Это цитата сообщения
золотой_лист Оригинальное сообщениеИскусство филиграни
[показать]
Филигрань (или же скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла.
Название филигрань происходит от двух латинских слов-«филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.
[показать]
Техника филиграни или скани состоит в образовании сложных кружевных узоров вручную из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т. д.
[показать]
В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления).
Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
[показать]
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.
[показать]
Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань-это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.
[показать]
Примером ажурной филиграни могут являться плоских форм броши, примером фоновой-кулоны, серьги конусных и цилиндрических форм. Элементы ажурной и фоновой филиграни очень разнообразны и многочисленны по форме, размерам, названию.
[показать]
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия
и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается.
[показать]
С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль.
[показать]
[показать]
Орнамент филиграни может быть геометрический - зигзаги, волны, круги, полукружия и более сложные фигуры, но преобладающим является растительный.
[показать]
Основные мотивы - цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков. Главный элемент, из которого создается узор - "завивка" - овальный моточек проволоки, сочетающий ажур и плотный непросвечивающийся виток. Крупные формы, составляющие основу узора, выделяются на фоне маленьких завитков, выполненных из более тонкой проволоки.
[показать]
[показать]
Самыми знаменитыми являются филигранные работы русских мастеров села Красное: ювелирные украшения и бытовые предметы, выполненные здесь, экспонировались на всемирных выставках в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939). Артели "Красный кустарь" (с. Красное) за филигранные изделия была присуждена на Всемирной Парижской выставке 1937 года золотая медаль.
[показать]
[показать]
В настоящее время ювелирным искусством занимаются на Казаковском предприятии художественных металлоизделий. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Особенностью казаковских изделий является самостоятельное значение филиграни, она не применяется как часть украшения металлического предмета, как накладка на металл.
[показать]
[показать]
Эти изделия целиком ажурные. По своему назначению работы казаковских мастеров - вещи бытовые. Это конфетницы, подстаканники, вазы, шкатулки. Вместе с тем, в последнее время выполняются ювелирные работы по заказам Православной церкви - оклады икон, кадильницы, ларцы для святых реликвий. Для казаковских изделий характерен, в основном, белый цвет посеребренной медной проволоки. Словно инеем покрыты ажурные произведения народных мастеров, они завораживают серебристо-белым цветом русской зимы, придавая вещам звонкость заснеженных полей, торжественность и чистоту морозного леса...