• Авторизация


Загадка ХТК И. С. Баха. 11-11-2015 16:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Александр_Лобков Оригинальное сообщение

загадка ХТК И. С. Баха

[200x255]Бах создавал свои произведения в первую очередь для современников, людей, коим и адресовано обращение опубликованное на титульном листе его творения. Он создавал свой уникальный труд Хорошо темперированый клавир (сокращенно ХТК) для людей, которые имели возможность пользоваться теми инструментами, которые был им доступны, а именно: клавесин, клавикорд во всех их типичных разновидностях и орган (который разумеется к клавирам не относится). Фортепиано тогда только создавалось, было очень несовершенным инструментом (что отмечал и сам Бах, критикуя фортепианных мастеров и по сути участвуя в улучшении нового инструмента).

Что означает темперированный клавир? Это означает что клавиши диеза и бемоля объединены в одну (как известно первые клавишные инструменты имели обе клавиши, причем  диез был чуть чуть выше бемоля). Темперация (объединение двух клавиш) была некоторой революцией в музыке,  это позволило сочинять и  исполнять произведения  в тональностях с больших количеством диезов и бемолей причем одновременно разными инструментами, что до появления темперации было бы не очень благозвучным.
Но вернемся к клавесину и клавикорду. Клавесин вообще не позволяет исполнять легато, это по сути щипковый инструмент, звук быстро затухает, клавикорд дает несколько большие возможности, но исполнять музыку легато и с разной силой звука, как мы сейчас слышим на фортепиано, во времена Баха на клавишных инструментах было практически невозможно.

Загадка состоит в том, слышал ли Бах в голове музыку для клавира так, как мы слышим ее сейчас? Слышал ли мысленно Бах те удивительные интонации, в своих произведениях, которые мы слышим в исполнении Рихтера и других профессиональных пианистов современности?
На мой взгляд творческое наследие Баха существует настолько вне времени и пространства, что Бах мог предвидеть как будет звучать ХТК через 50-100 лет, когда новый для его времени редкий инструмент фортепиано перестанет быть объектом насмешек профессионалов и вытеснит клавесин и клавикорд навсегда. Все может быть...

Предлагаем прослушать звучание нескольких произведений из ХТК на клавесине и фортепиано. Не обращайте внимания, что звук клавесина "сухой" - это от металлических струн. С большой вероятностью, во времена Баха для струн клавесина часто использовались жилы животных (это было и дешевле и давало более мягкое звучание клавишного инструмента)

  на фортепиано на клавесине
Прелюдия и фуга до-минор №2
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прелюдия и фуга  ре мажор №5
Прослушать запись Скачать файл

Прослушать запись Скачать файл

Прелюдия ми-бемоль минор, № 8
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прелюдия и фуга  фа минор №12
Прослушать запись Скачать файл

Прослушать запись Скачать файл

Прелюдия и фуга Фа диез-мажор №13
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл
Прелюдия и фуга Фа диез-минор №14
Прослушать запись Скачать файл
Прослушать запись Скачать файл

 

справка из вики:
[256x183] Бетховен изучал ХТК с детства, называя его «музыкальной Библией», Моцарт тоже оценил работу Баха по достоинству. Позже Шуман писал: «Играй усердно фуги больших мастеров, и прежде всего Иоганна Себастьяна Баха; „Хорошо темперированный клавир“ должен стать твоим хлебом насущным».
Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев. В настоящее время ведутся дискуссии о том, являлся ли действительно имевшийся в виду Бахом строй равномерно темперированным, или лишь был близок к нему. Вполне возможно, что клавир Баха был настроен в хороших темперациях Веркмейстера (на что указывает и название сборника).
Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим спектром нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие его последователи сверяли себя с его произведениями.

(справа фото клавесинов - инструментов на которых чаще всего во времена Баха исполнялись произведения из ХТК)

 

Серия сообщений "музыка":
Часть 1 - Abba - кудесники звука
Часть 2 - Адажио Альбинони
...
Часть 21 - Майя Кристалинская - великая и запрещенная
Часть 22 - Сергей Рахманинов - Элегия op.3 No.1
Часть 23 - загадка ХТК И. С. Баха
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Загадка ХТК И. С. Баха. | Татьяна975 - Дневник Татьяна975 | Лента друзей Татьяна975 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»