Рассматривая сакральные символы мы не можем не говорить о сокровенном и глубинном божественном смысле их. И особый интерес представляют неоднократные попытки великих правителей держав восстановить мир, прекратить войны. Особенно войны на основе религиозных распрей. Таким был Эхнатон. Такими были великие и мудрые правители Коммагены. Сегодня о них и пойдёт речь.
Многие надеются пройти весь коридор, открыть все двери лабиринта и прийти в центральный зал, где и будет храниться бесценное сокровище. Те, кто уже прошел, считают, что таким сокровищем является учение о Едином Боге.
Все учения о Едином от йоги недвойственного бытия (адвайты) и изначальной йоги (ади (ати) — йоги), вплоть до христианского мистического откровения, суть которого «Я и Отец одно», содержат в себе «вкус» первоначальной единой традиции.
Лишь в немногих недвойственных традициях сохранилось теперь это знание о божественном единстве. Ныне оно безнадёжно оторвано от своих пространственных «координат».
Но именно во времена установления пантеона богов в Коммагене великие мира сего, правители Комманены помнили о священном единстве религий и собственном божественном происхождении.
Коммагенская династия была армяно-греко-иранского происхождения. Среди предков коммагенских царей числились великий персидский завоеватель Дарий I.
Иногда властителей Коммагены связывают и с Ервандакидами или Оронтидами — царскими династиями Армении. На территории Коммагены мы видим взаимопроникновение греческой, персидской и армянской государственности. В таких условиях неизбежна либо межрелигиозная рознь, либо более дипломатичный подход — религиозно-культурная ассимиляция разных верований с сохранением достоинства и целостности каждого из направлений.
Митридат Каллиник
(100 до н. э. — 69 до н. э.)
Юность Митридата Каллиника проходила в атмосфере войн с Римом, которые вел его старший современник Митридат VI Евпатор (132-63 до н.э). Последний долгое время был соперником Рима на пространстве Малой Азии и не только.
Его поддерживали скифы, сарматы, фракийцы, германцы, киликийцы и армяне. Понт Эвксинский, так называлось тогда Чёрное море, стало «внутренним морем» его царства. В пределах малой Азии, Чёрного и Азовского морей Митридат VI Евпатор пытался сохранить дух именно эллинизма, в противовес «железному» римскому владычеству, которое при всём своём достоинстве имело уже совсем другой внутренний дух и смысл.
Митридат Каллиник по-мимо божественного имени приобрел прозвище «доброго победителя» или «Победителя Красотой». Есть версия, что «каллиником» он был назван за «победы» в установленных им играх, которые сравнивают с олимпийскими. При этом надо понимать, что современные «олимпийские» игры, ныне чисто спортивные по своей сути, в древности были действом духовным.
именно Митридат Каллиник начал «духовные» реформы, продолженные его сыном Антиохом, окончательный смысл которых остался для нас неведом.
Антиох Теос — «Друг греков и римлян»
(69-40 до н. э.)
Он продолжил деяния своего отца. Вероятно, именно при нём были воздвигнуты сохранившиеся ныне святилища.
Сложно судить, насколько это ему удалось. Слишком мало письменных источников сохранилось с тех времён. На мой взгляд, наряду с египетским фараоном Эхнатоном, он является одним из величайших религиозных реформаторов, пытавшихся вернуться к «истокам», опыт которых скрыт и таинственен на уровне земном. Любопытно, что Нефертити и сам Эхнатон были, по некоторым своим предкам, уроженцами этих мест — мидийцами.
Если мы вспомним невероятно долгую и трагичную историю греко-иранских отношений, полную войн и разрушений, то богопочитание, которое хотел возродить Антиох Теос и Митридат Каллиник, можно уподобить тому, как если бы современные иудеи и арабы решили вернуться ко временам Авраама, и почитать Бога «как он есть», вне огромного количества реалий, которые делают сосуществование их, равновеликих по природе своей, видений мира, вместе почти невозможным.
По-видимому это удалось Антиоху и хотя бы несколько поколений жителей Коммагены смогли уйти в иные миры с чистой совестью неразорванного религиозными противостояниями сознания.
Если вы хотите изменить или исправить мир — поменяйте ваше понимание времени. Правильно соотнесите его с вечностью. Чтобы вернуться к «золотому веку» человечества — необходимо начать жить во времени «золотого века». С этого и начал Антиох Теос — установил изначальный счет «времени» в государстве, ему подвластном. Он провел «календарную реформу», которая позволяла не только увидеть последовательность проведения ритуалов и праздников в честь Богов, но и соотнести прошлое с будущим, привязав их к абсолюту. Такой календарь неизбежно увязывал религиозные представления той эпохи с древним изначальным циклом. Его отголоски прослеживаются повсюду. Календарь Антиоха Теоса во многом связан с египетским: цикл луны и Сотис (Сириус) были его основой и праздновались 10 и 16 лунные дни. Интересно отметить, что в тибетском митраизме и буддизме эти Дни есть праздничные. Это дни Падмасамб-хавы и Полнолуние (15-16 дни лунного месяца).
Почитание Сотиса иногда рассматривают знаком посвящённости Антиоха Теоса в герметизм.
Антиох, следуя своему отцу, сделал попытку возродить первоначальное единство божеств индоевропейцев. Некоторые исследователи, к примеру Гельмут Вальдман соотносят святилище Нимруд Дага с праиндоевропейскими-ведическими, ставя вопрос о его связи с культом Сомы (Хаомы). Обращаясь к собственным истокам, Антиох в первую очередь отождествил греческого верховного бога неба Зевса и высшее божество древних иранцев Ахура-Мазду.
В любом случае, предприятие Антиоха весьма радикально, имея в виду особенно то, что через всю историю индоевропейцев проходит противостояние «девов» и «асуров», составляющих два непримиримых божественных воинства, одно из которых находится на стороне света, а другое — на стороне тьмы. Тема эта велика и темна. Если для одних индоевропейских народов высшими светлыми богами были Асы, Асуры, Ахура Мазда, то для других Девы, Теосы, Зевс.
И во многом противостояние иранцев и эллинов, индусов и парсов в древности, да и другие, уже современные межрелигиозные конфликты, имеют на деле схожую природу.
«... итак, я выбрал это священное место и посвятил его всем богам... Я поместил священные изображения Зевса-Ахурамазда и Аполлона-Митры-Гелиоса-Гермеса, а также Артагнеса-Геракла-Ареса... и на одном из камней я изобразил себя восседающим на троне. Так я по восходящей линии отобразил божественный Порядок...» (Антиох Теос. Надпись в Западной Террасе.)
Пантеон Коммагены
Реставрация Пантеона Богов Нимруд Даг в Коммагене.
[439x506]