Когда в 1776 г. Александр Рослин (1718-1793)по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.
Живописец и портретист, он родился в семье врача, в шведском городе Мальме. Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. С 1736 по 1739 год Рослин учился у известного портретиста Г. Шредера в Стокгольме. После учебы работал в Швеции, а с 1745 - в Бранденбурге. В 1747-1751 годах знаменитый художник жил в Италии. Портрет дамы 1780г. [543x669]
В 1752 году Александр Рослин поселился в Париже. Он стал известен в высшем обществе и его портреты скоро привлекли внимание знатоков своей блестящей виртуозностью, которая выделилась даже в беспощадной Парижской конкуренции
Портрет мужчины в красном кафтане 1764г [449x575]
Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии. Девушка, украшающая статую Любви гирляндами цветов 1783 [518x699] Дама с вуалью 1768г
"Дама с вуалью" самая известная из картин Рослина. На портрете - его жена, Мария-Сюзанна, художница. Она изображена в одежде женщин из Болоньи (Италия). [500x648] Перед первым свиданием 1755-60гг [500x610] Чарльз-Антонио де ла Рош-Эмон,архиепископ Реймса (Франция) ~1769 [499x567]
В 1774г наследный принц, будущее Густав III, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. София Магдалена, королева Швеции 1775г [550x692]
В январе 1776 года, Рослин получает приглашение в Россию, чтобы написать парадный портрет императрицы Екатерины II. Портрет Екатерины II 1776-77 [291x340] [485x699]
Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 году описал мастерскую Рослина:
"Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые oн писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом".
Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее "шведской кухаркой, грубой и простой Портрет великого князя Павла Петровича 1776-77г [345x454] [468x699] Портрет великой княгини Марии Федоровны
Мария Федоровна (1759-1828) — вторая жена императора Павла I [323x466] [473x699] Портрет И.И.Бецкого (1704 - 1795) 1776-77г.
Екатерина, знавшая Ивана Ивановича Бецкого с самого приезда своего в Россию, приблизила его к себе, оценила его образованность, изящный вкус, его тяготение к рационализму, на котором и сама воспиталась. В дела государственные Бецкой не вмешивался и влияния на них не имел; он отмежевал себе особую область - воспитательную. Указом 3 марта 1763 г. на него было возложено управление Академией Художеств, при которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома
По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное общество благородных девиц" (впоследствии Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 г. он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах. [544x699]
В 1773 г., по плану Бецкого и на средства Прокопия Демидова, было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и особенно на развитие воспитательных учреждений.
В качестве директора канцелярии строений Бецкой много способствовал украшению Петербурга казенными постройками и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому (Фальконета), гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада.
Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорил: "Луч милости был, Бецкой, ты". Эти слова высечены и на надгробном его памятнике. Портрет графа З. Г. Чернышева
(1704 - 1795) 1770-ые гг
Граф Захар Григорьевич Чернышев, генерал-фельдмаршал (1722 - 1784), в 1744 г. назначен камер-юнкером к великому князю Петру Федоровичу, которому успел внушить особое доверие.
Вскоре Чернышев подвергся опале императрицы Елизаветы и переведен в армию. Во время Семилетней войны участвовал в сражении при Цорндорфе и при занятии Берлина. В 1761 г. император Петр III поручил ему командование войсками, назначенными для содействия Фридриху Великому против австрийцев. [560x680]
При Екатерине II Чернышев был последовательно вице-президентом военной коллегии, генерал-губернатором Белоруссии, президентом военной коллегии, градоначальником Москвы Портрет Х.М.Оболенской 1776-77г [500x637]
В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.
После России, уехал обратно в Париж, где и умер в 1793 году.