Джеймс Энсор (James Sidney Edouard, Baron Ensor, James Ensor) - бельгийский художник, график и живописец
13 апреля 1860, Остенд — 19 ноября 1949, там же
[показать]
1881 le Salon bourgeois the middle-class Living room
[показать]
1880 Le lampiste
[показать]
1883 Portrait de la soeur de l'artiste Portrait of the sister of the artist
[показать]
1880 La dame a l'eventail
[показать]
1879 Portrait de l'artiste dit petite tete Portrait of the artist known as small head
[показать]
1880 La Dame au parasol rouge
[показать]
1882 La mangeuse d'huitres The mangeuse one of oysters
[показать]
1879 Portrait de l'Artiste dit grosse tete Portrait of the Artist says large head
[показать]
1881 La Dame sombre
[показать]
1881 Portrait du pere de l'artiste Portrait of the father of the artist
[показать]
1879 Willy Finch dessinant Willy Finch drawing
[показать]
1880 Une coloriste
[показать]
1880 La femme au chale rouge
[показать]
1879 Portrait de l'artiste au chevalet Portrait of the artist to the rest
[показать]
1881 Musique Russe Russian music
[показать]
1883 Ensor au chapeau fleuri Ensor with the flowered hat
[показать]
1879 La fille au nez retrousse The girl with the turned up nose
[показать]
1881 La Dame en Bleu
[показать]
1882 Portrait de Willy Finch Portrait of Willy Finch
[показать]
1881 L'apres-midi a Ostende The afternoon in Ostend
Джеймс Энсор родился и жил в бельгийском портовом городе Остенде. Его отец, англичанин, держал лавку, в которой продавались экзотические товары. Морские раковины, карнавальные маски, разнообразные сувениры с детства окружали будущего художника.
В 1877 г. Энсор поступил в Брюссельскую академию художеств. Через три года он вернулся домой и начал работать самостоятельно. Вначале он увлёкся импрессионизмом. Однако искусство старых голландских и фламандских мастеров, с работами которых художник познакомился в Брюсселе, оказало на него не менее сильное влияние (это чувствуется в полотне «Пропойцы», 1883 г.).
В 1883 г. Энсор отказался от импрессионистической манеры и незатейливых бытовых сюжетов. Тема, начатая живописцем в 1883 г., — взгляд на человеческое общество как на маскарад. Слова английского писателя Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Энсора. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли, желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души, необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица». «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — говорил художник.
Энсор был одним из организаторов группы «XX» и постоянно выставлял свои произведения в её брюссельском салоне. Однако даже в кругу единомышленников он не всегда находил понимание. Публика откровенно смеялась над его картинами, критика обходила их молчанием. Лишь в 1908 г. друг художника бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил его творчеству серьёзное исследование, где оценил не только живописные, но и графические произведения Энсора.
Художник обратился к графике примерно в 1886 г. В офорте «Собор» (1886 г.) огромный готический храм как будто висит над площадью, подавляя её своей массой. Под ним растеклась людская толпа; она безлика и однообразна, но суетлива и деятельна. Как и во «Въезде Христа...», толпа делится на две части: ряды военных и гурьбу масок. Ей противостоит застывшая глыба собора. Солдаты оттесняют маски всё дальше от него. Карнавал превращается в трагедию.
80-е гг. стали вершиной творчества Джеймса Энсора. Позднее он только повторял уже найденные решения и не искал новых путей. Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей. Слава пришла к нему поздно, в 1929 г. За двадцать лет до смерти мастера в Брюсселе прошла его первая большая ретроспективная выставка, после которой он получил титул барона. источник
Pinacoteca