Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.
Где-то в конце Первого века до нашей эры (точная дата никому не известна), один из римских граждан по фамилии Витрувий создал труд, наименованный им «Десять книг».
А, может, и не им лично этот труд так назван. В этой истории вообще много недосказанного и непонятного, давным-давно забытого и, даже немного мистического. Возможно, вышеупомянутый гражданин носил имя Марк, а прозвище имел – Полоний. Достоверно это никому не известно.
Книги были посвящены императору Августу (в благодарность за поддержку и помощь, о размере и виде каковых мы можем только строить предположения). И, что абсолютно точно, – являлись великолепным сборником теорий и практических советов по архитектуре.
При жизни автора эти сочинения мало кого заинтересовали. Вероятно, сказалась их узкоспециальная направленность. А ведь Марк Витрувий стал первым, кто заговорил об эргономике, первым, задумавшемся об эстетике строений, первым, сказавшем о золотой середине между практикой и теорией в архитектуре, и даже первым, кто спроектировал акведук. Нужно пояснить: именно на эргономику опираются нынче все дизайнеры и архитекторы, ибо эта наука требует соответствия между пропорциями человеческого тела и конструктивными деталями зданий и интерьера. А именно акведуки (отлично продуманные системы водообеспечения) подарили римским городам такое долгое процветание.
Видео снято на выставке "Гений Да Винчи".
С лёгкой руки римлянина с возможным именем Марк, мебельщики всего мира строят свои изделия настолько удобными для нас, с практически фиксированной высотой столов, стульев, комодов и шкафчиков, со стандартной длиной кроватей и диванов. Надо бы человечеству помнить того, кто первым в истории озаботился удобством наших жилищ.
Как бы то ни было, труды Витрувия были переписаны средневековыми «издателями» по крайней мере, 80 раз на различных языках. Благодаря чему, через целых пятнадцать веков, и дошли до итальянских гениев эпохи Ренессанса практически в первозданном виде.
Для великих итальянцев тех времён (особенно художников и скульпторов), работа давно умершего римлянина стала источником нового вдохновения. Ведь одна из десяти книг Марка Полония была посвящена пропорциям тела человека.
Вот, что в ней говорилось: человек идеально вписывается в квадрат, который суть – символ земного, и в круг, который суть – символ божественного. Человек – есть микрокосм и макрокосм одновременно, его природа имеет божественное происхождение, отсюда человек равен мирозданию, и может быть поставлен на одну ступень с Абсолютом, то есть, — Богом. Даже удивительно, как отцы-иезуиты того времени смогли «прошляпить» подобное брожение умов среди художников-новаторов Возрождения.
Символика геометрических фигур.
Круг имеет как защитное, так и божественное значение. Круг - совокупность, совершенство, единство, вечность, символ полноты и законченности, объект, заключающий в себе гармонию, наиболее универсальная из всех геометрических форм.
Квадрат - разновидность эмблематического изображения четырех сторон света. Он является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, нравственных устремлений и честных намерений.
Круг, объединенный с квадратом – символ связи между душой (круг) и телом (квадрат). Стороны "Квадрата", вписанного в "Круг", моделируют основные направления, пространственные координаты Вселенной. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство Земли и Неба.
Книга Витрувия о человеческих пропорциях была начисто лишены иллюстраций (так говорят историки), и данное упущение художники и собрались исправить. Один из них сделал это так:
Другой – так:
Третий – вот так:
Четвёртый — эдак:
Друг Леонардо да Винчи, по имени Джакомо Андреа да Феррара сделал это таким образом:
Как это сделал сам Леонардо, ныне известно всем.
Но именно рисунок Джакомо стал для некоторых исследователей прямой уликой.
Учёные наших дней обвинили да Винчи в плагиате. Ведь творение упомянутого Джакомо хранит следы поправок, оно несколько старше по времени исполнения, а рисунок Леонардо сделан «начисто», как будто срисован. Скорее всего – по памяти.
Ох, нельзя строить подобные теории о великом гении сообразно своей собственной испорченности! Или – испорченности нашего века как такового.
Джакомо да Феррара и Леонардо да Винчи были друзьми. Известно, что они часто и горячо обсуждали ту самую книгу Марка Витрувия, ту, что говорит о человеке-макрокосме. Возможно, и, скорее всего, приходили к неким общим друг для друга выводам. Джакомо в своём рисунке выразил свои мысли настолько полно, насколько смог. Ошибаясь, стирая, и заново рисуя. Леонардо был гением. Не даром весь мир сегодня помнит его, а не мало кому известного да Феррара.
Мало того, великий да Винчи был склонен зашифровывать свои творения, любое из них так, что ныне самые известные учёные всевозможных направлений посвящают свою жизнь исследованию загадок Леонардо. К тому же, получилось так, что в 1499 году в Милан (где жили оба друга) пришли французские войска Людовика Двенадцатого. Бедолагу Джакомо сначала повесили, а потом четвертовали (о времена, о нравы). Леонардо удалось бежать.
Я думаю, что никто сегодня не знал бы о Марке Витрувии как таковом, если бы Леонардо да Винчи не нарисовал бы своего «Витрувианского человека» на небольшом листе, почти формата А4, простыми коричневыми чернилами. Несмотря на все его, Марка, открытия. Это можно назвать усмешкой истории, но это так. Один великий человек сделал труды другого бессмертными.
Считается, рисунок Леонардо несёт в себе шифр так называемого «золотого сечения». Тому подтверждение – комментарии самого да Винчи к его «Витрувианскому человеку». Согласно классическим рассуждениям, – это две фигуры тела, одна из них вписана в квадрат, и центр её – гениталии, другая – вписана в круг, и центр её – пупок. Но если присмотреться, то этот рисунок несёт в себе столько смысла, что рассказа о нём хватит на множество статей.
Во-первых – фигур не две, и даже не четыре. Их больше, и сосчитать их может каждый, кому это интересно.
Во-вторых – измерительные чёрточки поперёк конечностей имеет только фигура в квадрате, привязанная к земле, к материальному (микрокосм). Фигура в круге, говорящая о божественности происхождения человека, чёрточек лишена, то есть, не измерена (и не может быть измерена по определению), макрокосм.
В-третьих, фигура в круге плотно «стоит» на нижней линии квадрата, нарушая границы своего существования, окружности. Совсем немного, но нарушая. Леонардо просто обожал вот такие намёки. Маленькие, но «говорящие». Я думаю, в этом случае говорящие о том, что насколько бы не приближен бы был Человек к Богу, он всё равно остаётся стоящим на Земле.
И так далее, и так далее.
Дэн Браун в своей нашумевшей книге «Код да Винчи» назвал квадрат, в который вписана одна из фигур Витрувианского человека «Квадратом Древних». Вряд ли он до конца понимал, что значит это определение. Судя по тем историческим и фактографическим ляпам, которые допустил в своём произведении.
Такое красивое, завораживающее название – Квадрат Древних. Знаете, что это? Это – судоку. Таблица, в которую вписаны цифры, сумма которых в каждом столбце, в каждой строке, по каждой диагонали – одинакова. Самый древний такой квадрат найден в Кхаджурахо, индийском городе мёртвых, примерно в одиннадцатом веке уничтоженном ядерным (!) катаклизмом.
Окончательно символизм Квадрата Древних я у Витрувианского человека не отбираю, но, не являясь математиком вообще, не имею возможности окончательно и убедительно привязать его к рисунку великого Мастера. Но к этому рисунку вполне гармонично привязывается числовая последовательность Фибоначчи, то самое «золотое сечение», которым в математике описывается гармония и совершенство нашего мира. Дэн Браун назвал упомянутую последовательность «лжешифром», и только за одно это достоин порицания.
Тот же самый Браун объединяет некоторые из основных точек рисунка Леонардо линиями, получая пентаграмму. Идея, опять же, самому писателю не принадлежит, но выглядит так:
Пентаграмма – символ древний и очень много говорящий. К тому же, она не учитывает оставшиеся за её пределами другие основные точки. Она слишком проста для Леонардо, обладавшего многими знаниями. Если соединить все основные точки фигур Витрувианского человека, то можно получить вот это:
Любой разглядит в этом кажущемся хаосе пирамиду. Одну из тех, которые, как всем известно, строили древние. Пирамиды Гизы, например. Эти сооружения полностью отвечают принципам «золотого сечения». В хаосе таится истина.
Иллюстрация к труду Марка Витрвувия, созданная невинно убиенным Джакомо Андреа, малоизвестным художником эпохи Ренессанса, НЕ несёт в себе подобного шифра. Поэтому Леонардо да Винчи плагиатором не может быть назван. На рисунке да Феррара фигура, вписанная в квадрат и круг, имеет только одну позу – позу Христа распятого. Что, возможно, по мнению автора, должно было подчёркивать божественную природу человека. Дополнительных толкований у рисунка Джакомо нет.
Великий Леонардо обладал Знаниями. Откуда они к нему пришли – вопрос отдельный. Говорят, именно в то время, когда им был нарисован Витрувианский человек, он занимался реставрацией Туринской плащаницы. Говорят, оба этих изображения совпадают идеально по всем пропорциям (имеется в виду фигура, стоящая на нижней линии квадрата). Что ж, может быть… Да Винчи любил подобные шутки. Самое лучшее место, где можно лучше всего сохранить тайну – это прошлое. А мы только гадаем, нащупывая истину. Она ведь всегда – где-то рядом…
Елена Бочарникова
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-leonar...vinchi-vitruvianskij-chelovek/