Премьера блога:х/ф "Сестра Моцарта"(2010).Режиссер:Рене Фере...
У великого композитора и музыканта Амадея Моцарта была старшая сестра по имени Наннерль, о которой, к сожалению, было мало что известно. Она была просто настоящим чудом, удивительным ребенком, которая вместе со своим братом блистала во всех европейских столицах, поражая и восхищая окружающих своим необыкновенным талантом. После окончания трехлетнего семейного путешествия, Наннерль знакомится в Версале с сыном Людовика XV, который всячески поддерживает девушку в ее стремлении сочинять музыку, искренне восхищаясь нею. Однако, законы общества остаются такими же суровыми и запрещают представительницам женского пола писать музыку и заниматься сочинительством. Но Наннерль не собирается так просто сдаваться...
композитор Мари-Жанна Сереро
художник Вероника Фрубродт, Доминик Луис
О фильме узнал случайно, примерно год назад, когда по TV шел сериал о Моцарте. Поиски дополнительной информации по теме гениального композитора дали неожиданный результат — меня поразило название «Наннерль — сестра Моцарта» в совокупности с кратким описанием фильма в интернете. И лишь совсем недавно мне наконец довелось посмотреть этот фильм, после чего он занял почетное место на полке. Такие фильмы надо хранить и передавать из поколения в поколение.
Жаль, но фильмов Рене Фере, как показал поиск, в нашем прокате очень мало.
Это французское кино о семье… Моцарта. Если бы французы создали музыкально-биографическое кино, то почему не о своих соотечественниках, оказавших неоспоримое влияние на современную музыку. Интересен, например, М. Равель, положивший основу cool jazz и еще продолжающий оказывать влияние на многие стили современной музыки.
Не все знают, но во времена Моцарта не все тональности были освоены. Логарифмический способ настройки фортепьяно, открывающий все тональности, изобрел И.-С. Бах ("Хорошо темперированный клавир, в 2-х частях»).
Это обстоятельство не могло не сказаться на гармонии музыкальных произведений того времени. Недоступны были мириады аккордов, не только тональности. В этой связи и музыка была как бы однотипно-скучноватой. Лишь В.-А. Моцарт превзошел недостатки древней гармонии и даже на ее основе сочинил много шедевров.
В биографии Моцарта, как можно сделать вывод, немало «белых пятен». В частности я не припоминаю ни одного фильма, где о его детстве шло столь интересное повествование как в обсуждаемом произведении. Тем более интересно, что основная фигура фильма — отнюдь не юный Моцарт, а его загадочная сестра. Между братом и сестрой не было ни любви, ни дружбы. Сестра считала, что брат глуп, а брат считал сестру уродиной.
Даже отец, которому Наннерль впоследствии посвятила большую часть жизни, утверждал, что удел женщин в музыке — лишь исполнение произведений мужчин. Он называл творчество дочери убогим и нелепым набором звуков. Это вполне объяснимо: любое музыкальное произведение того времени строилось по определенным законам композиции. Эта ранняя классика. Начиная с произведений Баха (не понятого своими современниками) музыка обогатилась новыми звукосочетаниями и гармоническими изысками.
А пока же, во времена правления Людовика 15, семья Моцарта колесит по Европе… Показан быт этой семьи, бедность и унижения.
Центральная сюжетная линия фильма построена на отношениях Наннерль с членами семьи короля Франции. Не буду пересказывать сюжет — он довольно фантастичен. Могу лишь сказать, что Рене Фере во всей красе показал сущность будущего (и последнего) короля Франции — Людовика 16.
Особую роль в фильме играет, разумеется, музыка. Звучит не совсем обычная музыка для того времени — музыка сестры Моцарта! К великому сожалению все свои произведения Наннерль, после страшного потрясения, уничтожила. Поэтому, мы слышим лишь домыслы композитора Серреро, написавшему музыку к фильму. Трудно сказать, какова на самом деле музыка сестры Моцарта, но музыка к фильму просто волшебная, яркая, необычная и это не так просто было сотворить в рамках классической гармонии 18 века — хвала Серреро.
О других качественных показателях фильма:
1) операторская работа и в целом весь видеоряд — очень качественный, без лишней фантасмагории, выдержан в лучших традициях кинематографа;
2) игра актеров — здесь я могу быть необъективен, но мне лично очень понравилась Мари Ферет в роли Наннерль. В целом никакой фальши в игре кого бы то ни было в данном фильме, я лично не заметил. Обстановка того времени передана так, будто сработала машина времени.
3) сценарий — не очень типичный для музыкально-биографических фильмов, личности и поступки героев фильма не растворяются в обилии музыки.
Кому можно порекомендовать фильм — однозначно любителям музыки, любителям костюмированных мелодрам и… всем добрым людям.
Серия сообщений "Художественные фильмы":
Часть 1 - Художественные фильмы:"Малер","Невеста ветра"
Часть 2 - Любимые фильмы на В_М:х/ф "Красная скрипка"(1998)1-2 ч.ч.
...
Часть 45 - К Дню рождения великого итальянского композитора:х/ф "Джузеппе Верди".1957 год.
Часть 46 - К 45-летию рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса
Часть 47 - Премьера блога:х/ф "Сестра Моцарта"(2010).Режиссер:Рене Фере...(мне понравился)