• Авторизация


Прекрасный рассказ об окнах 16-10-2010 21:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[350x369]

В Азии вообще-то окон почти нет. Я имею в виду окна выходящие наружу, на улицу. Это, конечно, если вы попали в классический азиатский городок, в махаллю, или же оказались в поселке, в кишлаке то бишь. В таких местах, по традиции, сохранившейся еще с дореволюционных времен (несмотря на все попытки насильственно выжечь из обихода традиционные национальные и религиозные стороны азиатского домостроя, имевшие место в советские времена) дома не выходили на улицу, огражденные глинобитным забором, дувалом, а если уж и выходили – то глухой стеной. Потому что внутрь не должен был заглядывать никто: там было ичкари (внутренне помещение), святая святых. Там женщины могли ходить без паранджи, и нечего было кому-то глазеть на них. Ну и естественно – наоборот. В таких местах, кроме как на длинный, вдоль всей улицы забор с трещинами, рассекающими его вдоль и поперек, да на крыши, обычно плоские, поросшие сорной травой, коноплей и васильками, да на макушки плодовых деревьев или колонны пирамидальных тополей, произрастающих там, во дворе, хранящем наверняка не только тайну их корней, собственно больше не на что было смотреть.

[300x400]

Но завораживало взгляд именно это серое пыльное однообразие забора, словно бы нашептывающего: I'm old as land (Я стар как земля. Но почему-то по-английски. Впрочем, наверное, это из более поздних времен: времен, когда я слушал густую и медленную блюз-роковую музыку – Лед Зеппелин и все такое – вполне адекватную местной атмосфере и звуковому фону, всегда бывшему пограничным между африканскими шаманскими бубнами и индийской метафизикой ситара и таблы), но, на самом деле, иссушенного солнцем, как и задубевшая кожа азиатских стариков, от силы за пару десятков лет. Это аскетическое, скудное зрелище, можно даже сказать – отсутствие такового, вдохновляло детскую фантазию куда пуще городских окон, с их разноцветными занавесками, необычным и порой даже таинственным светом. Эти стены скрывали в себе и за собой больше неведомого, живо напоминая о Синдбаде, Алладине, Али-бабе и других героях из зачитанных до дыр "Восточных сказок". И, конечно же, напоминая о дворе моей прабабушки, к которой я, дитя города, приезжал иногда погостить. Я не оговорился, сказав "двор". Когда вы оказываетесь в деревне, именно двор, особенно если он отгорожен от всего остального мира высоким забором, становится вашей вотчиной, маленькой империей, отданной прабабушкой (эдакой старой регентшей, к примеру, Ци Се – бабкой Пу И, последнего китайского императора) в ваше почти полное распоряжение.

[295x400]

В отличие от городского двора, где ты проводишь время с друзьями, здесь ты один и уже не зависишь от капризов, желаний и игр твоих товарищей, особенно – старших, вечно норовящих захватить власть в свои руки. Здесь ты придумываешь все: от названия твоего государства, до мелочей типа оросительной системы (внучек, говорит прабабушка, перекрой здесь воду и пусти ее на эти грядки), дорог (тропинок, выстланных камнем или битым кирпичом, от дома к сараю, или между пышным рядом цветов и более блеклыми помидорами и огурцами – к хлеву, или же к топчану, т.е. айвану – твоей летней резиденции) или аграрного сектора (огород, коза, три барана, корова, десяток кур, ненавистный петух и страшные индюки). И в этом, созданном тобой государстве, ты обречен жить вечно, постоянно возвращаясь сюда (сколько бы тебе ни было – шестнадцать, двадцать четыре или тридцать два), но, к сожаленью, не вернувшись уже никогда. Потому что возвращение – невозможно. Ты перерос этот мир, и уже он оказался в тебе, а не ты в нем. И больше никогда, никогда ты не сможешь вновь стать творцом чего-либо подобного – живого, реального, идеального – в том смысле, в каком ты всю жизнь будешь искать схожее идеальное мироустройство, где нет войн и врагов, обмана и предательства, безденежья и болезней, где есть только сладость открытия новых, неведомых областей, и щемящее чувство, соединившее в себе и смелость, и гордость, и упрямство, и страх перед новым порогом, новым шагом и тайной, в преддверии которой ты стоишь, оказавшись, например, в давно не посещаемом закоулке двора, в междустенке у забора, забитом невиданными предметами. Или – возле окна покосившегося маленького домишки, давно приспособленного твоим дядей под кладовую. Меня туда не пускали. На двери висело тяжелое полукружие замка. Окно было маленьким, с тонким рамочным перекрестьем, на котором стекла держались лишь за счет обильного слоя замазки, скорее всего – пластилина. На него наложилось несколько поколений небрежно наброшенной с обоих сторон краски, в силу чего окно состояло из четырех полукруглых глазниц. Они таращились на мир подслеповатым и мутным паучьим взором: по-старчески равнодушным, в меру брюзгливым, в меру – усталым и грустным. Многолетняя пыль не стиралась, да и вторая линия обороны – пыль изнутри – была также непроницаема.

[452x400]

Там был мир незнакомый, хранящий свое волшебство и богатство, как и пещера Сим-Сим, и я был убежден, что там меня ждут открытия более великие нежели те, что сулили школа и книжки. Это была таинственная страна Давань (Восточный Туркестан, Ферганская долина), лакомый кусочек для империи Цин, многократно и безуспешно пытавшейся овладеть ею, ее "крылатыми лошадьми" и "золотыми персиками". Конечно, эти сравнения – плод моего сегодняшнего воображения, но до сих пор я храню память об этом первом и, наверное, единственном заколдованном месте, где побывал. А случилось это очередным летом, когда я впервые увидел открытой дверь – старую, иссохшую, со следами былого великолепия резного ажурного орнамента. Мне уже было восемь или девять и наверное поэтому дядя разрешил мне остаться, наказав быть осторожным и ничего не трогать. Потрескавшаяся кожа чересседельников; сбруи с металлическими бляшками, испещренными арабской каллиграфией; старинные медные подносы и кувшины; осколки глиняной посуды, завалявшиеся где-то в углу, с узорами, подобные которым я встречал позже лишь однажды – в альбоме персидского искусства XI века; разнообразный инвентарь и домашняя утварь, предназначение которой не могла объяснить мне даже прабабушка; пучки каких-то трав, названия и свойства которых также затерялись во мгле времен; ржавый угольный утюг; тульский самовар 1897 года; несколько фарфоровых тарелок конаковской мануфактуры, с двуглавым орлом на клейме; запыленная, как и все вокруг, фотография моего прапрадедушки – в дорогом азиатском халате, в чалме, с лентой наперевес и кучей орденов. Фотография была несколько раз переснятая, и что это за ордена разобрать было уже невозможно. Я принес фотографию в дом и стал расспрашивать прабабушку. И узнал много занимательного и неожиданного. Я узнал историю своей семьи, начиная с тех далеких времен, когда ее отец и тесть были знатными владетельными людьми, мингбаши (тысячниками, т.е. полковниками по армейской табели о рангах). Узнал, что половина земель, на которых теперь располагался городок, принадлежала до революции нашей семье. Что наш дом был двухэтажным, самым большим в городке. Позже его отобрали и устроили там сельсовет, милицию и тюрьму, а потом снесли (возвышение, на котором стоят нынешние постройки – остатки былого фундамента) и огромный двор разделили на несколько участков, на одном из которых мы теперь живем. Что отец ее не желал враждовать и воевать, и был лоялен ко всем во времена гражданской войны, и "резал баранов" и басмачам и красноармейцам, когда кто-то из них в очередной раз "захватывал" город. Что однажды его попросили отвезти выкуп "советам", схватившим нескольких басмаческих главарей. Что он сделал это, все были освобождены, а его на обратном пути убила разъяренная толпа, во главе с юродивыми, дервишами, обвинившая его в том, что он продался кяфирам (неверным). Что бывшие когда-то в его услужении люди, попытавшиеся ночью похоронить тело (а это было строго запрещено, ведь предатель, и чтоб другим неповадно было), были жестоко избиты.

[323x400]

Его все же смогли через несколько дней похоронить другие знакомые семьи, рассказавшие об этом лишь спустя три десятилетия. К тому времени пошла молва о целительной чудодейственной силе молитвы на безвестной могиле. Это была могила моего прапрадеда. К последнему факту я, правда, отношусь в меру скептически, но сила уверенности моих родственников в достоверности информации убеждает и меня, хотя сам я там не был и не встречал людей, ощутивших на себе воздействие этого места, ставшего уже, по словам моей матери, культовым – местом паломничества окрестных и не только жителей. (А несколько лет назад именем моего прапрадеда назвали махаллю в городке, откуда родом наша семья.) Прабабушка рассказала и о своем муже, пробывшем в лагерях и ссылке с 1937 по 1955 год, а до этого разругавшегося с отцом из-за своих, как я понимаю теперь, джадидских, интеллигентских замашек (во всяком случае, были упомянуты его европейский костюм и пролетарская кепка, надетая взамен традиционного головного убора – тюбетейки), преподававшего русский язык в школе, скрывавшегося в горах от басмачей, занимавшегося мелиорацией и орошением. Я узнал о выведенном им уже после возвращения с поселений, из-под Красноярска (вот откуда в доме была охотничья двустволка) медовом, сладчайшем сорте урюка, что рос и в нашем дворе и по всей округе. Узнал я и о моем деде, так и не увидевшем мою маму, родившуюся через два-три месяца после того как он ушел на фронт, и пропавшем без вести под самым Берлином в 45-ом. Узнал о ее дочери, моей бабушке, которая в 1942 году, едва родив дочь, вынуждена была проводить по двенадцать часов в день на уборке хлопка, и о медали с профилем Сталина на обороте ("За помощь фронту", кажется она называлась), которую ей вручили уже после войны... Вот чем в итоге оказалось для меня это окно, и в самом деле открывшее намного больше, чем школа и все прочитанные позже книги. Она приоткрыла завесу совсем не выдуманного ребенком мира, полного фантазий и сказочных небылиц, а настоящую историю, в которой, к моему удивлению, я уже принимал участие самим фактом своего существования – историю моей семьи и этого огромного мира, где мы в добрый или недобрый час оказались, с его бездной лет, жизней, свершившихся и не свершенных судеб, трагедий и слез, маленьких радостей и умирающих вместе с умирающими разочарований, и смирения, неимоверного смирения, лишь за счет которого этот мир и существует.

[416x400]

За счет которого сейчас живу я. Об этом я задумываюсь теперь, проходя порой по узким кишлачным улочкам и поглядывая на морщины глинобитных заборов, прислушиваясь к доносящемуся детскому смеху или к голосам перекрикивающихся – на тюркском или таджикском – невидимых хозяек, и вспоминая монотонный надтреснутый голос прабабушки, рассказывающей на полузнакомом мне красивом языке, на фарси, историю заполнившую меня знанием и пониманием, отголоски которых и через два десятка лет дают о себе знать, проявляясь в виде некой интуиции, удерживающей меня от чего-то или направляющей, заставляющей все время балансировать на грани вкусовых ощущений: сладости жизни и горечи бытия, заставляющей вечно искать тот, утраченный с детством мир. Эта наполовину понятая мной история, которую я впитывал, пока прабабушка (уже после ее смерти, мне было тогда двадцать два, я узнал ее имя. Все и всегда звали ее Бувам Калон, т.е. дословно – большая, старшая бабушка. Конечно, Хадича в сравнении с гордой и звучной фонетикой семейного, ставшего естественным и принятым всеми в махалле прозвища, звучало совсем по-девчоночьи) вела тяжелую нить повествования сквозь прозрачное стекло канувших лет, была окрашена в зимние тона. Был январь, каникулы, я учился уже в третьем или четвертом классе, в комнате было натоплено, а за окном был двор и монотонно, как и рассказ, опадавший снег. Чуть позже я вышел, мне нравился сочный хруст снега под ногами и снежинки, таявшие на лице, приятно бодрили. Мне было радостно и спокойно, я решил залезть в кладовую, благо теперь знал где висит ключ. И вот там, пока я разглядывал в полутьме свое единственное, недвижимое наследство, вернее – его материальные останки, я вдруг отчетливо понял нечто, что вытеснило навсегда простой и ясный детский взгляд на жизнь, лишило меня радости и покоя, подаренных снегопадом в безветренный и тихий январский день. Я увидел комнату и все, что в ней находилось, наполненное истинным спокойствием – вечным и неизменным. А за окошком был мир, впервые рассмотренный мной сквозь вековую пыль – изменчивый и изменяющий, забывший о тех, кто его покинул и оставшийся оставшимся: на время. Я увидел землю, покрытую снегом и испещренную следами всех когда-либо ступавших по ней: это был не белый снежный наст, а бурая глиняная слякоть. И я понял, что тоже когда-нибудь покину ее насовсем. Мне захотелось остаться в тишине и безвременье этого темного и пахнувшего пустотой помещения, но было холодно – я просидел там, забившись в угол, не более получаса. Тот двор, увиденный мной с оборотной своей стороны, остался в далекой неведомой стороне. Я едва ли туда смогу вернуться, даже если захочу. Потому что там осталось и мое детство. Я покинул его, конечно, уже навсегда. Но негатив постоянно со мной: это альпинистские очки, что скрадывают яркость света в безоблачный зимний день, когда блестит и ослепляет и солнце, и снег, и когда в мире нет и миллиметра пространства, не радующегося, не открытого чудесному дню и легкости, с которой мрак отступает, с которой проступает радость и реальность бесконечного бытия. Пусть и вне детства. Главное – пусть.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Demi_ra 17-10-2010-16:56 удалить
Интересно и грустно...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Прекрасный рассказ об окнах | prosto_mariay - Дневник prosto_mariay | Лента друзей prosto_mariay / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»