В блоге открылся свежачок - очень важный раздел
Ничто живое не существует само по себе. Поэтому отношение ко всему живому - это часть самого человека.
Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных.
Общение с собакой исцеляет, и тем более детей – давно уже известно это непостижимое явление. Казалось бы, не имеющее объяснений с точки зрения здравого смысла.
Не грузись, читатель. Все вопросы сразу отпадут, если ты обратишься прямо к корням – великим изначальным корням слова.
Ведь любое общение – соединение душ, делание чего-то общим, ведущее к единению любого рода и в любой форме – ис-целяет, делает целым, целостным. Все то, что именно от собаки мы и получаем в неограниченном количестве.
Противопоказаний для такого лечения практически нет. А положительный эффект от этой терапии специалисты считают огромным. Даже у детей с такими серьезными заболеваниями, как аутизм и ДЦП.
Но не стоит ли и нам самим, наконец, поучиться мудрости исцеления у такого упрямого «перста свыше»? Указующего нам на столь безотказный рецепт от болезней – редкостный состав необыкновенных царских капель самого странного и великодушного «датского короля» нашей природы, не зря с некой тайной миссией сопровождающего нас на протяжении всей истории человечества?
Безмолвного короля, взявшего на себя именно свыше обязанность защищать нас и наших детей при помощи самого странного, но самого мощного в мире оружия - безграничного обилия любви. Но не от внешних врагов и бандитов, как ошибочно веками думаем мы, а от еще более опасного и страшного врага - от самих себя...
Наряду с вопросом "что это", основной вопрос дошкольника
"зачем".
Очень показателен эпизод, который приводят Л.С.Выготский и
А.Р.Лурия .
Алик, 5 лет 5 месяцев.
Вечером через окно увидел Юпитер.
- Мама, а зачем существует Юпитер?
Я попыталась ему объяснить, но неудачно. Он опять пристал ко мне.
-Ну, зачем же существует Юпитер?
Тогда, не зная, что сказать, я спросила его:
-А мы с тобой зачем существуем?
На это получила мгновенный и уверенный ответ:
-Для себя.
-Ну, и Юпитер тоже для себя.
Это понравилось ему, и он удовлетворенно сказал:
-И муравьи, и клопы, и комары, и крапива тоже для себя?
-Да.
И он радостно засмеялся.
У детей есть большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.
Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.
Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.
Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств.
Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности.
Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.
Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.
Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему
(появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.
Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение экологических проблем невозможно без самым серьезным образом организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с ребенком.
Сейчас становится очевидным, что взаимоотношения человека с окружающим миром
должны отвечать принципам универсальной этики Швейцера - человек должен уважать все живое.
Это принцип биоцентризма, и в случае формирования у ребенка биоцентрического мировоззрения,
выигрывает и общество: биоцентрическое мировоззрение предполагает уважение
к интересам всего живого, и людей, и животных.
ВИТА, центр защиты прав животных,
статья "Воспитание этичного отношения к животным как часть нравственного воспитания" здесь
Не всегда понимаешь, кто в этом союзе за главного. Тайна же в том, что нередко именно собаки, как старшие товарищи, заботятся о самих детях.