Пауль Клее – беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства.
Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один - на скрипке, другой – на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров.
Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты.
Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание. В Баухаузе его называли Буддой.
Он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не бывал отчаянно зол.
Пауль Клее - первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги).
Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном.
Пауль Клее – интеллектуал и визионер. Без противоречий. Он был уверен, что материальный и видимый мир – лишь один из миров, доступных человеку.
“Линия – это точка, которая пошла погулять”.
18 декабря родился Пауль Клее Paul Klee 1879-1940
Художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда.
Пауль Клее родился в Берне (Швейцария).
В семье преподавателя музыки. Он был музыкально одарён. Играл на скрипке.
В молодости иногда играл в оркестре, чтобы немного заработать. Но решил в музыке карьеру не делать. Считая, что на этом поприще уже Моцарт и Бах достигли вершины. А вот в живописи ещё есть, куда двигаться.
Вот такое взрослое решение ещё совсем юного человека. Как вы понимаете, родители прочили ему музыкальную карьеру. Но Клее настоял на своём. В 23 года он уехал учиться в Германию, Мюнхен.
Клее не остановился на полученном в Мюнхене образовании.
Он упорно занимался и самообразованием. Так как считал, что “художник должен быть и поэтом, и философом, и натуралистом”.
Такими универсалами были художники Эпохи Возрождения. Которые помимо живописи, ещё и на музыкальных инструментах играли, и трактаты писали.
Таковым стал и Клее. Он был и музыкантом, и художником, и писателем. Его дневник, который он вёл всю жизнь, сделал его самым изучаемым художником 20 века. Он же признан самым образованным из своих коллег.
В 27 лет он женится на немецкой пианистке и переезжает вновь в Мюнхен. Его жена будет его единственной женщиной на всю жизнь. При этом их семья была необычна. Она работала, а он сидел дома. Занимался живописью, но его работы ещё не покупали.
Даже когда родился их сын Феликс, жена продолжала работать. Слава настигнет его лишь к 40 годам. До тех пор – материально он зависим от жены. Но это не мешало им быть счастливыми в браке.
В 32 года Клее знакомится с передовыми художниками: Кандинским, Мондрианом.
Он находит среди них понимание. Ведь он так же, как и они хочет перенести на бумагу или холст внутреннюю сущность мира. Закрыв глаза на внешнюю оболочку.
Поездка в Тунис окончательно сформировала Клее, как выдающегося колориста. Отныне цвет для него – главное.
«Писать – значит лишь одно: помещать нужный цвет в нужное место».
С этих пор он стал тем Паулем Клее, которого мы знаем.
Тем, кто был убежден: смысл искусства не показывать видимое, а делать невидимое видимым.
Когда вы смотрите в окно, вы видите видимое. Но если вы смените фокус и посмотрите на стекло, только что видимое станет туманным, почти неразличимым. И возможно вне фокуса вы “увидите” нечто другое.
Вот эти миры “вне фокуса” и стремился показать нам Клее.
Но с условием, что мы будем включать свою фантазию.
Чтобы разглядеть что-то предназначенное лично нам.
РАЗНООБРАЗНЫЙ КЛЕЕ
Клее был очень многогранен. Иногда он создавал новый мир, который живет по своим законам. Это было полное отсутствие изобразительности.
Клее не принадлежал ни одному направлению модернизма. Часто его работы сложно подогнать под конкретное направление.
В беспредметное он уходит редко. Чаще на его картинах мы видим узнаваемые образы. Просто из натуры он убирает все лишнее.
“Экономит”, сокращает. Оставляет только главное.
Каждый его цвет – это нота. Полотно – мелодия.
Как сказал поэт Рильке, если бы он не знал, что Клее играет на скрипке, он об этом бы догадался. Настолько живопись художника музыкальна.
В 20-х годах к Клее приходит слава. Тогда же его приглашают преподавать в Баухаус.
Здесь он воодушевлено внушает ученикам, что лишь духовное и интуитивное важно в искусстве.
Здесь же он преподаёт искусство работы со стеклом. В том числе по созданию витражей. Часть его картин на самом деле похожи на витражи.
Его коллеги вспоминали, что мастерская Клее напоминала лабораторию алхимика. В ней стояло несколько мольбертов. Художник мог часами сидеть в углу с трубкой и медитировать. Потом резко встать и нанести пару выверенных линий или мазков.
Все его работы были заранее продуманы. А исполнение отличалось тщательностью, почти ювелирностью.
Клее был восхищён работоспособностью Ван Гога, который писал по одной картине в 1-2 дня.
И также стремился работать, ни дня без линии. В результате он оставил огромное наследие. Более 10000 работ.
ИЗГНАНИЕ
1933 год. К власти приходят нацисты. Они вынуждают многих авангардистов покинуть Германию. Единственно верным признается псевдоклассическое искусство.
Он уехал в Берн. В город, где он родился. Подал документы на гражданство. Получил отказ.
Со второй попытки гражданство ему дали. Правда получил его слишком поздно. Через несколько дней после смерти.
Да, швейцарцы и тогда долго давали гражданство.
Когда в 2005 году в Берне построили Центр Пауля Клее, мэр города сказал, что это единственная возможность публично принести извинения великому мастеру.
Последний год жизни умирал от мучительной болезни.
Когда каждое движение – это сильнейшая боль.
Провёл этот год в постели. И за это время создал 1200 работ. Ни дня без линии.
Автор: Оксана Копенкина Arthive
Paul Klee pictures here: