Свою фамилию этот художник получил от места своего рождения - поселка Хемскерк близ Харлема. Он учился сначала в Дельфте, а затем в Харлеме в мастерской Скореля.
Хемскерк был прекрасным портретистом. Об этом крaсноречиво свидетельствуют, в частности, парные портреты, изображающие Анну Кодде за прялкой и ее супруга Питера Биккера (1529). Portrait of Anna Codde 1529 [568x699]
Они говорят о прекрасном чувстве целого, о глубоком понимании традиции нидерландского искусства.
Portrait of Pieter Bicker Gerritsz. 1529 [571x698]
Не менее интересен "Семейный портрет". Family Portrait 1530 [700x591]
В 1532 году Хемскерк, будучи уже зрелым мастером, на длительное время уехал в Италию. Пребывание в Италии стало поворотным пунктом в биографии Хемскерка. Здесь он тщательно изучал античные памятники архитектуры и скульптуры, увлекся творчеством Микеланджело и маньеристами. Весьма показательна для романизма Хемскерка этой поры его картина "Св. Лука, рисующий богоматерь" (1532). Художник изображает евангелиста Луку среди античных статуй. St Luke Painting the Virgin and Child 1532 [699x500] St Luke Painting the Virgin and Child (detail)1532 [581x699]
Когда в 1535 году Хемскерк возвратился в Харлем, он уже совершенно иначе, чем прежде, понимал искусство живописи. Свои большие композиции на религиозные темы художник начал строить намеренно усложнение, реалистичность написания отдельных частей полотен стала подчиняться у него условной трактовке сюжета в целом. Жесты и позы приобрели в ряде произведений Хемскерка чисто зрелищную, театрализованную эффектность Momus Criticizes the Gods' Creations 1561 [699x483] Triumphal Procession of Bacchus 1537-38 [699x358]
Все это свидетельствовало о влиянии живописи маньеризма, распространявшейся тогда уже во многих странах. Но при всей фантазии, казалось бы, неистощимом разнообразии приемов, временами ощущается чисто рациональный расчет. Портрет женщины, 1540 г. [613x699]
Свою портретную живопись поздней поры Хемскерк также связывал с пластическими принципами итальянского искусства. Ему казалось, что создать искусство, отвечающее новому мировоззрению, можно только обращаясь к античности. Lamentation of Christ 1540-43 [602x699] Lamentation on the Dead Christ 1566 [699x516] Man of Sorrows 1532 [583x699] Venus and Cupid 1545 [700x460] Annunciation 1546 [682x699] The Crucifixion 1543 [601x699] Crucifixion (Triptych) 1545-50 [699x607] Triptych of the Entombment (closed) 1559-60 [513x698] Ecce Homo Triptych 1559-60 [700x474]
Интересно графическое наследие Хемскерка, его гравюры и рисунки. The Unhappy Lot of the Rich 1560 [699x476]
До сих пор, например, римские зарисовки Хемскерка являются незаменимыми при изучении старого Рима. Sculpture Court of the Casa Sassi in Rome1532-37 [661x699] Self-Portrait in Rome with the Colosseum1553 [700x547] Portrait of a Lady Spinning 1531 [569x699]
Хемскерк был также великолепным мастером натюрморта.