Во дворе Черниговского Гефсиманского скита, там, где земля не покрыта асфальтной плиткой, появились первые проталины и из-под толстого слоя снега выглядывает зеленая трава. Покрытая тонкими льдинками, она и не думает замерзать, возвещая приход весны раньше жаворонков.
На расстоянии трёх километров от Свято-Троицкой Сергиевской лавры расположен приписанный к ней Черниговско-Гефсиманский скит. С середины XIX века и вплоть до установления советской власти он являлся одним из двух родственных, но все же самостоятельных скитов, находившихся по разные стороны Корбушинского, или, как его ещё называют, Верхнего Скитского пруда. Их история повторяет собой тяжкий путь народа от беззаветного служения Богу, низринувшегося до полного попрания святости и вновь возвращающегося к своим духовным истокам.
Возле деревянной, темной, чудом сохранившейся келии преподобного старца Варнавы каждый год распускаются бело-голубые подснежники – целая опушка! А под вековыми елями белочка живет. Сколько лет она там обитает – неизвестно. Но всегда одна, всегда быстрая и пушистая.
Вокруг монастыря, за красно-кирпичной стеной, украшенной витиеватыми башнями с ангелочками наверху, возвышается стройный, смешанный, в основном, еловый Гефсиманский лес. Если смотреть с высоты колокольни, то лес кажется густым и непроходимым. И тянется на многие километры до самого горизонта. От свежести морозного, но пахнущего уже по-весеннему талой землей воздуха немного кружится голова и радостью наполняется сердце. Как прекрасны окрестности Радонежские! Не зря в свое время здесь любили отдыхать цари. И даже строили дома для себя и придворных. Совсем близко от скита находится небольшое, но очень красивое озеро «Екатерининский пруд», названное так, видимо, в честь царицы.
Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники, несущие сейчас послушание экскурсовода, с удовольствием показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы верующим. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре.
Первые здания монастырю были переданы 12 лет назад и сразу начались восстановительные работы, которые продолжаются и доныне.
Основатели первых скитов
Наиболее ранний скит Троице-Сергиевой лавры – Гефсиманский – был основан в середине XIX века иноками, пожелавшими предаться более уединённой молитвенной жизни. Место для него они избрали на противоположном от лавры берегу Корбушинского пруда. Произошло это, как явствует из документов, в 1845 году, а уже через два года на ближнем берегу в Исаковской роще поселился весьма чтимый в те годы московский юродивый Филиппушка.
Прежде этот человек Божий был насельником лавры, но, испросив у настоятеля благословение на подвиг отшельничества, удалился от братии и в уединённом месте ископал себе земляную келью. Но это не была простая землянка, в каких нередко селились на Руси те, кому жизнь оказалась мачехой. Свою келью Филиппушка строил по образцу пещер, устроенных в Киево-Печерской лавре, где довелось ему побывать во время своих бесконечных странствий. Четыре года провёл юродивый в неустанных трудах. Постепенно к нему стали присоединяться и другие монахи. В результате их усердия в 1851 году был выстроен целый комплекс подземных ходов с маленькими кельями и пещерный храм, освящённый в честь Архангела Михаила.
Чудотворная икона и богомудрый старец
В 1852 году местная помещица Александра Григорьевна Филиппова пожертвовала для пещерного храма икону Черниговской Божьей Матери, получившую впоследствии известность как «Черниговско-Гефсиманская икона» и давшую название самому скиту. Её благодатная сила проявилась впервые, когда по молитвам перед ней получила исцеление парализованная крестьянка. Позже подобные случаи повторялись неоднократно.
В нашей стране икона почитается наравне с Крестом и Евангелием. Целительная сила икон, изображающих Богородицу, восходит к первообразу и объясняется действием Божией благодати, «немощная врачующая». «Черниговско-Гефсиманская» прославилась своими чудотворениями еще в прошлом веке. Было зафиксировано более 100 исцелений.
С начала семидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит приобретает особую славу. Это происходит потому, что в нём селится Василий Ильич Меркулов, ставший одним из ярких представителей российского старчества. Для беседы с ним в скит со всей страны съезжаются те, кто жаждет Божьей правды, а в январские дни 1905 года за духовной поддержкой после известных событий на Дворцовой площади приезжает император Николай II. В 1866 году Меркулов принимает постриг с именем Варнава.
Главные достопримечательности Гефсиманского Черниговского cкита - это пещерный храм, система подземных ходов и святой источник с целебной водой.
"Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г. при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры."
Начиная со второй половины пятидесятых годов XIX века Черниговско-Гефсиманский скит расширяется, и на его территории возводятся новые сооружения. В частности, была построена деревянная церковь святых преподобных Антония и Феодосия. Увеличили и пещерную церковь. Но основное строительство пришлось на конец столетия. Пещерный комплекс стал официально называться Черниговским монастырём.
Архитектура
А плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками. Территория небольшая, если сравнивать с Троице-Сергиевой Лаврой, и достаточно внушительная, если ориентироваться на собственные представления о том, что такое скит.
Центром архитектурного ансамбля является Черниговский храм (1886-1889). Под ним находится пещерная церковь, построенная в 1851 г. , что на 30 с лишним лет раньше.
Примечательна и пятиярусная колокольня скита высотой около 80 м. С 2009 г. на колокольне находится 18-ти тонный колокол.
В ворота под колокольней заходим на территорию скита.
Черниговский храм (вид из арки под колокольней)
Черниговский храм
У этого храма свой скорбный путь. В советское время здесь был продовольственный склад. И внутри здание «достраивали». Реставраторам Троице-Сергиевой Лавры удалось сделать эти неуместные нововведения незаметными. И уже стали привычными для глаза прихожанина ненужные перекрытия, расписанные растительным орнаментом, какой и был на стенах этого храма до революции.
В этом же соборе хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.
«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» - такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым престолом.

Сколько людей подходило к его золоченой и филигранно украшенной раке! Сколько было молитвенных воздыханий и тихо пролитых слез! Сколько получено исцелений и вразумлений! Одержимые нечистыми духами не выдерживают благодати святых мощей, такие люди падают, подходя к мощам святого. Поневоле задумаешься о своей жизни, правильно ли поступаешь, способен ли вот так же, как насельники скита, отречься от мира и себя, понести Крест Христов через всю жизнь.
Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (ум. В 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.
Пещеры Гефсиманского Черниговского cкита - уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь находится два подземных храма, часовня, кельи, святой источник. За последние 6 лет здесь проведена реконструкция, стены расписаны при участии студентов Абрамцевского художественного училища.
Интерьеры пещерного храма

Пещерные ходы витиевато разветвляются
Кельи, в которых жили монахи-отшельники, крошечные и обогревались в стародавние времена только дыханием их обитателей. Кстати, келья на фото ниже - не самая маленькая келья. Другие в три раза меньше, и больше напоминают по форме гроб. Лично я чувствовала себя в пещерах, мягко говоря, некомфортно. Как там жили люди, даже подумать страшно. Не напрасно такое монашество считается самым трудным служением богу.
Во время реставрации своды переходов были частично раскрашены. Выглядит это красиво и не так мрачно, как пустые стены.
Верующие люди почитают память еще одного насельника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Последние десять лет своей жизни в пещерах старец провел в затворе. Есть письменные свидетельства и воспоминания его духовных чад о его подвижнической жизни. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий был близок в духовном отношении к о. Александру и высоко ценил его. Они оба начинали иноческую жизнь в Оптиной пустыни, несли одно послушание и окормлялись у одного наставника о. Леонида.
В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. На воскресные службы допускались лишь лица мужского пола. И только раз в году, в день взятия Божией Матери на небо – главной покровительницы этой монашеской обители – женщины допускались на богослужение. Но сейчас времена другие. Хочется или нет, а монастыри вынуждены заниматься миссионерской деятельностью, ибо в большинстве своем русский человек за годы атеизма веру свою подрастерял и монашествующие делают все, чтобы снова повернуть его лицом к Богу. Хотя скит по-прежнему является местом уединенного монашеского подвига, по-прежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников. Иногда настоятель о. Дамиан разрешает проводить для них экскурсии по монастырю. И тогда паломники могут прикоснуться к подземным святыням монастыря, испить святой воды из чудотворного источника, бьющего из земли на месте келии старца Варнавы, помолиться перед чудотворными иконами «Черниговско-Гефсиманская», посетить пещерное отделение с действующей церковью в честь Михаила Архангела, прекрасный собор в честь Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, поклониться там мощам преп. старца Варнавы, помолиться в Успенском храме, посетить церковь в честь Николая Чудотворца, недавно отреставрированную и расписанную иконописцами Троице-Сергиевой Лавры, старинную колокольню, в которой кроме действующей церкви Николая Угодника есть еще одна – святых Константина и Елены, в которой сейчас идет ремонт, и другие постройки.

К северу от Черниговского собора располагается братское кладбище с захоронениями братии, благотворителей и попечителей. Здесь также покоятся останки двух знаменитых философов и публицистов – Константина Николаевича Леонтьева (1831-1891гг.), принявшего монашество с именем Климент, и Василия Васильевича Розанова (1856-1918гг.).
Под гнётом богоборческой власти
В 1919 году инициированная Лениным атеистическая компания затронула и Сергиев Посад. В ноябре лавра была закрыта. По распоряжению городских властей насельников обязали перейти в оба находившихся у Верхнего Скитского пруда скита – Гефсиманский и Черниговский. Но прожили в них монахи недолго. В 1921 году Черниговский скит был закрыт, а находившаяся в нём чудотворная икона передана в московский храм преподобного Сергия Радонежского. Несколько дольше просуществовал Гефсиманский скит. В период НЭПа ему был присвоен статус сельскохозяйственной общины, и обитель какое-то время ещё держалась на самообеспечении.
Однако уже в 1924 году закрылась последняя церковь, освящённая в честь Успения и Вознесения Божьей Матери, а вскоре за этим последовало выселение с обжитого места и самих монахов. Последний настоятель скита – игумен Израиль – был отправлен в ссылку, где и скончался в начале пятидесятых годов.
Послевоенные годы
По окончании войны Сергиев Посад попал в число тех немногих городов, где возродилась монашеская жизнь. В 1946 году по распоряжению правительства вновь открыли Троице-Сергиеву лавру, где в Успенском соборе в Великий четверг было совершено первое богослужение. Однако о возвращении монахам отобранных у них скитов речь не шла. На территории, где прежде находился Гефсиманский скит, с начала пятидесятых годов разместилась воинская часть. Для её благоустройства были взорваны все сохранившиеся до той поры монастырские строения. Уцелела лишь незначительная часть ограды.


Территория скита уютная, облагороженная
Под сугробами проступают находящиеся здесь летом клумбы
В скиту проводятся таинства крещения, отпевания, соборования. Каждый день в 11 часов читается акафист перед чудотворной иконой Божией Матери, в 12 часов начинается соборование.
Ежедневно проходят службы: в понедельник и вторник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца. В среду, пятницу, субботу - в Успенском храме, в воскресенье – в Черниговском соборе.
источники:
http://monasterium.ru/monastyri/monastery/gefsimanskiy-chernigovskiy-skit/
http://galina-lukas.ru/article/253/гефсиманский-черниговский-cкит-умиротворение
http://fb.ru/article/245845/chernigovsko-gefsimans...itse-sergievoy-lavryi-opisanie