• Авторизация


КЛИМАТ И ИСТОРИЯ 01-01-2011 21:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ОТ КОНФУЦИЯ ДО МУХАММАДА 

(О связи природных и социальных процессов) [283x257]

В.В. Клименко

Конец века, а тем более конец тысячелетия располагает к размышлениям о смысле и движущих силах истории. Сейчас уже нельзя удивить кого бы то ни было лишенными должных доказательств размышлениями о связи природных и социальных процессов и поэтому следует расценить как чрезвычайно интересную дискуссию о взаимоотношениях природы и общества, наполненную многочисленными свидетельствами о природных условиях давно ушедших эпох.

1. В результате нарастающего беспокойства мирового сообщества по поводу возможного катастрофического потепления климата и сопутствующих ему глобальных катаклизмов (замечу, на мой взгляд, совершенно необоснованного) климатология и палеоклиматология привлекли к себе повышенное внимание и получили совершенно беспрецедентную поддержку во всем мире. Результатом стало колоссальное увеличение объемов палеоклиматических исследований, которые охватили огромные пространства океанов и суши от Гренландии до Антарктиды. Получили дальнейшее развитие и были усовершенствованы разнообразные палеоклиматические методы: палинологический (анализ ископаемой пыльцы растений), дендрохронологический (анализ характеристик древесных колец), гляциологический (физико-химический состав ледовых кернов), микрофаунистический (анализ остатков ископаемой фауны), историко-климатологический (анализ документальных источников) и др. Таким образом, к настоящему времени объективная реконструкция климатов прошлого проведена для всех частей света и для всех без исключения крупных регионов земного шара.

2. Одной из центральных проблем в интерпретации косвенных палеоклиматических данных является их датировка. Наиболее массовым и доступным методом для датировки органических остатков возрастом примерно до 30 тыс. лет является радиоуглеродный, которому недавно исполнилось 50 лет. Были разработаны также эффективные способы определения возраста ежегодных отложений льда, позволяющие датировать их с точностью в пределах от одного года (для относительно молодого льда) до нескольких десятилетий (для льда возрастом в тысячи лет). Таким образом, в настоящее время возможно не только надежно определять характер прошлых климатических событий, но и довольно точно определять время, когда они происходили.

3. Значительный шаг вперед сделала современная климатология, оперирующая данными так называемых инструментальных наблюдений, ведущих свое начало с первых метеорологических измерений, выполненных на станции в Центральной Англии в 1659 г. В результате многолетних усилий по расшифровке дневников наблюдателей, записей в судовых журналах, кропотливой работы в архивах удалось в мельчайших деталях восстановить историю глобального климата по годам, начиная с 1854 г. Данные современных инструментальных наблюдений в контексте исторических исследований чрезвычайно важны тем, что позволяют выяснить региональную реакцию глобальной климатической системы на потепление или похолодание. Это особенно интересно потому, что зафиксированное в XX в. потепление - на 0,6°С по сравнению с концом XIX в. - по своему размеру примерно соответствует амплитуде колебаний климата, наблюдавшихся в историческую эпоху.

Из довольно широкого набора палеоклиматических методов в качестве основного нами был избран палинологическпй, основанный на анализе ископаемых спектров пыльцы деревьев и кустарников, конкретное сочетание которых дает вполне надежную информацию о сезонных температурах и среднегодовом количестве осадков.

[616x325]
 

Рис. 1. Реконструкция среднегодовой температуры Северного полушария в V в. до н. э. - VIII в. н. э. I -наши данные, пересчитанные из радиоуглеродной в календарную шкалу времени: 2 - детализированные данные. Температура отсчитана в разности от средней за 1951-1980 гг. величины.

 

 

 

 

 

  [618x395]
 

"Во всех названных странах зима столь сурова, что восемь месяцев там стоит невыносимая стужа. ...Море здесь и весь Боспор Киммерийский замерзают, так что скифы, живущие по эту сторону рва, выступают в поход по льду и на своих повозках переезжают на ту сторону до земли синдов. Такие холода продолжаются в тех странах восемь месяцев, да и остальные четыре месяца не тепло". Этот знаменитый текст дает представление об исключительно холодном климате Северного Причерноморья и Крыма в первой половине V в. до н.э. и не кажется мне плодом воображения  Геродота.  Косвенным подтверждением реальности основы текста Геродота является также то, что до сих пор на Боспоре сделаны лишь единичные находки виноградных зерен, относящихся к VI-V вв. до н.э., автохтонное происхождение которых все еще не доказано. Это значит, что выращивание винограда в Крыму в указанное время было либо невозможным, либо чрезвычайно затруднительным, по-видимому в силу недостаточно теплого климата.

По свидетельству одного из первых римских писателей, Ливия Андроника (280-204 гг. до н.э.), климат его эпохи отличался суровыми зимами, во время которых замерзал Тибр и снег лежал в течение многих дней. В то же время в окрестностях Рима произрастали буковые леса, которые к середине I в. н.э., по свидетельству Плиния, стали считаться элементом холодолюбивой горной флоры. В настоящее время в Италии бук произрастает только в горах на высоте до 1500-2000 м.

Наступившее в Ш в. до н.э. похолодание было зарегистрировано не только в Средиземноморье, но и в Китае, где местные хронисты вели подробные наблюдения за погодой, самое древнее из которых относится к 2187 г. до н.э. Метеорологические явления (гром, молния, мороз, снегопад) в древнем Китае с его культом верховного божества Неба воспринимались как выражение божьей кары или как знак недовольства, подаваемый богом ставленнику Неба на Земле (“Сыну Неба”), коим считался царствующий правитель, и поэтому тщательно фиксировались как исторически важные события. Итак, в Ш в. до н.э. в районе современного г. Сиань, где располагалась столица Цинского государства, были отмечены жестокие морозы, при которых погибло множество людей (239 г. до н.э.), и сильные снегопады, при которых высота снежного покрова достигала 74 см (226 г. до н.э.). Интересно, что до этого подобные экстремальные явления не отмечались здесь в течение более чем двух столетий. Тенденция к похолоданию усилилась в двух последующих столетиях, на что указывает резко возросшее число упоминаний (с 2 до 11) о сильных морозах и снегопадах, а также о засухах и градобитиях, сопутствующих в Северном Китае периодам похолоданий.

Луций Юний Модерат Колумелла, римский автор (около 30-60 гг. н.э.), обращал внимание на необходимость следить за изменениями климата и приспосабливать к ним методы возделывания земли. В подтверждение своих слов он ссылался на книгу отца и сына Сазернов по сельскому хозяйству (ныне утраченную), написанную в начале I в. до н.э., в которой указывалось, что в то время выращивание винограда и оливок в Центральной Италии было весьма затруднительным. Колумелла отмечает, что “много замечательных писателей было убеждено в климатических изменениях, происходящих в течение долгого периода” и “что местности, в которых раньше из-за длительной и жестокой зимы нельзя было вырастить ни одного виноградного или масличного побега, теперь, с потеплением и исчезновением прежних холодов, будут засыпаны оливками и виноградом”.

Между 101 и 106 гг. н.э. знаменитым архитектором Апполодором из Дамаска через Дунай у Железных ворот был построен деревянный мост с многочисленными каменными опорами. Этот мост был предназначен для прохода римской армии императора Траяна в Дакию и простоял 170 лет, что было возможно только в теплую эпоху, наступившую вскоре после описываемых событий, поскольку в любое другое время он неминуемо был бы снесен ледоходом в одну из суровых зим. К этому следует добавить, что, по заключению румынского исследователя С. Петреску, нижний Дунай в период 1836-1950 гг. замерзал 91 раз, т.е. почти в 80% случаев. Средняя продолжительность ледового покрова составляла 40 дней. Этому периоду, по нашим данным, соответствует средняя аномалия полушарной температуры в -0,25°С, что, действительно, заметно ниже температуры любой из декад П-Ш вв. н.э.

 В работах различных римских авторов сохранился ряд свидетельств о сильных засухах, время от времени поражавших североафриканские провинции. Так, в течение пяти лет, предшествовавших посещению императором Адрианом Африки в 128 г., в провинциях не выпадало ни капли дождя. Писавший после 250 г. карфагенский епископ Киприан, среди других доказательств приближения конца света, отмечает быстрое уменьшение количества дождей; наконец, о других значительных засушливых эпизодах упоминают Виктор Вита около 457 г. и Кориплий около 547 г. Согласно имеющимся в нашем распоряжении палеоклиматическим данным и результатам наблюдений за современными изменениями климата, наступление засушливых эпизодов в средиземноморской части Северной Африки следует вместе с глобальными похолоданиями, что и подтверждает рис.

О значительном похолоданий во второй половине Ш в. свидетельствуют также китайские хроники, согласно которым исключительно холодной была декада 280-289 гг., когда в нижнем течении реки Хуанхэ морозы случались в четвертом месяце (примерно соответствующем нынешнему маю) десять лет подряд.

 Помимо климатических событий, частота которых может быть непосредственно интерпретирована в температурных показателях (холодная зима, поздняя весна, жаркое лето), существует известное количество других индикаторов, позволяющих судить о характере изменений климата. Так, если говорить о северо-восточном Китае, для которого современная наука располагает огромным количеством разнообразных сведений, накопленных в исторических хрониках, то подобными индикаторами являются, например, частота засух, пыльных бурь и зимних гроз. При этом установлено, что частота всех этих явлений возрастает в холодные и уменьшается в теплые периоды. В последние 20 лет китайскими учеными выполнена громадная работа по архивированию и обобщению указанных климатических характеристик, - чтобы представить себе объем выполненных исследований, скажу лишь, что только одна недавняя работа основана на данных почти 52 тыс. (!) наблюдений за погодными явлениями, извлеченных из различных официальных хроник, персональных дневников, путевых заметок и других сохранившихся письменных свидетельств. В результате установлено следующее: частота засух и пыльных бурь, а также зимних гроз резко возрастает после 260 г. н.э. и достигает максимума в V-VI вв., после чего быстро идет на убыль. О резком ухудшении природных условий в северо-западном Китае в середине I тыс. говорит также тот факт, что между Ш и VI вв. около 20 цветущих городов этой области пришли в упадок и были навсегда покинуты своими жителями. Напротив, в настоящее время неизвестны города, история которых оканчивается в VII-VIH вв. Совпадающая с этим временем эпоха династии Тан (618-907) почти единодушно признается периодом чрезвычайно благоприятного теплого и влажного климата, для которого наиболее частыми стихийными бедствиями становятся не засухи и пыльные бури, а наводнения.

 Имеются свидетельства по крайней мере четырех раннесредневековых авторов. (Прокопия Кесаринского, Иоанна Эфесского, Захария из Митилены и Лидия из Константинополя) о чрезвычайно Холодных годах в Средиземноморье и на Ближнем Востоке в 30-х годах VI в. н. э. В эти годы зимы в Месопотамии, например, сопровождались сильными снегопадами, а лета были так холодны, что "плоды не вызревали".

Вообще, исторические хроники IV - начала VII в. сохранили многочисленные свидетельства необычайно холодной погоды в Европе и Византии - регулярно и на несколько месяцев покрывались льдом Дунай, Рейн, Рона, Маас, Темза и другие реки, причем толщина льда была достаточной, чтобы выдерживать тяжесть переправляющихся армий. Вообще, образ замерзшего Дуная, открывающего варварам дорогу для набегов на империю, был широко распространен в позднеантичной и раннесредневековой литературе. “А поскольку, действительно, Диоклетиан и Максимиан Геркулий добровольно оставили царствование, а власть досталась Максимиану Галерею, то некоторые из язычников со стороны Истра (ибо во множестве и под многими именами они поселились там - и гепиды, и мавританы, и скифы, и славяне, и много других) - некоторые из них в эту пору легко перешли реку, потому что зимой она всегда накрепко замерзает и становится доступной, подобно земле, для продвижения людей и коней”. Наконец, в отдельные годы замерзало даже Черное море у Босфора, и весной горы льда в течение 30 дней шли по проливу в Мраморное море.

Необычайные холода установились и в Китае: доподлинно известно, что в эпоху “Шести династий” (420-589) в столице империи Южная Сун - г. Цзянье, неподалеку от нынешнего Нанкина, ежегодно устраивались ледники для хранения запаса пищевых продуктов, первоначально предназначенных для отправления весеннего культа, а впоследствии - для удовлетворения потребностей многочисленного двора. В то время техника приготовления искусственного льда все еще была неизвестна, не могло также быть и речи о регулярных его поставках из империи Северная Вэй, с которой южные государства находились в состоянии почти беспрерывной войны. И тем не менее императорские хранилища ежегодно обеспечивались льдом, по-видимому из местных источников. В современную эпоху это было бы совершенно невозможно, поскольку средняя температура зимы в Нанкине (по данным за 1951-1980 гг.) составляет 3,4°С и ни разу не опускалась ниже 0°С за весь период инструментальных наблюдений. Остается предположить, что зимние температуры в Восточном Китае в V-VI вв. были гораздо ниже современных.

Представленная на рис.1 история изменения температуры Северного полушария хорошо согласуется со всеми представленными историческими свидетельствами и ясно демонстрирует, что климат в исследуемый в настоящей работе период испытывал значительные колебания: от чрезвычайно холодной эпохи железного века к теплой и влажной эпохе римского времени, а затем к последующему новому похолоданию времен великого переселения народов.

Культурные и техиологические прорывы, духовные свершения. Середина I тыс. до н. э., включая V в. - эпоха самого сильного за последние 5 тыс. лет похолодания и одновременно, завершающий этап так называемого "осевого времени", в течение которого были заложены основы многих религиозно-философских учений, до сих пор в значительной мере определяющих лицо современного мира: конфуцианства, даосизма, буддизма, зороастризма н джайнизма. Это же столетие явилось свидетелем необычайного расцвета греческой классической культуры, охватившей все ее стороны - от поэзии и театра до науки и философии. Осмелимся предположить, что духовная жизнь человека достигает пика своего напряжения в наиболее трудные в климатическом, а следовательно, и в материальном отношении периоды истории.

Опуская ряд промежуточных, перейдем сразу к главному похолоданию за христианское летоисчисление, которое имело место, по нашим данным, между 42 640 гг. н.э. Это золотой век средневековой индийской культуры: литературы (Шудраки, "Камасутра" Ватсьяяны, Калидаса), медицины (Сушрута), математики, астрономии (Арьябхата и Варахамихира). Некоторые авторы относят к этому времени завершение великих эпических поэм - "Рамаяны" и "Махабхараты", ставшие основой классического индуизма.

В холодное время середины I тыс. самая древняя из мировых религий - буддизм завоевывает себе новых последователей: сначала в Китае, затем в Корее, откуда около 550 г. он достигает Японии; в это же время буддизм распространяется в Восточной Азии.

За тысячи километров от Южном Азии, в Средиземноморье и Западной Европе то же самое время отцы раннего христианства закладывают основы учения: Блаженный Августин завершает книгу "Град Божий", а вскоре в общине монастыря Сен-Бенуа была выработана знаменитая этическая формула Оrа et labora ("Моли работай"), уравнявшая в правах физический труд и деятельность духа, что впоследствии стало основой потрясающего возрождения Запада. В следующем столе св. Бенедикт Нурсийский разрабатывает знаменитые правила западного монашества в Константинополе освящается грандиозный храм св. Софии, а на Британских островах св. Колумба и его последователи с основанием монастыря Ионы начинает миссию по крещению пиктов и англосаксов. Несколько позднее другой выдающийся ирландский миссионер, св. Колумбан, высаживается в континентальной Европе и основывает ряд монастырей в Нейстрии, Австразии, Бургундии, а также в Лангобардском королевстве.

Наконец, завершающий этап похолодания V-VII в. является свидетельством возникновения в северо-западной Аравии новой мировой религии, ислама, и вмещает наиболее значительные акты жизни пророка Мухаммада (570-632): откровение Аллаха (ок. 610), начало публичных проповедей (614), бегство из Мекки (622) победоносное возвращение в нее (630) и, наконец, триумфальное шествие ислама в Аравии.

Не только похолодание ведет к ухудшению природных условий; последнее может быть связано и с потеплением, которое в некоторых регионах, таких как Передняя Азия, сопровождается уменьшением количества осадке этой связи интересно вспомнить, какие события происходили в этом регионе во времена двух наиболее значительных потеплений рассматриваемой эпохи - около рубежа христианской веры (50 г. до н.э. - 50 г. н.э.) и II-III в. н. э. Первое из этих потеплений совпадает со временем жизни Иисуса из Назарета, с возникновением еще одной мировой религии - христианства и миссионерской деятельностью ее первых адептов св. Петра и Павла.

В целях удобства можно разделить важнейшие события на четыре большие категории:

1. Культурные и технологические прорывы.

2. Переселения народов, нашествия вторжения.

3. Возникновение или консолидация государств, усиление централизованной власти.

4. Распад государств, ослабление централизованной власти. Культурные и технологические прорывы.

Все без исключения выдающиеся культурные я технологические прорывы в истории первых высоких цивилизаций связаны с ухудшением локальных климатических условий. Ухудшение климата не всегда связано с похолоданием - так, разработка финикийцами первого алфавита (Угарит/Рас-Шамра) около 1100 г. до н.э. совпадает с начальным периодом потепления, результатом которого должно было явиться иссушение Восточного Средиземноморья. 


"Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем"

В ближайшем столетии мы войдем в эпоху потепления самого сильного с тех пор, как на Земле появился человек.  Но, как уже неоднократно подчеркивалось выше, глобальное потепление приведет одновременно к иссушению огромных пространств в Передней Азии, а также как показывают данные новейших исследований, в Восточной Европе, Сибири и Северной Америке, где природа готовит человеку череду новых испытаний. Следуя логике тысячелетней истории, именно эти территории могут принять на себя в скором времени глобальные духовную и интеллектуальную миссии так, как это неоднократно бывало в прошлом. Достаточно вспомнить, что четыре мировые религии - две действующие и две угасшие (зороастризм и манихейство) - возникли в одной лишь Передней Азии в различные эпохи неблагоприятного климата. Учитывая масштаб и продолжительность предстоящего потепления, можно предположить, что борьба духовного и светского начал достигнет в ближайшие десятилетия необыкновенного накала.

источник

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Ответ на комментарий Валентин_Бубенщиков # А интересно было бы понять что Вы считаете ожиданным? Жизнь прекрасна именно в своей непредсказуемостью. Мне страшно представить себя, например, в скучнейшей роли провидца знающего все наперед, напрочь лишенного какого-либо удивления и возможности думать, что можно что-то изменить... Вот здесь всего лишь изменили МАСШТАБ взгляда на одну из "проблем" и открылось удивительное... Это же чудесно!:this:


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник КЛИМАТ И ИСТОРИЯ | Наблюдатель_сущего - Дневник Наблюдатель_сущего | Лента друзей Наблюдатель_сущего / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»