• Авторизация


Без заголовка 21-07-2012 02:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[показать]

 

"Благовещение Пресвятой Богородицы "(Устюжская)
 

Устюжский вариант иконы «БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»  связан с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца, память которого отмечается в этот же день. Блаженный Прокопий был иностранным купцом, торговавшим в Великом Новгороде во второй половине XIII века. Исповедовал он католичество, но ему так полюбилось православное богослужение и строгие уставы Русской Церкви, что он не только перешёл из католичества в Православие, но и раздал своё имущество бедным, а оставшуюся часть пожертвовал в Варлаамо-Хутынский монастырь.

Жители Новгорода стали прославлять Прокопия за его благотворительность, поэтому он удалился из города в Великий Устюг. Там святой вступил на путь юродства Христа ради: ночи проводил в молитве на паперти Успенского собора, а днём ходил по городу в изорванной одежде, смиренно перенося насмешки и побои. Жизнь свою святой проводил в строгом посте, принимая пищу лишь от благочестивых и богобоязненных людей, от богачей, нажившихся неправдой, он не брал ничего. За свои подвиги блаженный стяжал дар прозорливости.

В 1290 году, за неделю до сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, блаженный Прокопий ходил по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил.

Когда же разразилась страшная буря, жители бросились в соборный храм, где увидели блаженного, который молился перед иконой Благовещения Пресвятой Богородицы. Вместе с ним долго и истово молились устюжане. Вдруг от иконы Божией Матери потекло благовонное миро и по храму распространилось благоухание. В то же время огненный смерч внезапно миновал город. За 20 верст от Устюга из чёрной тучи пали градом раскаленные камни, раздробив и уничтожив множество деревьев, но при этом никто из людей не пострадал и даже скот остался невредим.

Между тем святого мира от чудотворной иконы Божией Матери истекло столько, что молящиеся в храме наполнили им церковные сосуды. Больные от помазания этим миром получали исцеление. В том же году в память об избавлении города от гибели было установлено (8 июля) празднование Устюжской иконы Божией Матери.

В настоящее время образ находится в Третьяковской галерее.

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).

[показать]

 

Казанская
 

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.

Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери.

Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты. Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.

Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску (этот список в настоящее время находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов.

К сожалению, в 1904 году чудотворная икона была похищена грабителями и, после снятия с неё драгоценных риз, ими уничтожена. После российской революционной смуты 1917 года многочисленные древние списки с чудотворной иконы разошлись по всему миру. Русская Православная Церковь прилагает все усилия для возвращения святынь на родину. В России самый ранний из известных списков чудотворной Казанской иконы Пресвятой Богородицы (1606 г.) находится в Третьяковской галерее.

Дни празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).


 

[показать]

 

Казанская (Высочиновская)
 

КАЗАНСКАЯ  чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновской, находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии. Святая икона явилась в ХVIII веке лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял икону, из-под кочки заструился источник чистой воды. Сторож унёс явленный образ домой, где жил с женой, десятилетним сыном и больным отцом, который был слеп и почти всё время лежал на печи, передвигаться же он мог лишь при помощи костылей.

Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа со своим внуком, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошёл к углу, где стояла святая икона. Вдруг глаза его прозрели, и он увидел Казанскую икону Богородицы. Затем он увидел и остальные окружающие его предметы и, почувствовав себя совершенно здоровым, отбросил костыли и со слезами стал благодарить Божию Матерь за дивное чудо.

На следующее утро всё семейство сторожа направилось в храм ближайшего села Артюховки благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. Ко всеобщему удивлению, на следующее утро икона оказалась на своём месте в сторожке. Трижды икона приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на своё место. Вернулась икона и после того, как её крестным ходом перенесли в церковь города Змиев. Тогда было принято решение оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. В сторожку с чудотворной иконой стало приходить множество людей, чтобы получить исцеление от болезней и укрепление в душевных страданиях.

После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова чином воеводы и земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона. Воевода основал на этом месте село, которое по его имени стало называться Высочиновкой. Узнав о явлении святой иконы, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа. В 1795 году в Высочиновке на месте обветшавшего деревянного храма была выстроена новая каменная церковь, а в 1886 году основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона.

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).


 

[показать]

 

Казанская (Вышенская)
 

Один из изводов КАЗАНСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери. Во время войны 1812 года, спасаясь от французов, московская монахиня Мирония Данкова отправилась в Тамбовский Вознесенский монастырь. Она везла с собой Казанскую икону – родительское благословение. В дороге Миронию решил ограбить и убить ямщик. Монахиня взмолилась к Богородице, и от иконы раздался голос: «Не бойся, Я твоя Заступница». Ямщик внезапно ослеп, и только после раскаяния и обещания довезти монахиню до монастыря вновь прозрел.

Икону Мирония хранила у себя в келии. Однажды она вновь услышала голос, исходящий от иконы, повелевающей ей передать образ в Вышенскую пустынь. Но монахиня умолила Божию Матерь, чтобы икона осталась с ней до её кончины. Мирония завещала по своей кончине передать икону в Свято-Успенский Вышенский монастырь, куда образ и был перевезён 7 марта 1827 года.

Здесь от святого образа совершилось много исцелений. Иногда ночью видели чудный свет, исходивший от иконы. В 1841 году заступничеством Божией Матери через Её икону Вышенскую был спасён от холеры город Тамбов. В память этого события Вышенская икона Пресвятой Богородицы ежегодно приносилась в Тамбов с крестным ходом.

После революции во времена крестьянских восстаний в Тамбовской области верующие спрятали чудотворную икону в земле, уложив её в специальный футляр. Однако кто-то из местных жителей донёс властям, икону нашли и содрали с неё золото и драгоценные камни. Сам образ попал в семью священника, который в 1946 году передал его в храм во имя Преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка. В пятидесятые годы на собранные средства для иконы изготовили вызолоченную ризу.

Свято-Успенский Вышенский монастырь в 1920-х годах был закрыт, здания и имущество национализированы, монахи выселены. В настоящее время в возрождённом как женский Вышенском монастыре (ныне Рязанская область) почитается древний список иконы, который после революции хранился в тайной монашеской общине.

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).

[показать]

 

Казанская (Вязниковская)
 

Список (копия) КАЗАНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы прославился чудесами в XVII веке в соборе города Вязники Владимирской епархии. Сведения о многочисленных исцелениях от этого образа дошли до Москвы, и в 1624 году по указу царя Михаила Фёдоровича и по благословению патриарха Филарета было произведено расследование.

Прибывшая комиссия сама убедилась в чудотворении иконы, так как в присутствии расследователей было зафиксировано несколько случаев исцеления. Другие исцеления подтвердились показаниями свидетелей, и икона была признана чудотворной.

[показать]

 

Казанская (Каплуновская)
 

Один из изводов КАЗАНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Название происходит от села Каплуновка Харьковской епархии. В 1689 году священнику села Иоанну Уманову приснился седой старец, сказавший, что скоро к нему придут из Москвы три иконописца с иконами. Старец повелел у старейшего из них приобрести из связки икон восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, и сказал, что от неё он получит «благодать и милость».

Вскоре произошло так, как было явлено во сне. Приобретённую икону священник поставил у себя дома, но через некоторое время явившаяся ему во сне Богородица велела икону перенести в церковь. Священник сообщил об увиденном прихожанам и торжественно перенёс икону в храм. Тогда от неё стали происходить чудеса, а икону начали называть Каплуновской.

В 1709 году во время Северной войны между Россией и Швецией Петр I вызвал к себе в Харьков священника с Каплуновской иконой и повелел пройти с ней перед русскими полками, а сам тем временем молился Богородице о помощи. Между тем король Карл вместе с гетманом Мазепой остановились недалеко от села Каплуновка. Шведы захотели сжечь церковь. Храм уже обложили соломой и дровами, но, как ни пытались разжечь костер, огонь не хотел заниматься.

Узнав, что местная чудотворная икона находится в русском лагере, Карл обернулся к Мазепе и сказал: «Смотри, церковь и без иконы не смогли поджечь, а где будет она сама, там нам очень ненадёжно будет». Эти слова оказались пророческими: вскоре Карл проиграл решающую битву — Полтавское сражение. 

Ныне чудотворный образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы находится в Полтавском Свято-Макарьевском кафедральном соборе.

Дни празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 24 (11) сентября.

[показать]

 

Казанская (Нижнеломовская)
 

Один из списков (копий) КАЗАНСКОГО образа Пресвятой Богородицы. В 1643 году явилась на источнике в полуверсте от реки Нор-Ломова, в двух верстах от города Нижнего Ломова и в 96 верстах от Пензы. На месте явления иконы была поставлена часовня, а через пять лет по приказу царя Михаила Фёдоровича был построен храм и монастырь. Икона прославилась многими чудесами. Её называют чудотворной и «многоцелебной». 

В 1969 году родник передали Водоканалу, и с тех пор здесь расположена насосная станция с производительностью 180 кубометров в час, снабжающая водой весь Нижний Ломов. Доступ же к самому источнику, как к режимному объекту, закрыт.

Летом 2002 года по инициативе директора Нижнеломовских электрических сетей Александра Петровича Мамыкина источник снова облагородили, рядом с насосной станцией устроили купальню, а над выходом воды помещены свидетельства о чудесах прошлых веков. В июле 2003 года отмечалось 360-летие со дня основания монастыря. В 2003–2004 годах на месте уничтоженного Казанского храма, между святым источником и руинами корпуса, построена небольшая деревянная церковь.

В двадцатые годы прошлого столетия во время изъятия церковных ценностей большевики сняли с иконы всю драгоценную оправу. Сам чудотворный образ исчез, но оказалось, что святыню от посягательства спрятали верующие. Последние семьдесят лет её бережно хранили в семье Климовых, а в апреле 2008 года, накануне Пасхи, святой образ был возвращён Церкви. От былого драгоценного украшения сохранились лишь серебряные гвоздики, вбитые в доску, на которой написан образ.

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).

[показать]

 

Казанская (Пензенская)
 

КАЗАНСКИЙ образ Пресвятой Богородицы, подаренный пограничной Пензе царём Алексеем Михайловичем при основании города. Прославилась в 1717 году чудесным спасением Пензы от опустошительного нашествия кочевников.

Ногайская орда совершила рейд в глубь России, разоряя все населённые пункты по пути следования. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Пётр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, кочевники взяли Пензу в осаду. Несмотря на отбитую атаку, крепость не могла вынести продолжительной блокады.

Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром на крепостной вал вынесли Казанскую икону Пресвятой Богородицы и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали.

В конце ХIХ века этой иконе помимо общецерковного празднования было установлено местное празднование ­– 4 августа (17 августа по новому стилю). В настоящее время чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаньевском храме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2006 года празднование Пензенского образа Казанской иконы Божией Матери включено в общецерковный календарь.

Дни празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю) и 17 (4 августа).

[показать]

 

Казанская (Песчанская)
 

Один из чудотворных изводов КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери. Образ был явлен великому русскому святителю Иоасафу, епископу Белгородскому. В год своей блаженной кончины (1754) святитель Иоасаф объезжал епархию, и накануне выезда из Белгорода ему был сон: будто бы он осматривал церкви и в одной из них в притворе на куче мусора увидел икону Богородицы с Младенцем. От иконы, излучающей светлое сияние, раздался глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор».

По прибытии в город Изюм Харьковской губернии епископ посетил Вознесенскую церковь и с изумлением обнаружил в ней икону, увиденную во сне. Икона находилась в небрежении и служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подобающее место. Более трёх дней прожил святитель Иоасаф в Изюме, и ежедневно, утром и вечером, он приходил в Воскресенскую церковь и молился перед образом Пресвятой Богородицы.

В 1792 году Вознесенская церковь была перенесена из Замостья в более высокую местность – на Пески, куда была отправлена и икона, привлекавшая всё большее и большее почитание прихожан и окрестных жителей. Летопись зафиксировала множество случаев исцеления от чудотворного образа. Божия воля была на то, чтобы чудотворный Песчанский образ пришёл на помощь России в один из тяжких моментов её истории, в самый разгар Первой мировой войны, но был отвергнут.

В 1914 году святитель Иоасаф Белгородский явился в видениях одновременно одному благочестивому старцу, живущему в селе Песках, и полковнику О., бывшему тогда на фронте. Святитель повелел доставить Песчанскую икону Божией Матери на фронт вместе с Владимирским образом – материнским благословением святителя на иночество, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Также было сказано, что теперь только одна Матерь Божия может помочь людям и замолить грехи их у Престола Всевышнего и спасти Россию.

После долгих мытарств полковник О. смог добраться до столицы и отыскал в ней Братство Святителя Иоасафа Белгородского, деятельные члены которого, протоиерей А.И. Маляревский и князь Н.Д. Жевахов, поверили его взволнованному рассказу. Добившись личного распоряжения государыни Александры Фёдоровны, князь Жевахов отвёз иконы в ставку. Многолюдные крестные ходы сопровождали путь поезда из Харькова.

Совсем по-иному были встречены иконы в Могилеве: крестного хода не было, государю о прибытии поезда из Харькова не докладывали, а князю было заявлено, что в ставке некогда заниматься пустяками. Князь Жевахов впоследствии писал, что во время пребывания икон в ставке поражений на фронте не было, а наоборот, одерживались одни победы. С первой волной русского рассеяния чудотворный Песчанский образ был переправлен за рубеж и вскоре исчез. 

Песчанский образ хотя и называется  Казанским, но его иконография значительно отличается от Казанского образа, возможно из-за допущенной когда-то ошибки при публикации изображения иконы.

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).


 

[показать]

 

Казанская (Тамбовская)
 

КАЗАНСКАЯ икона Пресвятой Богородицы находилась в Преображенском храме Тамбовского кафедрального собора. Прославилась в 1695 году, когда во время всенощного бдения на лике Божией Матери проступили слёзы, смочившие пелену и аналой. С того времени у святой иконы непрерывно врачевались недуги. 

День празднования: 21 июля (8 июля по старому стилю).

[показать]

 

Казанская (Тобольская)
 

8 июля 1661 года в Знаменском монастыре города Тобольска праздновали явление КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери. На утрене, по второй кафизме, дьякон Иоанникий стал читать сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани. Прочитав до того места, где сказано, что архиепископ Казанский, прежде не веровавший явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении сего греха, Иоанникий вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем.

Когда он опомнился, все увидели, что дьякон в одночасье состарился. Дьякон же потребовал духовника, иеромонаха Макария, которому рассказал, что ему несколько раз являлся во сне святой митрополит Московский Филипп и просил передать верующим, чтобы они в три дня построили деревянную церковь, на четвёртый освятили и внесли туда Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Но он на эти явления не обращал внимания.

И вот, когда на утрене дьякон начал читать о явлении чудотворного образа Богородицы в Казани, то вновь увидел, как являвшийся ему прежде святитель идёт по храму и благословляет людей. Подойдя к дьякону, святитель ударил его по лицу и сказал, что будет он дряхлым до того времени, пока не построится храм для иконы Божией Матери.

Народ, узнав о чудных явлениях, с крестным ходом перенёс икону на место, где указано было строить храм. Церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. После чего все с удивлением обнаружили, что к резко состарившемуся дьякону вновь вернулось здоровье. 


 

[показать]

 

Казанская (Чимеевская)
 

 По иконографии Чимеевский образ является изводом КАЗАНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Икона явилась в XVIII веке в Чимеевской слободе, расположенной в 90 верстах от Кургана. По свидетельству очевидцев, икона приплыла по реке Нияп, притоку Тобола. В архивах сохранилось описание этого чуда: «Однажды кто-то заметил, что под склонами ивовых кустов на выходе из реки кружит воронка, в ней покачивалась большая чёрная доска, при очередном своём развороте, когда доска немного накренилась, стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие выразительные глаза Божьей Матери. Взгляд этот обжёг собравшихся невещественным светом. Так впервые была обретена Чимеевская икона Божьей Матери».

Второе чудесное обретение произошло после того, как в 1770 году полностью сгорел первый храм. После пожара на пепелище обнаружили лишь Чимеевский образ Божьей Матери. Следы ожогов и сейчас видны на правой щеке Божией Матери. Чимеевская икона почиталась православными всей Сибири. 

В 1937 году с Чимеевской церкви в честь явления Казанской иконы Божией Матери сбросили колокола, храм разорили. Все, кто участвовал в варварстве, вскоре погибли безвременной смертью, верующие же люди по-прежнему шли в храм и молились перед закрытыми дверями. Во время Великой Отечественной войны Чимеевскую церковь использовали под зернохранилище, все иконы унесли в алтарь, но чудотворный образ не могли сдвинуть с места. Тогда один из руководителей колхоза взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен невидимым ударом, у него из носа пошла кровь. Три дня после этого он жил, но, так и не раскаявшись в содеянном, на третий день умер в страшных муках. В 1947 году богослужения в Чимеевском храме были восстановлены и не прекращаются до сегодняшнего дня.

 С Чимеевской иконой совершаются крестные ходы по уральским и зауральским городам. Летопись храма содержит десятки записей, свидетельствующих о чудесных исцелениях тех, кто с верой обращается за помощью к Богородице и молится перед Чимеевским Её образом. 

[показать]

 

Якобштадтская
 
Якобштадтская икона Божией Матери – православная святыня Латвии – была обретена во время русско-шведской войны 1654-1667 гг. При переправе через Двину одним из солдат-шведов, обратив внимание на плывшую по воде дощечку, пронзил её копьём и вынес на берег. Там он обнаружил, что по древку копья от дощечки течёт кровь, а на потемневшей древесине проступил лик Божией Матери с Младенцем на руках. Потрясенный увиденным, солдат принёс икону в ближайший православный храм Святого Георгия в слободе Гольмгоф (позже — город Якобштадт, сегодня — Екабпилс).

Обретший икону солдат перешёл из католичества в православие и присоединился к местной монашеской общине. Вскоре от Якобштадтской иконы стали совершаться исцеление немощных и бесноватых. Просить заступничества Божией Матери к этой иконе часто приезжали русские купцы. Не раз икона спасала Якобштадт от пожаров.

В 1675 году, перед иконой Пресвятой Богородицы произошло чудо исцеления бесноватого крестьянина. Поражённый чудом, присутствовавший при нём православный купец Яков Раткевич, дал обет построить в обители новый храм и вскоре выполнил своё обещание, выстроив храм во имя Святого Духа.

Во время Первой Мировой войны по решению епархиального начальства чудотворная Якобштадтская икона была эвакуирована в глубь России, а после революционной смуты следы её затерялись. В 2008 году московские иконописцы по благословению Патриарха Алексия II создали новый список чудотворного образа по сохранившимся описаниям. 26 июля 2008 года в Екабпилс святыня возвратилась в Свято-Духов мужской монастырь.

Дни празднования в честь Якобштадтской иконы такие же, как и у Казанской иконы Пресвятой Богородицы – 21 июля (8 июля по старому стилю) и 4 ноября (22 октября).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Николай_Хлопотин - Дневник Николай_Хлопотин | Лента друзей Николай_Хлопотин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»