• Авторизация


Загадки Босха.Краткая биография. - ч.2. 18-11-2017 15:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Оригинальное сообщение

Загадки Босха.Краткая биография. - ч.2.
 

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!

Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев» 

Ерун Антонисон ван Акен (нидерл.Jeroen Anthoniszoon van Aken ), более известный как Иероним Босх  (Jheronimus Bosch , Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. Из творчества художника сохранилось с два десятка картин и дюжина рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений. 

Босх  Св. Иоанн Креститель в пустыни. (пустынь, а не пустыня - я полагаю)1504—1505. Собрание Хосе Ласаро Гальдиано. Мадрид  

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец», как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

 Босх  Св. Иероним за молитвой ок. 1505. Музей изящных искусств Гент 

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и из мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия.

Святой Иоанн на Патмосе   около 1504–1505 годов; Дерево, масло; Берлинская картинная галерея Берлин    

В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося от плеврита 9 августа 1516 года. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

 Святой Иоанн на Патмосе (оборотная сторона - Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами)  

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала его наследникам то немногое, что осталось после Босха. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года. 

 
«Святые отшельники» – триптих Босха, сильно пострадавший от времени и (возможно) от пожара.  

Триптих   Святые отшельники (Святые Антоний, Иероним и Эгидий)  Hermit Saints Triptych  Дворец дожей, Венеция около 1495–1505   

Каждая из створок посвящена одному из трёх святых: на правой створке написан Антоний, наиболее часто изображаемый Босхом святой, на центральной – Иероним (ему также посвящена отдельная картина Босха), на правой – впервые появляющийся в творчестве Босха святой Эгидий.Считается, что литературными источниками для «Святых отшельников» послужили два средневековых трактата: «Книга высшей правды» фламандского мистика Яна ван Рёйсбрюка, где эти три отшельника персонифицируют три этапа восхождения к высшему смыслу, и «О подражании Христу» немецкого монаха Фомы Кемпийского, в котором, критикуя показное внешнее благочестие, автор призывает к обретению внутреннего мира через самоотречение, заключающееся в умерщвлении плоти, постоянной молитве и богоугодных размышлениях.


Левая створка. Святой Антоний

Основоположник отшельнического монашества, Антоний изображается на фоне мрачного ночного пейзажа, в верхней части оживляемого заревом горящих построек, а в нижней – кишащего зооморфными босховскими демонами и отмеченного головоногим монстром. Антоний набирает воду в кувшин (как и в «Искушении св. Антония» из Канзас-сити – картине, совсем недавно атрибутированной Босху) и в это время сталкивается с искушением. В пруду, рядом с сухим деревом, по колено в воде стоит обнажённая царица ночи (этот персонаж несколько раз возникает и в триптихе Босха «Искушение св. Антония»), однако Антонию, благодаря молитве, удаётся преодолеть дьявольское наваждение.

Центральная створка. Святой Иероним

Иероним, которого Босх показывает истощённым постоянной аскезой, изображается с традиционными атрибутами – кардинальским красным плащом и широкополой шляпой, выцветшими и ветхими. Его окружает полуфантастический пейзаж, пересеченная местность, изобилующая руинами, которые напоминают языческое капище. Вокруг разбросаны мрачные символы лежащего во зле мира: демонические крысы пожирают друг друга, неподалёку валяются обглоданные кости, в необычном сооружении, отдалённо напоминающем улей, заключена маленькая фигурка – то ли символ алхимии, то ли человек, наказанный за сластолюбие. Маленький лев – постоянный спутник Иеронима – лакает воду из пруда, отвернувшись от зрителя. Не погрязнуть в отчаянии святому помогает распятие, к которому Иероним в молитве протягивает левую руку. Правой рукой святой указывает на полупрозрачное видение обуздания Единорога. В средневековой семиотике это животное, приманить которое могла только девственница, считалось символом непорочности. С другой стороны, его рог рассматривался как фаллический символ. Обуздать Единорога означало побороть насылаемые дьяволом плотские вожделения.

Правая створка. Святой Эгидий

Отшельник VII века Эгидий изображается молящимся в пещере. Он считается покровителем нищих и калек, а также избавителем от «черной смерти» (чумы). Если постоянным спутником Иероним был лев, то живым существом-спутником Эгидия была олениха, которую Босх изобразил у ног святого. Охотники-вестготы хотели убить олениху, но, по легенде, Эгидий заслонил её собой, поэтому он изображается с торчащей из груди стрелой.

«Какую силу самоотречения являет нам жизнь святых отцов, удалившихся в скиты! – восхищённо писал Фома Кемпийский. – С какими долгими и мучительными искушениями приходилось им бороться! Как часто одолевал их дьявол! Как жарко и много молились они Господу!.. Как велико и горячо было их рвение к усовершенствованию своего духа!» Высокопоставленный член религиозного Братства Богоматери Иероним ван Акен, принявший псевдоним Босх, в триптихе «Святые отшельники» полностью разделяет это преклонение немецкого мистика перед монашеским подвигом. 

[312x32]    

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые "эзотерические дисциплины" — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.

 Полиптих Видения будущей жизни (Блаженные и проклятые ) Poliptyk Visions of the Hereafter , около 1505–1515 годов ,  Палаццо Гримани, Венеция   

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы. 

Странник  

Помимо картин для капеллы Братства Богоматери и прочих поручений Братства, Босх выполнял и другие заказы. Среди тех, кто заказывал ему картины, встречаются столь именитые фамилии, как Хосс и Берг, — самых влиятельных в Хертогенбосе семейств. Но Босха вскоре узнали и за пределами городской общины.

  • В сентябре 1504 года художник получил 36 фунтов аванса за «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад», как значился в документе заказ, сделанный ему одним из Габсбургов — правителем Нидерландов и королём Кастилии Филиппом I Красивым. Венский триптих «Страшный суд», с которым отождествляют этот заказ, имеет правда, другие размеры, нежели те, что указаны в контракте.
  • Неясности возникают и в связи с образом святого Антония, заказанным Босху в 1516 году Маргаритой Австрийской, сестрой Филиппа I, ставшей после его смерти наместницей Нидерландов: знаменитый лиссабонский триптих «Искушение св. Антония», находившийся в замке Аюда, был куплен и увезён в Португалию ещё в первой половине XVI века.
  • Не менее трёх работ мастера к 1521 году находилось и в коллекции столь влиятельного мецената, как венецианский кардинал Доменико Гримани. 

 

[312x32]

Загадки Иеронима Босха. - ч.1.
Загадки Босха. - ч.2.
Загадки Иеронима Босха. - ч.3. 

 Загадки Иеронима Босха. Босх в цифрах. - ч.4. 
Загадки Босха."Странник" или "Блудный сын". - ч.5.   

Загадки Босха. "Странник" и "Воз сена"  - ч.5.1. 

 

[312x32] 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%81%D1%85,_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC 

https://gallerix.ru/storeroom/1400476940/#more 

https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадки Босха.Краткая биография. - ч.2. | Татьяна975 - Дневник Татьяна975 | Лента друзей Татьяна975 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»