• Авторизация


Луис де Моралес 19-12-2025 05:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Long_Life Оригинальное сообщение

Луис де Моралес

 

5672813_Lyis_de_Morales (350x700, 114Kb)

 

 

Michael Shtilman 

 

Я поставил этот пост у себя на страничке. Мне сказали, что он, возможно, будет интересен большему числу людей на ФБ. Решиолся предложить его членам группы "Рассказы о картинах и художниках"
 
Здесь на иллюстрации представлен фрагмент картины. Её полную версию можно увидеть по ссылке, представленной в конце этой заметки, но не спешите кликать. Давайте немножко о фрагменте поговорим.
 
Что можно сказать об этой молодой женщине, помимо того, что она безусловно красива, и не той красотой, которая присутствует почти во всех женских портретах у «Возрожденцев» (картина-то написана в шестнадцатом веке) Рафаэля, Боттичелли, Тициана, … и не только. Это больше похоже на иконопись. И если посмотреть на всю картину, то сходство с иконами станет совсем очевидным. Но, опять же, об этом чуть позже. Даже не видя всей картины можно точно определить, что на лице женщины отражена Скорбь. И можно сказать не просто Скорбь, а Мировая Скорбь. Хотя выражение «мировая скорбь в глазах» здесь не приложимо поскольку глаза на портрете прикрыты и не видны.
 
Немножко о художнике.
 
Луис де Моралес - испанский художник XVI века по прозвищу «El Divino» - Великолепный, Дивный. Его картины в основном религиозной тематики - «мадонны» и «страсти». Я познакомился с этим художником именно через эту картину в феврале 1972-го года, когда впервые попал в Ленинград в 22-х градусный мороз. Естественно пошёл в Эрмитаж. Тогда это было не очень сложно: приходишь утром к открытию, покупаешь в кассе билет без особой очереди, и мир прекрасного, действительно прекрасного, в твоём распоряжении. Броди по залам хоть до закрытия. Открой рот и не закрывай пока двери выхода не останутся у тебя позади. Я не рассчитывал провести в музее больше трёх часов: был в Питере в командировке три дня в будни, и надо было задание по командировке выполнить. Но провёл в залах пять часов, из которых почти час перед этой картиной. Наткнулся на неё случайно, ничего о Луисе де Моралесе до того не знал, работ его никогда не видел. И поразился. Теперь кликните на линк и посмотрите на всю картину.
 
Morales, Luis de. Madonna and Child with spinning wheel in the form of a cross
Называется: "Мадонна с Ребёнком и прялкой в виде креста". Заметьте - не с крестом, а с прялкой в виле креста. Ну конечно же, хотя при рождении Христа кресты, как орудие казни, уже существовали, но в приложении и к новорожденному Иисусу показывать крест было бы преждевременным. Тем не менее…
 
Почти все известные Мадонны (а «почти» - потому, что не все известные Мадонны известны мне) на картинах, да и на иконах, - это матери, воплощающие материнство, чаще всего счастливое, радостное, часто сосредоточенно «удовлетворённое», а дитя - обычный, «нормальный» ребёнок, безмятежный спокойный, защищённый материнскими руками. Но не на этой картине!
 
Здесь, даже оставив в стороне размеры лба, подчёркивающие необычность, избранность, взгляд у ребёнка не просто взрослый, - взгляд вождя, одновременно уверенного в своём предназначении и готового к жертве, к само-пожертвованию. «Само» здесь очень важно. Это не просто дитя, может даже вообще не дитя, а вождь народа, спаситель человечества.
 
Но вернемся к женщине-матери. Она не ослеплена счастьем материнства, знает о назначении, предназначении, её сына. И идёт на жертву, вынужденную (!), предопределённую, смирилась с этим, но вовсе с этим не согласная. Она приносит в жертву и сына, и себя саму, своё уже невозможное материнское счастье. Как будто, да простится мне сравнение, её ребёнок - мертворожденный. И разница в том, что если бы было так, она могла бы не сдерживать рыданий и горя, а здесь должна свою ношу держать в себе. И глаза прятать, и Скорбь выражать не ими, а всем своим обликом. И Скорбь Мировая, потому что в жертву приносит и сына и себя не только она сама, а весь мир, всё человечество, спасти которое её сын и должен.
 
Я считаю, что из всех когда-либо виденных мной Мадонн, эта самая-самая, и, может быть, вообще единственная настоящая Мадонна - Мать Бога.
 
Сам Моралес написал две «почти копии» этой картины, но в более сетлых тонах, но, повторяю, эта самя-самая. На мой взгляд.
P.S. теперь во всех музеях, в которые я попадаю, я ищу нет ли там картин Луиса де Моралеса. По этой ссылке можно увидеть все известные работы Луиса де Моралеса, включая упомянутые две «копии»
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Луис де Моралес | Marginalisimus - Дневник Marginalisimus | Лента друзей Marginalisimus / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»