов, правдивостью образов, зоркостью и свежестью восприятия природы («Распятие», 1503 г.; «Отдых на пути в Египет», 1504 г.). В полотнах «Алтарь Святой Екатерины» (1506 г.), «Княжеский алтарь» (1510 г.) явлены высшие достижения искусства Возрождения. Гуманистические идеалы этой эпохи выражены в картинах «Венера и Амур» (1509 г.), «Нимфа источника» (1518 г.) и другие.
Кранах был сторонником Реформации, пропагандировал её идеи в ряде своих произведений (например, гравюра на дереве «Проповедь Иоанна Крестителя», 1516 г.). Он иллюстрировал протестантские памфлеты, направленные против Папы Римского, дружил с Мартиным Лютером и неоднократно делал его портреты (среди них гравюра на меди, 1521 г.).

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Аллегория Закона и Благодати. Диптих. 1529 г. Дерево (бук), масло.
72,7х60,2 см. и 72х59,7 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Аллегория Закона и Благодать Гота. 1529 г. Дерево (липа), масло.
82,2х118 см. Герцогский музей, Гота, Германия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Падение и выкуп (Sündenfall und Erlösung). 1529 г.
Дерево (липа), масло. 72х88,5 см. Национальная галерея, Прага.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Золотой век. 1530 г. Дерево, масло. 73x105 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Золотой век. 1530 г. Дерево, масло. 75x103,5 см.
Национальный музей Норвегии, Осло.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Рай. 1530 г. Музей истории искусств, Вена.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Райский сад. 1530 г. Панель, масло. 80х118 см.
Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Юдифь с головой Олоферна. 1530 г. Панель, масло. 87х56 см.
Музей истории искусств, Вена.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Фавн и его семья. 1530 г. Панель, масло. 27,3х18,2 см.
Йоханнитерхалле, Швебиш-Халль, Земля Баден-Вюртемберг, Германия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Выбор Геркулеса между добродетелью и пороком.
Пер. пол. XVI века. Дерево, масло. 63х45 см. Частное собрание.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Суд Париса. 1530 г. Дерево (красный бук), масло.
35х24 см. Государственыый музей Карлсруэ, Германия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Суд Париса. 1537-1540 гг. Панель, масло. 49,9х35 см.
Британский королевский музей, Лондон, Англия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Три грации. 1530 г. Панель, масло. 57,5х38 см.
Частное собрание, Кембридж, Англия.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Три грации. 1531 г. Дерево (бук), масло. 36х24 см.
Лувр, Париж.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Три грации. 1535 г. Дерево (бук), масло. 49,2х34,4 см.
Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Венера с Амуром, крадущим мёд. 1531 г. Дерево, дублированное на холст.
176х80 см. Королевские художественные музеи Бельгии, Копенгаген.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Пир Ирода. 1531 г. Панель, масло. 81,3х119,7 см.
Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Продажная любовь. 1532 г. Панель, масло. 119х108 см.
Национальный музей Швеции, Стокгольм.
Лукас Кранах Старший принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526 г.). Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве Кранаха манерности, возвращению к некоторым традициям готики. В его работах всё сильнее преобладал стандарт. К тому же его мастерская продавала за подписью художника множество однообразных посредственных картин.
Сам Кранах в наибольшей мере остался истинным мастером в портретах. Он создал выразительные образы своих современников: И. Куспиниана, С. Рейса, И. Шенера. Прекрасно удавались художнику портреты детей («Мориц Саксонский в детстве», 1526 г.)

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1535 г. Панель, масло. 39,5х27,5 см.
Боннефантен-музей, Маастрихт, Нидерланды.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. 1534 г. Дерево (бук), масло. 50,4х36,4 см.
Музей изобразительных искусств Бильбао, Испания.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Лукреция. Первая пол. XVI в. Панель, масло. 62х41 см.
Исторический музей Регенсбурга, Бавария.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Юстиция. 1537 г. Панель, масло. 72х49,6 см.
Собрание Фонда Фридарт, Амстердам.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Отдыхающая нимфа. 1530-1534 гг. Панель, масло. 75х120 см.
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Отдыхающая нимфа. 1530-1534 гг. Панель, масло. 48,5х74,2 см.
Музей изобразительного искусства и археологии, Безансон, Франция.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Нимфа весны. 1537 г. Панель, масло. 62,9х87,6 см.
Национальная галерея, Вашингтон.

Лукас Кранах Старший (1472-1553), атрибуция. Нимфа весны. 1537 г. Панель, масло. 57х78 см.
Музей Сан-Диего, Калифорния, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Грязный старик с молодой женщиной (Dirty old man with much younger woman).

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Неравная пара со служанкой (Young Man and Old Woman with a Maid). 1540-е гг.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Распятие. 1538 г. Панель, масло. 121,1х82,5 см.
Институт искусств, Чикаго.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Оленья охота с курфюрстом Фридрихом Мудрым. 1529 г.
Дерево, масло. 80х114 см. Музей истории искусств, Вена.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Оленья охота близ замка Хартенфельс. 1540 г. Дерево, масло.
116,8х170,2 см. Художественный музей Кливленда, США.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Оленья охота в честь короля Карла V близ замка в Торгау. 1544 г.
Панель, масло. 113х175 см. Музей Прадо, Мадрид.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Фонтан молодости. 1546 г. Дерево (ель), масло. 120,6х186,1 см.
Берлинская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Тайная вечеря с Мартиным Лютером среди апостолов.
Полиптих. 1547 г.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Веймарский алтарь. Центральная часть триптиха. 1552-1555 гг.
Дерево, масло. Городская церковь Петра и Павла, Веймар. Окончен Лукасом Кранахом Младшим.
Когда переезд герцога Саксонского в Веймар в 1550 г. вынудил Кранаха покинуть Виттенберг, в городе продолжали работать его сыновья. Династия художников, основанная Лукасом Кранахом, просуществовала до XVII века.
Сам Кранах Старший скончался в Веймаре 16 октября 1553 года.
ИСТОЧНИК: А.Е. Ковалев. Лукас Кранах Старший. Журнал «Художник», 1972 г., № 8. – Стр. 50-56, илл.
(Продолжение следует)