• Авторизация


САМАЙН 30-10-2010 10:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

САМАЙН






[показать]амайн - один из четырех основных праздников календаря кельтов, к которым так же относятся Бельтайн (Bel(l)taine; Bealtaine; Bealltainn), Лугнасад (Lugnasad; Lá Lúnasa; Lùnastal) и Имболк (Imbolc). Само слово в переводе с древнеирландского обозначает «конец, закат лета». Поскольку в ирландском языке буква "m" читается как звук "v", а гласная "i" смягчает следующую за ней "n", слово «Samhain» произносится как «савань» или, в современном прочтении, «саунь».

В Галлии праздник длился три ночи:

"Trinoux / tion / Samon / i / sindiu / os/" — «Три ночи Самайна с сего дня»,

а в Ирландии - семь дней (три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него).

Однако стоить отметить, что слово samhain в гаэльском (шотландском) языке является обозначением не только праздника, но и всего ноября.

В России прижилась форма "Самайн", однако иногда встречается и "Самхейн" - вспомним книгу "Валькирия" Марии Семёновой (я еще вернусь к упоминанию этого произведения, поскольку горячо его люблю).

Samhain, судя по ранним кельтским записям, был самым важным и зловещим праздником Кельтского года. Тогда верили, что весь мир кишит богами и духами, а потусторонний мир становится видимым и доступным человеческому роду. 


 



Сиды (Sidhe)

[показать]еперь мне стоит рассказать о сидах - холмах, являвшихся воротами в Иной Мир, где обитало Племя Богини Дану (боги, умершие короли и герои). Там они вели жизнь, полную радостей и наслаждений, неподвластные законам времени и условностям пространства. Обитатели Иного Мира превосходили простых смертных мудростью, ростом и красотой, а также обладали даром прорицания и долголетием.


"Riders of the Sidhe" ("Всадники Сидов")
Джон Дункан, шотландский художник XIX в.


Племя Богини Дану владело тремя магическими дарами - Фед(т) Фиадой (заклинанием, дымкой, делающей их невидимыми), пиром бога-кузнеца Гоибниу (принимающие участие в этом пире были избавлены от старости и смерти) и чудесными поросятами Мананнана Мак Лира, вновь являющимися целыми и невредимыми наутро после пира (кто знаком со скандинавской мифологией, может вспомнить схожее поверье о вепре Сехримнир (Sæhrimnir), который каждый день оживает после пира).


 

"Fand leave her lover Cu Chulainn"
"Фанд покидает своего возлюбленного Кухулина"

(Мананнан Мак Лир, чьей супругой была Фанд, разделяет влюбленных своим плащом, символизировавшим море и его способность отчуждать)
Художник Yvonne Gilbert


В Самайн сиды открывались и Эс Сид — “народ сид” выходил наружу, а смертные могли попасть внутрь холмов. Таким образом,

Самайн - момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира.

Согласно более поздним мифам, в течении Самайна можно было наблюдать Дикую Охоту , и люди старались держаться подальше от кладбищ и выходить на улицу, одеваясь неузнанными (переодевания на Хеллоуин напрямую связаны с этим обычаем).

 

Дикая охота
 


1. Согласно скандинавской легенде, бог Один со своей свитой носится по земле, собирая души людей. Если кто-либо встретится с ними, то попадет в другую страну, а если заговорит, то погибнет.
В фольклоре Северной Германии призраками предводительствует женщина Холда (Холте, Холле, Хулда или Холде) — богиня материнства и домашнего очага. В Южной Германии она известна под именем Берта(Берхта, Перхта), а в Норвегии — как Фригг. Она стережет души некрещеных детей и связана с Луной, отождествляется с римской Дианой.
Призраки наказывают порочных и ленивых. Если оставить пищу перед дверями, то призраки съедят её, но пища снова появится перед тем, как кавалькада духов двинется дальше. Считалось, что некрещёные умершие, особенно дети, становились забавой для собак Дикой Охоты, которые гнали их в ад.
В Средние века считалось, что в свиту входят ведьмы и их возглавляет Геката, богиня темной стороны Луны, покровительствующая ведьмам.
По другим сведениям, Дикой Охотой руководит Фрэнсис Дрейк, которого видели в сопровождении безголовых собак и демонов на просторах от Тевистока до Плимута. Призрак национального английского героя находился в карете или на катафалке.
В корнуоллском варианте легенды Дикая Охота — это свора собак Денди Дьявола.
В документах XII века указывается, что количество всадников равно 20—30 и то, что они верхом на чёрных оленях, либо на чёрных лошадях, со страшными чёрными собаками.
Считается, что последний раз Дикую Охоту видели в 1940-ых годах в Самхайне в канун церковного праздника.


2. Дикая охота ведет за собой мертвых в иной мир. В определенные ночи священных праздников можно встретить Охотника, который ищет свою жертву. Этот миф существует в Северной Европе и в Америке среди потомков европейских иммигрантов, в противовес средиземноморским и средне-восточным культурам, что не удивительно, так как на севере Европы, конечно, существовало земледелие, но также основой выживания северных народов была охота, особенно в зимнее время. Как гласят большинство легенд, это было и время Дикой Охоты. В некоторых мифах Дикая Охота происходила в канун Йоля, иногда в Саунь, иногда в Ночь Матери, а в Уэльсе – в канун Майского Дня.
Описание охоты обычно одинаково:
«Раздается сильный шум, лай собак и крики, затем черный всадник на черном, белом или сером коне проносится по небу со сворой борзых, а за ним спешит толпа духов. Иногда всадник без головы. Иногда, особенно в Верхней Германии, на духах можно заметить боевые раны или травмы от несчастных случаев. Пламя бьет ключом из под копыт и глаз животных, которые участвуют в процессии. Кони и собаки часто двух или трехногие. В процессии можно заметить и тех, кто умер недавно. Разъяренная толпа является угрозой для каждого, кто встречается ей на пути, но иногда от них можно получить и вознаграждение».
Квелдалф Хаген Гундарссон «Гром в горах» Выпуск 7, зима 1992
В английской легенде охоту возглавляет Херне Охотник. Предположительно, Херне был смотрителем Виндзорского леса во времена Эдуарда Второго. Он спас короля, на которого напал олень, а сам умер в сватке со зверем. Херне оживили местные волшебники, а рога волшебным образом приросли к его голове. По другой версии из-за волшебников он теряет навыки охотника, вешается на дубе (знаменитый Дуб Херне) и обрекает себя вечно скитаться и мстить за свою жизнь. Рога и его имя, естественно, напоминают нам кельтского бога Кернунноса, но прямая связь не доказана.
В Англо-Саксонских Хрониках упоминания о Дикой Охоте появляются в 1127 году:
«Много людей видело и слышало, как скакало множество всадников. Черные охотники были огромными и омерзительными, и все их черные псы омерзительные и с широко открытыми глазами. Они скакали на черных конях и черных козлах. Это зрелище наблюдали в парке города Питерборо , а также во всех лесах от этого города до Стэмфорда, и монахи слышали, как они трубили в рог в ту ночь. Правдивый человек, что дежурил в ту ночь, сказал, что в рога трубили двадцать или тридцать мужчин. Это видели и слышали от великого поста до пасхи».

3. ДИКАЯ ОХОТА Изначально, Дикая Охота - свора собак белого цвета с красными ушами (характерные цвета животных потустороннего мира, напр. белые красноухие коровы, дающие очень густое и пенное молоко - один из традиционных объектов спора людей и эльфов - поздние ирландские, валлийские и шотландские легенды). Эти псы являются проводниками из верхнего мира (albio) в нижний (dumno). Отсюда Альбион. Принадлежат правителю Аннуина Арауну. Следовательно, предводителем Дикой Охоты можно назвать именно Арауна. Встречаются варианты, когда псы сопровождались менее знатными жителями Аннуина (низшими божествами, бесами (раннехрист.)).
Дикую Охоту можно наблюдать в любое время. Но наиболее часто она появляется в дни Безвременья, Промежуточных, Пограничных Состояний. Наиболее яркий пример - первое полнолуние после Самайна. Конец года, но еще не начало нового, Равноденствие, луна уже не пребывает, но еще не убывает. Еще один пример - Бельтан. В другие дни наиболее благоприятное время - сумерки. Граница между мирами мертвых и живых становится совсем тонкой и переходы могут произойти даже помимо воли самих людей или духов. Более поздний вариант (валлийск.) - предводитель Дикой Охоты Гвин Ап Нидд. Плохо идентифицируемое по функциям божество. Наиболее близкие соответсвия - Кернуннос и Нуаду (Нодес - лат.). Внешний вид практически полностью соответсвует Кернунносу. Гвин Ап Нидда так же как и Кернунноса называют хозяином леса.
Существуют еще несколько менее существенных трактовок Дикой Охоты. Считается, что друиды, знавшие моменты, наиболее благоприятствующие появлению Дикой Охоты, вызывали ее сознательно. Для этого использовались специальные ритуалы и настой корня мандрагоры. Как правило, это делалось в первое полнолуние после Самайна. Вызвав Дикую Охоту, они вступали с ней в определенный ситуационно-логический поединок. Если друид оставался жив, то он занимал более высокое положение в жреческой иерархии, а также получал дополнительную магическую возможность контакта с царством мертвых.
 
 
 
Значимость

[показать]азличные значимые события часто происходили в Самайн. Давайте вспомним древнеирландский эпос. В саге "Разговор Старейшин" рассказывается, как Финн Мак Кул и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.


Финн Мак Кул,
художник Stephen Reid


Также известные нам по ирландским сагам случаи ритуального умерщвления короля происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге "Разрушение Дома Да Дерга".

Основные мифологические сражения происходят в дни Самайна. Пример - битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану сражались с Фоморами (злыми демонами). В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои. Например, один из ключевых персонажей ирландской мифологии - Кухулин.


Samhnag

[показать]дин из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - разжигание священного огня "samhnag". Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", то есть только что добытый. Это требование существовало не только у кельтов, но и у большинства других народов. Все другие огни (светильники, очаги в домах, костры во дворах) гасились, дабы вновь быть зажженными от нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше жрецов было запрещено под страхом смерти.

Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии.

Огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Это происходило потому, что, подобно Бельтановскому, огонь Самайна защищал от беды.



Bonfire
Автор - Eredel
(Профиль на DeviantArt)


В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетлендских и Оркнейских островах - кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование - вера в магию воспроизводства. Подобные традиции зафиксированы в плодородных ритуалах - возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.

Кроме того, на стены домов и частокол насаживали человеческие головы и черепа, которые должны были отпугнуть нечисть. Видимо, такое убеждение происходит от веры кельтов в то, что жизненная сила и дух человека заключены в его голове. Этот обычай был зафиксирован еще в 16 веке.

В этот день обычно предсказывали будущее по сердцевине ореха, капустным кочерыжкам, яичному белку в воде. Однако иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и нежеланные ответы на заданные вопросы. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из Иного Мира мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив поверить в то, что ему пригрезилось.


Закат Лета

[показать]ое-что о Самайне говорится в старинной уладской (Улад - самая большая область в древнейшей Ирландии) саге:

"Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии" .


Land of The Celts (Земля кельтов)
Автор - Angela Barnett


Cамайн знаменовался окончанием выпасного сезона. Это был пастушеский праздник, дающий содействие силам прироста и плодородия.

Традиционно в этот день делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживет зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

Самайн также отмечался как день почитания мертвых. В Ирландии и Шотландии считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы (вспомните Мстивоя Ломаного из "Валькирии") .



Пиршество Самайна

[показать]амайн характеризовался грандиозными пиршествами, призванными напомнить изобилие Иного Мира. Королевский пир Самайна выступал в качестве защиты от сил тьмы, поскольку присутствующие на нем были не подвластны злу.

В одной из рукописей приводится такое описание королевского пира:


"...большое общество садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество часто сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле (свинина особенно любима кельтами - жаренная, вареная; солонина). В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая..."



В текстах упоминается один из традиционных способов приготовления рыбы - варка в соленой воде с уксусом и тмином.

Кости, оставшиеся от трапезы, приносились в жертву - бросались в огонь или зарывались в земле. Кроме того, на столе Самайна обязательно присутствовало молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи.

В Галлии большое распространение получило вино. В других кельтских странах главенствующее положение занимало пиво, а в более древние времена готовили медовуху (mid) - напиток на основе забродившего меда.



От Самайна к Хеллоуину


[показать]оманизация Галлии и Британии привела к закату кельтской цивилизации. К 43 году римляне заявили о своем господстве в кельтских землях. Они правили там примерно 400 лет, влияя на кельтские традиции или объединяя их со своими.


Бой римлян и кельтов


Два римских праздника слились с Самайном:

*** Фералия – день в конце октября, в который римляне традиционно чтили память мертвых.

*** День Почтения, Помоны - римской богини фруктов и деревьев. Символ Помоны – яблоко, и слияние этого праздника с Самайном, возможно, объясняет наличие множества "яблочных" поверий на Хеллоуин (например, в Корнуэлле в эту ночь было принято класть большое яблоко под подушку, чтобы увидеть суженого).

С пришествием христианства в 800-х гг., ранняя английская церковь пыталась христианизировать старые кельтские праздники. Папа Бонифаций IV назначил 1 ноября "Днем Всех Святых" для почитания святых и мучеников. Также он назвал 31 декабря "Кануном Дня Всех Святых" и в конечном счете Хэллоуином.

Многие ученые сегодня признают, что Папа попытался заменить кельтский Самайн санкционированным церковью праздником.



Как Отметить


Возможно, кто-то захочет отметить Самайн, посему я дам несколько советов.

К Самайну всегда убирали и чистили дом, уплачивали долги, а для умерших оставляли еду и питье. Не стоит отступать от этой традиции.

Я всегда украшаю дом сухими ветками и осенними листьями - разноцветие создает приятный настрой и привносит уют в дом.



Отдавая дань огню в дни Самайна, расставьте дома свечи (только листья не сожгите!) В эту ночь огонь призван охранять вас, защищать своим магическим светом. Так что пускай свечей будет много! Они отгонят не только незваных гостей из Иного Мира, но и охранят дом от зависти, злобы и негативной энергии.



При декорировании используйте огненно-рыжий, коричневый и черный цвета - цвета огня, земли, деревьев.

Предлагаю вам приготовить в этот вечер блюда, традиционные для кельтской кухни. На столе непременно должно быть разнообразное мясо, запеченные яблоки (советую с корицей или медом - получается очень вкусно).

Не забудьте про овощи - сделайте рагу. Между прочим, тыква, которая в наши дни у всех ассоциируется с Хеллоуином, не имеет ничего общего с традициями древних кельтов. Она была завезена из Америки в Европу в XV или XVI веке (сведения разные).



Согласно традиции в Самайн на столе должно быть сливочное масло. Другие молочные продукты тоже приветствуются.



В доме обязательно должны быть лесные орехи - они обладают защитными свойствами. Поэтому их можно не только есть, но и использовать в качестве украшения и оберега.

Приготовьте какой-нибудь старинный напиток. Например, глинтвейн - он прекрасно согревает и помогает при простуде. Соки, кисели, медовуха тоже подойдут. Красное вино и пиво являются традиционными напитками для Самайна.



Пускай Самайн станет прощанием с щедрым летом и распахнет двери в мир засыпающих деревьев, трав и мхов, мир длинных ночей и стылой осени. Ведь к Белтайну Жизнь вновь возродится сотней переливчатых красок и искрящимся солнечным светом. Но это уже совсем другая история.




Волшебного вам Самайна!

В публикации использованы материалы сайтов:


 


 


 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник САМАЙН | irisha_bragin - Дневник irisha_bragin | Лента друзей irisha_bragin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»