• Авторизация


Без заголовка 25-09-2009 21:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Учимся петь

 

 

1.Правильная работа мышц
2.Регистры
3.Строение голосового аппарата
4.Работаем над песней
5.Скажи НЕТ!!! 



Хорошо петь - задача не из лёгких!
Пройди каждый урок по-очереди и ты станешь настоящим(-ей) вокалистом (-кой)



Правильная работа мышц


 Правильная работа мышц.
Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп мышц, их дискоординация. Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц. Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.1
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.2
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз , затем возвращаем на место. Выполнять мягко, осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.3
Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-назад и влево-вправо.

Упр.4
Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки /поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего неба как можно дальше от передних зубов/.

Если у вас не получается выполнить все упражнения,- не отчаивайтесь. Вполне достаточно, если вы ограничитесь регулярным выполнением самых простых. Нащупайте на гортани кадык - самое широкое место. Возьмите его двумя пальцами и проследите за его движениями во время зевания. Кадык опускается вниз. Надо научиться фиксировать это состояние во время пения. Это и называется вокальным зевком. Опущенная, а значит свободная и немного расширенная гортань способствует красивому естественному выходу звука. Отсутствие лишнего напряжения на гортани - залог творческого долголетия исполнителя. Но не надо насильно тянуть гортань вниз и тем более держать ее руками. Правильное ее открытие достигается только ощущением зевка. Откроем рот перед зеркалом и постараемся "показать горло врачу" - опустить корень языка, поднять мягкое небо с маленьким язычком и сказать "А", открывая заднюю стенку глотки.

1/. Неправильно : язык стоит горбом, закрывая проход в горло, мягкое небо как бы лежит на языке.

2/. Правильно : горло открыто, язык свободно лежит, почти касаясь кончиком нижних зубов, мягкое небо поднято. При этом сохраняются ощущения зафиксированного зевка.

Малоподвижная небная занавеска /мягкое небо/ и язык мешают выходу свободного звука. Он становится плоским, гнусавым. Следующие упражнения тренируют подвижность мягкого неба, языка и гортани.

Упр.5
3-4 согнутых в кулак пальца вставляем в рот в качестве расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим буквосочетания НГА, НГО, НГЫ, НГЕ, НГУ, НГЯ. Голову не задираем, выполняем упражнение до ощущения усталости в области гортани.

Упр.6
Откроем рот. Резко выталкиваем язык наружу с таким ускорением, чтобы обратно он как бы запрыгнул сам.Представьте себе лягушку, ловящую комара. Старайтесь дотронуться языком до подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена. На первых порах можно придерживать себя за подбородок.

Работайте ритмично в удобном темпе до ощущения усталости мышц гортани. Следите, чтобы в каждом упражнении действовала только нужная группа мышц. Научитесь дифференцировать работу отдельных мышц вокального аппарата и произвольно ими управлять. Следите за дыханием, осанкой, не напрягайте плечи, шею.
 

 

 

Регистры

Регистры
Существует два однородных способа звукообразования: грудной и фаль-цетный (фистула):
грудной - полное замыкание голосовой щели, связки вибрируют всей своей мас-сой, гортань занимает относительно низкое положение. С акустической стороны наблюдается большое богатство звука оберто-нами, их сила;

фальцет - замыкание голосовой щели неполное, вибрируют лишь края связок. С акустической стороны звук гораздо беднее обертонами, чем грудной. Чистый фальцет как регистр профессионального оперного пения в расчет не принимается.

Грудной регистр подразделяется на три подрегистра: грудной, медиум (микст), головной.

У мужчин их два: грудной, головной.
У женщин - три: грудной, микст, головной.
Микст - это плавный переход от грудного звучания к головному и фаль-цетному (смыкание связок занимает серединное положение).

При миксте работают и грудной, и головной резонаторы. В этой работе (над микстом) очень важен слуховой контроль и поиск удобства в ощущениях. Певец должен избежать переломных нот, выравнивая голос посредством хорошо контролируемого дыхания и еле заметного изменения гласного звука в смысле более темной его окраски, называемого "прикрытием" гласного, поэтому есть термины "открытые" и "прикрытые" звуки.

Прикрытый звук - это звук более округленный по тембру с максималь-ным использованием верхних и нижних резонаторов и одновременным сохранением чувства опоры.

Прикрытые звуки легче воспроизводятся, если глотка в меру расширяет-ся, а гортань опускается ниже её нормального положения, то есть сохранением при пении вокального зевка. Сглаживание, выравнивание звуков делается забла-говременно с более высоких или низких нот. Злоупотребление открытым (белым) тембром, являющееся следствием неправильного формирования звуков в начальном периоде обучения, - есть одна из главных причин преждевременной гибели многих голосов. Особенно вредно пение открытым тембром для мужских высоких голосов.

Певицы, злоупотребляющие открытым звуком, скоро обнаруживают склонность к детонированию, тремолированию звука и быстрому изнашиванию голоса. Из брошюры Фучито и Бейера мы знаем, какую большую ежедневную работу проделывал Карузо (!) для выравнивания регистров и придания округлости звукам, в особенности на трудном переходном регистре.

О чем должен помнить начинающий, чтобы осилить эту задачу?
1. Следить за тембром голоса на средних (примарных) тонах. Окраска его должна быть приятная, округленная, не перекрытая, но и не открытая (белая).
2. Следить за правильностью, ровностью переходных тонов среднего регистра, не разрешать себе, своему голосу ломаться, изменяться - это обеспечивается смешиванием головного и грудного звучания.
3. Следить за тем, чтобы окраска звука была светлая и звонкая.
 

 

Строение голосового аппарата

Вступление

Если вы профессионально занимаетесь вокалом, вам просто необходимо знать строение вашего рабочего аппарата, хотя бы в общих чертах. Знания сократят ваш путь к успехам в вокале, уберегут от многих «подводных камней». Точная информация поможет «отфильтровать» сведения и не верить всем советчикам без разбору. К тому же, гораздо легче совершить действие, сначала подробно представив его процесс мысленно. Если вы никогда не учились петь или только начинаете, то, возможно, вам просто будет интересно познакомиться с вокальными терминами, узнать для себя что- то новенькое.
Весь голосовой аппарат состоит из 3ех отделов:
1. органы дыхания (направляют воздух) 2. гортань (с голосовыми связками) 3. артикуляционный аппарат (производит гласные и согласные звуки)
Органы дыхания.
За дыхание (если быть точным – за внешнее дыхание) отвечают мышцы, увеличивающие и уменьшающие объём грудной клетки, главным образом диафрагма и межрёберные мышцы, координируемые нервной системой. Основная работа приходится на процесс вдоха: ребра поднимаются, объем грудной клетки увеличивается. Потом, под влиянием тяжести стенок грудной клетки и эластичности лёгких мышцы сокращаются, ребра опускаются, а объем грудной клетки уменьшается. Выдох может быть пассивным - за счёт спадения растянутой во время вдоха грудной клетки, а вслед за ней и лёгких; активный выдох обусловлен сокращением тех же мышц. Самая сильная мышца из участвующих в дыхании - диафрагма. По форме( в расслабленном состоянии) она похожа на купол и находится на уровне солнечного сплетения. Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной. Когда вы делаете вдох, купол диафрагмы опускается вниз, уступая место наполненным легким; выдох – купол поднимается, легкие возвращаются на прежнее место. Движение диафрагмы напоминает колебание мембраны.

Самая сильная мышца «вдыхатель» и «выдыхатель» — это диафрагма. По форме (в расслабленном состоянии) она похожа на купол и находится на уровне солнечного сплетения. Диафрагма разделяет грудную полость от брюшной. Теперь представьте: вы делаете вдох, купол диафрагмы опускается вниз, уступая место наполненным легким; выдох – купол поднимается, легкие возвращаются на прежнее место. Движение диафрагмы напоминает колебание мембраны.



Дыхание – «фундамент» пения.
Повседневное бытовое дыхание мы не замечаем, оно рефлекторно. Вокальное надо осваивать сознательно. Если вы хотите, как можно дольше сохранить свой певческий голос, учитесь правильно дышать. Что для этого нужно?
вдох делать всегда носом
дышать не грудью, а животом, при чем самой нижней его частью (учитесь раздвигать нижние ребра)
распределять поток воздуха равномерно, он не должен быть слишком сильным и «давить» на связки. Когда вы открываете кран с водой, то регулируете напор воды, чтобы струя была не слишком сильной и не слишком маленькой. Дыхание в вокале должно быть таким же ровным и проточным.
Если дыхание «недобрать», то звук будет слабым и необъемным.Если дыхание «перебрать», то звук будет кричащим, надрывным, превратиться, в так называемое, пение «на связках», что неизбежно ведет к их травме.
Что такое форсирование голоса?
Это как раз то, что происходит со звуком, в результате «перебора» дыхания. Форсирование – попытка петь «большим» звуком, стараясь взять слишком высокие или низкие для данного певца ноты. Такой звук всегда сопровождается лишним напряжением мышц шеи и горла. Искусственное искажение тембра тоже можно назвать форсированием. Так же, форсирование может быть следствием временной усталости нервной системы, результатом слишком долгого занятия или пения в нездоровом состоянии. Одним словом, форсирование - это любое превышение возможностей вашего голосового аппарата, а, как правило, результат излишнего нажатия дыханием на горло.

Как развивать дыхательную мускулатуру?
«Пластичность» дыхания, силу, свободное обращение с ним певцу нужно нарабатывать дыхательными упражнениями. В прежние времена итальянские педагоги вокала подносили ко рту ученика зажженную свечу. Колебание или угасание пламени указывало на то, что ученик выдыхает слишком много воздуха, не используя его. Занятия со свечой продолжались до тех пор, пока техника вокального дыхания не доводилась до совершенства. Кроме таких упражнений со свечой можно посоветовать упражнения с книгами, которые кладут на живот в положении лежа и поднимают силой диафрагмы.

Как это может пригодиться в повседневной жизни?
«Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги.
Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте! Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:
защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т п.
насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее
развивает узкую грудную клетку
помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам)
восстанавливает работу организма, поэтому толстый – худеет, а слишком худой – поправляется

И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т.к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.

Гортань.
Гортань – трубка, состоящая из хрящей, связок и мышц. Внутри нее и располагаются ваши голосовые связки – эластичные перепонки, расположенные в гортани горизонтально (а не вертикально, как ошибочно думают многие).


Выдыхаемый воздух заставляет связки колебаться. Приблизительно так, как мы пальцем колеблем струны гитары. Сокращаются определенные мышцы и смещаются хрящи, что заставляет связки менять положение и натяжение – так в гортани рождается звук.


Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, их длины и натяжения. Опять таки, вспомните гитару: чем короче и сильнее натяжение струны (связки), тем выше звук. Еще высота голоса зависит от данных от природы толщины, ширины и эластичности связок. Сила голоса зависит от силы, с которой мышцы выталкивают выдыхаемый воздух. Тембр – своеобразная окраска голоса. Он зависит от индивидуального устройства гортани, рта, зева, носоглотки каждого человека.
Резонаторы. Слово резонатор говорит само за себя. В вокале – это зона акустического усиления звуковой волны. В пении резонаторы играют огромную роль. Во-первых, придают голосу силу и полетность, во- вторых, облагораживают тембр красками, в третьих, защищают голосовые связки от перегрузок, облегчая их колебания. Поэтому во время пения певец должен направлять звук в резонаторы.
Работу резонаторов певец хорошо ощущает из-за их сильной вибрации, такого легкого зуда, щекотания. Области резонаторов – это грудная клетка (нижний резонатор) и лицо (верхний резонатор) или, как ее называют - область «маски» (носовая полость, гайморовы пазухи, надбровная зона).


Петь «с резонатором» - значит ощущать вибрации в перечисленных зонах. Звук надо концентрировать в носу, но, при этом в звуке не должно быть «носа», т е носового гнусавого призвука.

Артикуляционный аппарат
Но даже самые разработанные связки и самое лучшее дыхание могут приводить к душераздирающему результату, если слабо тренирован артикуляционный аппарат: губы, язык, челюсти и мышцы лица. Оказывается, существуют люди, которые не слишком хорошо ими владеют – про таких можно сказать, что у них нечеткая дикция. Владение ртом – органом речи – работа не одного дня, оно требует специальной тренировки. Особенно, если учесть, что в пении справляться с дикцией сложнее на высоких и низких нотах.
Ми-ме-ма-мо-му…
Это не детская считалочка – это один из самых простых способов разработать хорошую артикуляцию. Очень сильно ошибаются те певцы, которые считают, что произнесение слов в пении не столь важно, как вокал. Именно слово отличает пение человека от пения птиц. Слова, соединенные с музыкой в единое целое могут сильнее воздействовать на слушателя, чем одна музыка. Поэтому, обучаясь вокалу, не стоит забывать о такой полезной вещи, как дикция. Вокальная дикция не меньше важна, чем разговорная. В обычной жизни люди с хорошей дикцией обращают на себя внимание, внушают большее доверие, лучше налаживают контакт с собеседником. Тоже и в вокале. Только здесь ваш собеседник – слушатель. Певец гораздо выразительнее и интереснее, если хорошо «подает» текст. Плохая дикция певца даже раздражает ухо. Занимаясь вокалом, тренируйте хорошее произнесении слов. Это отлично поможет вам наладить дикцию и в разговорной речи.
 

 

Работаем над песней

Работаем над песней:-) Любое дело требует обстоятельного подхода. Попытка проглотить слона целиком, как правило, приводит к печальным последствиям. Поэтому, когда вы приступаете к работе над новой песней, не стремитесь сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т.д. разделите "слона" на части. Такой подход приводит, как ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату. Первое, что вы должны сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам. Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не уверенно и, как следствие, грязно, "мимо денег". Гораздо правильнее вокалировать мелодию на удобную гласную. Таким образом, вы изолируете музыкальную составляющую песни и естественно. Можете уделить ей больше внимания. Я предлагаю круглую "о", переходящую в "у" на высоких и в "а" на низких нотах, в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении и слог "нэй" или "мяу", если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста. Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило таково - меняйте дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делайте активный вдох носом, в остальных случаях используйте активный выдох со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько раз, определите возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке). Изолируйте их от основного материала и почитайте как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведите темп до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи. Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи, придумайте или вспомните ситуацию, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это даст вам возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это даст вам возможность уложить песню в вокальном аппарате, "впеть" ее. Теперь запишите свое исполнение на магнитофон и постарайтесь объективно оценить запись. Не поддавайтесь первой реакции: "Все плохо!!!" или "Все отлично!" послушайте еще раз, уделите внимание мелочам. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи? Исправьте недостатки и запишитесь снова. Для качественного ремесленного исполнения этого часто бывает достаточно. Но если песня глубокая и сложная, текстовой материал интересен, можно пойти дальше. Поищите звук, задействуя поочередно разные резонаторы, разные приемы звукоизвлечения. Придумайте вокальные украшения, альтерируйте мелодию в пределах общей музыкальной концепции, импровизируйте с ритмом, поменяйте фразировку, сместите кульминацию. Иногда песня от этого сильно выигрывает, иногда меняется до неузнаваемости. Задача для вашего интеллекта - определить эту грань, чтобы не испортить, а украсить музыкальный материал, не перегрузив его бесплодными опеваниями и бесконечными ритмическими сбивками. Записывайтесь как можно чаще на магнитофон, слушайте и делайте выводы. Это лучший способ отделить зерна от плевел.
 

 

 

 

Скажи НЕТ!!!

Скажи НЕТ:1. Не курить. Это плохо сказывается на твоих связках

2. Не кричать. Нельзя петь крича. Это не правильно и есть все шансы
сорвать верха или "посадить" голос.

3. Разогреваться спиртным. Бытует мнение, что распевку может заменить рюмка коньяка. Теперь представим себе спортсмена, выпившего перед выступлением. Алкоголь учащает пульс, усиливает приток крови в том числе и к голосовым связкам. В результате они разбухают, но не растягиваются. Разогрева, как такового не происходит. То, что вам стало море по колено, совершенно не говорит о готовности вокального аппарата выполнить ваши наполеоновские задачи. Вы подобны существу с мускулатурой мухи и самомнением слона. Поэтому 90% срывов голоса приходится на такие “разминки”.

4. Постепенно снижать напряжение. Профессиональный вокалист после продолжительного концерта или репетиции не сразу перестает петь. Нагрузку необходимо снижать постепенно. Это очень важно для того, чтобы голосовые связки вернулись в обычное для них состояние покоя. По окончании пения ваш разговорный голос должен звучать обычно (не выше и не ниже), и вы должны быть в состоянии спеть самую низкую ноту вашего диапазона.
Это свидетельство того, что связки расслабились, и все накопившееся напряжение ушло. Если в течении концерта с голосом не происходило ничего непредвиденного, то для такого расслабления достаточно спеть несколько раз хроматическую гамму на "И" или закрытый звук от удобной ноты из середины диапазона до самой низкой вашей ноты, а затем немного помолчать. Если же голос каким-то образом пострадал, необходимо сделать эту процедуру несколько раз до достижения эффекта. Поможет также горячий душ и теплое молоко или некрепкий, а лучше - травяной, чай. Если же усталость голоса сохраняется и наутро, то лучше несколько дней не петь, а затем начать с упражнений, постепенно приводя голос в рабочую форму. Очень важно в таком случае проанализировать ситуацию и понять, в результате чего произошел сбой в работе вокального аппарата. На самом деле, причиной нездоровья может являться не сам концерт, а вечеринка после.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Daf_Flyer - Дневник Daf_Flyer | Лента друзей Daf_Flyer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»