Квартира превратилась в лабораторию
Первые образцы этой удивительной краски Павел Смирнов (химик-биолог по образованию – выпускник Вологодского педуниверситета) получил в своей домашней лаборатории в 2009 году. Как вспоминает Павел, три года он жил в состоя¬нии постоянного поиска. Повсюду в квартире стояли банки и склянки с химическими веществами, пузырьки с образцами краски... Сохнущие образцы рядами лежали на столе, на шкафу, на подоконнике, на полу, на балконе – везде!
– Я увлекался живописью и писал абстрактные картины, – рассказывает художник. – В поисках новых эффектов стал добавлять в краску разные химические вещества – списанные реактивы. Однажды обнаружил странные вещи: капли краски, набрызганные на поверхность холста, сами по себе каким-то образом превратились в крохотные деревья – дендриты (разветвлённые древовидные кристаллы). Я заинтересовался этим явлением, стал искать в литературе информацию, начал экспериментировать с веществами, но повторить эффект долго не удавалось.
За три года Павел провёл тысячи опытов, и они привели к рождению красящего вещества нового типа – «умной» краски, которая рисует то, что заложено в её химической формуле. Сегодня краска Смирнова уверенно «рисует» дендриты трёх цветов – красный, синий, зелёный.
«Умная» краска
– Это кажется невероятным, но дендриты во время роста ведут себя, как настоящие живые существа, как живые растения! – говорит художник. – Рост дендрита из капли очень похож на рост дерева из семечка. Сначала из круглой капли краски выпячиваются тоненькие корешки и веточки, они быстро растут и превращаются в длинные ветви. Дендриты стремятся захватить максимальное пространство, но при этом не конфликтуют: если ветви дендрита приближаются к другим ветвям, то их рост ослабевает и прекращается. Во время роста дендриты словно чувствуют друг друга и избегают столкновения, огибая занятую «конкурентом» территорию.
Созданные вологжанином дендриты относятся к малоизученным структурам – фракталам. Их впервые описал в 1975 году французский учёный Бенуа Мандельброт, увидев в природе общий принцип самоповторения и саморазвития. Сегодня виртуальные фракталы очень хорошо известны математикам и программистам, но о физических рукотворных фракталах известно очень немного.
– Химики знают, как вырастить «деревья» из меди или серебра в пробирке с раствором соли, но это сложный лабораторный опыт. И результат его – хрупкие дендриты: дунь на них – рассыпаются, – говорит Павел. – Художникам тоже известно о дендритах: если положить на сырую краску лист бумаги и резко оторвать его от краски, то на поверхности картины будут образовываться дендриты. Этот способ называется фрактальной монотипией. Но он всегда непредсказуем. Я же изобрёл краску для создания дендритов прямо на поверхности картины. Капнул каплю на подготовленное полотно – получи гарантированный дендрит! Это принципиально новые возможности для художников.
Перспективы «вологодского чуда»
Во что может вылиться это изобретение вологжанина? Известно, что изобретение масляной краски в средние века дало мощный толчок для развития живописи в Европе, а изобретение быстросохнущей акриловой краски сделало живопись общедоступной. Любопытно, что «акрил» изобрели более ста лет назад, а масляные краски – шестьсот лет назад. С тех пор состав этих красок принципиально не менялся, и не менялись их свойства.
– Появление фрактальной краски с её особыми свойствами откроет новую страницу в истории искусства и даст начало новым стилям, – считает Павел Смирнов. – Моя краска рисует «деревья», но уверен, что можно изобрести смеси, которые смогут рисовать «волну», «спираль» или даже «лист папоротника». Новые краски расширят возможности художников и сделают занятия творчеством еще интереснее.
Это очень увлекательно – наблюдать за красками, которые живут своей жизнью. Ты кладешь несколько капель краски на лист и наблюдаешь, как капли начинают расти и бороться за территорию. Совсем как люди.
Принёс нам то, не знаем что
Быть первопроходцем непросто, и Павел Смирнов почувствовал это на собственной шкуре. Экспериментируя с чудо-краской, художник создал коллекцию картин-миниатюр с рукотворными дендритами и поехал с ними в Москву в картинные галереи.
– Я показывал свои картины искусствоведам, и они изумленно разводили руками – таких эффектов никогда не видели, – говорит изобретатель. – Показывал дендриты химикам – они спрашивали меня: «А как это делается?» Всем хотелось узнать рецепт, но помогать никто не спешил.
В одной из московских галерей на «Винзаводе» (известный центр современного искусства) сказали честно: «Парень, у тебя получаются красивые эти штуки. Но как их называть? Тому, что ты делаешь, в русском языке даже названия нет! А нам что прикажешь под твоей картиной написать? Что это за стиль? Скажи двумя словами, а ещё лучше – одним. И понятным».
Неподдельное искусство
Картины Смирнова и техника их исполнения оказались настолько отличны от всех других известных стилей, что встал вопрос: как назвать новый стиль? С лёгкой руки одного из друзей автора открытие назвали «Дженуин» – от английского слова genuine, что в переводе означает «неподдельное». Форма дендритов очень сложна и никогда не повторяется, поэтому чудо-краску можно использовать для создания картин, которые практически невозможно подделать.
В поисках упоминания о фрактальных красках Павел прошерстил Интернет и кучу литературы, но не обнаружил ничего похожего. Возможно, вскоре Вологодчину будут знать не только как родину вологодского масла, кружева и Деда Мороза, но и нового слова в живописи – «живой» краски от Павла Смирнова. Причём вологжанин нашёл эти краски в мире, где уже практически нечего открывать.