МОЯ БИБЛИОТЕКА. ХУДОЖНИК СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ (1497-1543)
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет гуманиста Бонифация Амербаха. 1519 г. Дерево (пихта), масло.
29,9х 28,3 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) - живописец, график, один из величайших немецких художников.
Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Автопортрет. 1542-1543 гг. Розовая тонированная бумага,
цветные мелки, усиленные золотом. 23 х 18 см. Галерея Уффици, Флоренция.
В.А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего. Монография. Ленинград, Издательство «Искусство», Ленинградское отделение, 1989 г. – 232 стр., 135 цветных и черно-белых иллюстраций. Тираж 35.000 экз. Цена 3 руб. 60 коп. На обложке: Ганс Гольбейн Младший. «Петр и Павел». Фрагмент обрамления титула книги. 1522 г. Гравюра на дереве. 24,4х16,7 см.
В книге рассматривается графическое наследие выдающегося мастера немецкого Возрождения. Автор рассказывает о работах Ганса Гольбейна Младшего к сатире Эразма Роттердамского «Похвала глупости», о портретных рисунках, об оформлении книг, о серии гравюр «Пляска смерти», которая принесла художнику мировую известность.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Христос, несущий крест. 1518 г. Бумага, рисунок пером, тушь. 18х24,5 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Христос-мученик на кресте. 1519 г. Бумага, перо, чернила и кисть.
15,8х20,7 см. Берлинские государственные музеи.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мадонна с младенцем на скамье. 1519 г. Серая бумага,
рисунок пером, тушь. 19,6х14,5 см. Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Фрагмент сцены с классическими фигурами. 1520 г.
Рисунок. 20,4х18,7 см, Государственная графическая коллекция, Мюнхен.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Метательница камней. 1520 г. Бумага, рисунок пером, тушь.
20,3х12,2 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Святой Адриан. 1520-1522 гг. Рисунок. Серая бумага, перо, чернила и кисть. 27,2х18,5 см. Лувр, Париж.
На этом рисунке изображен Святой Адриан Никодимский (или Никомедия). Римский офицер принял мученическую смерть в 290 году после обращения в христианство. Меч и наковальня намекают на способ его смерти: его руки были отрублены, а ноги сломаны на наковальне. Лев у его ног-это лев, который по легенде отказался напасть на него. Иконография Адриана сделала его покровителем Кузнецов, поэтому клиент Гольбейна, возможно , был кузнецом, возможно, фехтовальщиком, для которого он разработал герб, который он передал в том же стиле.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мёртвый Христос в гробу. 1521-1522 гг. Дерево, темпера. 30,5х200 см. Художественный музей, Базель. Картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Ганс Гольбейн Младший родился в 1497 г. в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца - Ганса Гольбейна-старшего. Испытал влияние Ханса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария). В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости». Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии, создавал витражи и писал портреты.
В 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году - фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении осенью 1519 года в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов домов.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Доротеи Канненгисер, жены банкира Якоба Майера. 1516 г.
Дерево (липа), темпера, масло. 38,5х31 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Бенедикт фон Хертенстайн. 1517 г.
Бумага на дереве, темпера, масло. 52,4х38,1 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Алтарь Ганса Оберрида в кафедральном соборе Фрайбурга. Слева - Поклонение волхвов. Справа – Рождество Христово. 1520-1521 гг. Дерево (сосна), темпера. 2 х 230 х 109 см. Университетская часовня Фрайбургского собора, Фрайбург-им-Брайсгау.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Золотурнская мадонна со Святыми Мартиным Турским (слева) и
Урсом Золотурнским. 1522 г. Дерево, темпера.140,5х102 см. Золотурнский художественный музей, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Торговая марка базельского издателя и книгопечатника
Иоганна Фробена (1460-1527). 1523 г. Холст, темпера, украшенная золотом. 44 х 31 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Эразма Роттердамского. 1523 г. Панель, масло.
73,6х51,4 см. Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет женщины из Южной Германии,
предположительно жена художника. 1520-1525 гг. Панель, масло. 45x34 см.
Музей Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), атрибуция. Портрет молодого человека. 1520-1525 гг.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Алтарь Страсти Христовы (ThePassion of Christ). 1524-1525 гг.
Дерево, масло. 136 х 31 и 149.5 х 31 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Венера и Купидон. 1524-1525 гг. Дерево (липа), темпера.
34,5х26 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Магдалина Оффенбург в виде Лаисы из Коринфа. 1526 г.
Дерево (липа), масло. 34,6х26,8 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
На этой картине изображена знаменитая Лаис Коринфская, куртизанка Древней Греции, которая брала высокую цену за свои услуги. Высказывалось предположение , что Гольбейн также имеет в виду Лаи, который был любовником Апеллеса, великого художника древности (Гольбейн назывался «Апеллес» в гуманистических кругах). Модель, та же, что использовалась для Дармштадтской Мадонны Гольбейна и его Венеры и Амора (справа), была идентифицирована как Магдалена Оффенбург, которая, возможно, была любовницей Гольбейна. Лаис Гольбейна был написан через год или два после Венеры и Амора и, по сути, выступает в качестве его компаньона, Хотя Гольбейн, похоже, изначально не планировал вторую картину. По мнению некоторых комментаторов, изображение няни в качестве куртизанки может содержать зашифрованное сообщение Гольбейна о его отношениях с Магдалиной. Историк искусства Питер Клауссен, однако, отвергает эту интерпретацию как «чистую бессмыслицу». Обе картины используют одни и те же цвета и изображают один и тот же костюм и драпировку. Гольбейн перенял стиль Леонардо и ломбардских муралистов, чьи работы он, возможно, изучал во время визита в Италию.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Тайная Вечеря. 1524-1525 гг. Дерево (липа), темпера. 115,5х97,3 см.
Художественный музей Базеля, Швейцария.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Дармштадтская Мадонна. 1526-1530 гг. Дерево (сосна), масло.
146,5х102 см. Йоханнитерхалле в Швебиш-Халле, Германия.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Дармштадтская Мадонна. Фрагмент. Портрет Анны Мейер,
дочери базельского бургомистра Якоба Мейера. 1526-1530 гг. Дерево (сосна), масло.
Йоханнитерхалле в Швебиш-Халле, Германия.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Анны Мейер. 1525-1526 гг. Бумага, рисунок
черным и цветным мелом. 39х27,4 см. Базель, Кабинет гравюр.
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; десять картин страстей Господних, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для города Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер. К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург рисунки к Ветхому Завету и «Пляска Смерти», гравированные на дереве.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Noli Me Tangere (Не прикасайся ко мне). 1526-1528 гг.
Панель, масло. 76,7х 95,8 см. Королевская коллекция, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Дама с белкой и скворцом. 1526-1528 гг.
Дерево (дуб), масло, темпера. 56х38,8 см. Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Мэри Уоттон, леди Гильденфорд. 1527 г. Панель, масло.
87х70,6 см. Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Томаса Мора. 1527 г. Дерево (дуб), масло.
74,9х60,3 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Томас Годсалв с сыном Иоанном. 1528 г. Дерево (дуб), темпера.
35х36 см. Галерея старых мастеров – Дрезденская картинная галерея.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Семья художника. 1528-1529 гг. 77х64 см. Художественный музей Базеля, Швейцария.
Портрет, скорее всего, был написан вскоре после возвращения Гольбейна из Англии в Базель в 1528 г. На основании записи в инвентарной описи юриста Амербаха 1587 г. считается, что его жена, Эльсбет (урожденная Бинзеншток, а ранее жена покойного Таннера Ульриха Шмида), на которой он женился в 1519 г. Также на снимке изображены двое его старших детей, Филипп, родившийся около 1522 г., и Катерина, родившаяся около 1526 г. Двое младших детей Гольбейна, Якоб и Кюнгольд, родились около 1529 и 1530 гг..
В 1526 году Гольбейн перебрался в Англию. Там писал исключительно портреты. По возвращении в Базель в 1528 году Гольбейн окончил фрески в зале ратуши и написал несколько портретов.
В 1532 году религиозные смуты заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Томаса Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля, Томаса Уайетта, а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Аллегория Ветхого и Нового Заветов. 1530 г. Панель, масло. 74,6х64,1 см. Национальный музей Шотландии, Эдинбург.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Георга Гитца. 1532 г. Дерево (дуб), масло.
86,2х97,5 см. Берлинская картинная галерея.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Послы. 1533 г. Дерево (дуб), масло. 209,5х207 см.
Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Моретта. 1534-1535 гг. Дерево (дуб), масло.
92,5х75,4 см. Галерея старых мастеров - Дрезденская картинная галерея.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Соломон и царица Савская. 1534-1535 гг. Пергамент,
акварель, тушь, перо. 22,9 × 18,2 см. Королевская библиотека, Виндзорский замок.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии, третьей жены Генриха VIII. 1536 г. Панель, темпера. 65,4x40,7 см. Музей истории искусств, Вена.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Генриха VIII. 1537 г. Панель, масло.
28х20 см. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германиюрасцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Кристина датская, герцогиня миланская, в трауре. 1538 г.
Дерево (дуб), масло. 179,1х82,6 см. Национальная галерея, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Эдуарда VI в детстве. 1538 г.
Дерево, темпера. 57х44 см. Художественный музей Денвера, штат Колорадо, США.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Анны Клевской, четвертой жены короля Генриха VIII. 1539 г.
Пергамент на холсте, масло. 65х48 см. Лувр, Париж.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолкского. 1539-1540 гг.
Панель, масло. 80,1х61,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Портрет Генриха VIII. 1540 г. Панель, масло. 88,5х74,5 см.
Национальная галерея древнего искусства, Рим.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Генрих VIII и хирурги-парикмахеры. 1543 г.
Британская королевская коллекция, Лондон.
Эта крупномасштабная работа была заказана Гольбейну в ознаменование выдачи королевской хартии компании парикмахеров и Гильдии хирургов после их слияния в 1540 г. Предположительно, по просьбе своих клиентов, Гольбейн создал сюжет на основании миниатюр, написанных ранее для семьи Тудоров. Генри VIII не было на этом последнем его портрете. Работая по существующему эскизу, Гольбейн рисовал его не столько как живого человека, сколько как икону. Члены компании, однако, были изображены по отдельным портретам. Справа от короля находятся два его врача, доктор Джон Чемберс, сэр Уильям Баттс и его аптекарь Томас Олсоп. Фигуры сэра Уильяма Баттса и доктора Джона Чемберса тесно связаны с их портретами Гольбейна (слева).
Роуланд Локей (1565-1616). Сэр Томас Мор, его отец, его семья и его потомки
(копия после Ганса Гольбейна Младшего). 1593 г. Холст, масло. 227,4 х 330,2 см.
Национальная портретная галерея, Лондон.
Семь фигур на групповом портрете семьи Томаса Мора происходят из рисунков происходят от раннего портрета Гольбейна Томаса Мора с его семьей и домохозяйством (1527–1528 ггю), который был разрушен в XVIII веке. Его копия была написана Локком в монастыре Ностелл, Йоркшир, и в предварительном рисунке Гольбейна из музея Базеля. Остальные четыре фигуры, вероятно, были написаны с натуры Локеем. Портрет Анны Море, висящий на заднем плане, предположительно является копией ее портрета.
Ремигиус Ван Лемпут (1607-1675). Генрих VIII, Генрих VII, Елизавета Йоркская и Джейн Сеймур. Копия с фрески Гольбейна, исполненной во дворце Уайтхолл в Лондоне. 1667 г. Холст, масло. 88,9 х 99,2 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Оригинал был потерян, когда дворец сгорел 4 января 1698 г. Это единственная полная копия.
Она была заказана Карлом II .
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха. До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и так далее.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543). Тщеславие (Vanitas). 1543 г. Панель, масло. Частное собрание.
В 1543 году, между 7 октября и 29 ноября, Ганс Гольбейн Младший умер в возрасте 46 лет от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.