Это цитата сообщения
Старника Оригинальное сообщениеАртикуляционная гимнастика для звука Р
[450x328]
Нарушение произношения звука р - одно из самых часто встречающихся. Звук р ребенок может картавить, произносить через нос или без участия голоса, использовать боковое, губно-губное или одноударное произношение. Чаще всего звук р дети заменяют звуками: л, л´, д, в, г, j. Эти нарушения произношения р связаны с недостаточным уровнем подвижности кончика языка. Артикуляционная гимнастика для звука р является эффективным решением.
Итак, данная артикуляционная гимнастика для звука р включает особые упражнения на развитие подвижности кончика языка:
-
поднимаем кончик языка на верхнюю губу, опускаем на нижнюю губу;
-
поднимаем кончик языка на верхние зубы, опускаем на нижние зубы;
-
поднимаем кончик языка к верхним альвеолам, опускаем к нижним альвеолам;
-
«пересчитываем» кончиком языка верхние, нижние зубы;
-
пощелкиваем язычком;
-
«присасываем» язык к нёбу;
-
«присасываем» язычок к нёбу, опускаем нижнюю челюсть;
-
кончиком языка быстро двигаем между верхней и нижней губой - это упражнение называется «болтушка»;
-
делаем «пулемет»: часто произносим звуки д и т;
-
сдуваем кусочки тонкой бумаги, ваты с кончика язычка, который просунут между губами;
-
делаем вибрацию губ и кончика языка, который просунут между губами;
-
в момент произнесения звука ж или д чистым пальцем либо соской, натянутой на шпатель или палец, под кончиком языка делаем учащенные движения слева направо и справа налево - должна появиться механическая вибрация; это упражнение называется «балалайка».
Постановка звука р включает три основных способа:
-
делаем «балалайку» и при механической вибрации включаем голос;
-
быстро произносим звуки д, ж, т и с помощью соски или пальца в момент произнесения звука производим вибрацию кончика языка;
-
«присасываем» кончик языка к твердому нёбу, вдыхаем через нос и с силой выдыхаем через рот;
-
с механической помощью произносим звук р в слогах, например: дро, дра, дру;
-
используем слова, в которых звук р стоит после предшествующего ему звука: трава, дрова и т.п.
Постановка звука р - это длительный процесс. Регулярная артикуляционная гимнастика и позитивное настроение во время занятий непременно помогут вашему ребенку освоить звук р.
По материалам книги для логопеда:
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах»
Серия сообщений "логопедические упражнения ":
Часть 1 - Скороговорки для развития дикции - на букву Ш
Часть 2 - Артикуляционная гимнастика для звука Р
Часть 3 - Уроки логопеда
Часть 4 - ЧИСТОГОВОРКИ В КАРТИНКАХ
Часть 5 - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. 2-4 ГОДА.
Часть 6 - АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Часть 7 - СТИХИ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ