• Авторизация


Обрядовые куклы 17-07-2010 13:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать] Мистические свойства кукол известны не одно тысячелетие. Куклы для разнообразных ритуалов: фигурки божеств и духов, обереги, фетиши, талисманы — издревле сопровождают человека как тень, как его зеркальное отражение. Не случайно обские угры называют эпоху с создания человека по сегодняшний день кукольным веком. Люди верили в некую загадочную и деятельную силу, исходящую от кукол, как бы она ни называлась: манна у меланезийцев, оренда у ирокезов, маниту у алгонкинов или мегбе у пигмеев. Древние куклы символизировали глубокие и таинственные переживания, непередаваемые с помощью обычных слов, но привносящие в жизнь полноту и истину.

Куклы-статуэтки каменного века скорее всего навсегда останутся до конца не разгаданными. Ясно лишь, что все они: причудливого вида женщины, мужчины и дети с лицами ящериц или птиц, со змеями вместо кос, с головами-фаллосами, лодки в виде человеческих фигурок, женские статуэтки из глины с примесью зёрен — имели непосредственное отношение к древним культам.

Куклы являлись участницами различных ритуалов, в том числе и одного из самых древних — погребального. Обычай захоронения глиняных фигурок характерен для многих традиционных культур. В Японии, например, вместе с умершими хоронили символические фигурки — ханива. Об их появлении рассказывается в японских анналах «Нихонги» (720 г.): император Суйнин (29 до н. э. — 70 н. э.) не мог спокойно слышать стенания, крики и плач слуг, зарытых в землю до самой головы около могилы императора. С тех пор вместо живых людей с усопшим сюзереном стали хоронить глиняных ханива. Они создавались подчеркнуто условно, символично, у некоторых ханива руки и ноги укорочены или видоизменены.




Куклы играли очень важную роль в обрядах жизненного цикла. В Европе у многих восточнороманских народов долго бытовал ритуал похорон глиняного человечка для ниспослания дождя и получения богатого урожая.



Фигурки Калояна, Скалояна, Германа, Пэпуша и других наряжали в белую или красную материю либо покрывали яичной скорлупой, укладывали в деревянный или глиняный гробик, украшенный зеленью, лентами и яичной скорлупой. Три дня его держали у одной из девушек, а потом с плачем и заклинаниями хоронили за пределами села. Ещё через три дня человечка выкапывали и либо относили к воде и бросали в неё, либо разламывали на куски и разбрасывали среди хлебов. Вернувшись домой, устраивали поминальный пир. Этот обряд существовал в разных вариантах. Славяне, например, сходным образом оплакивали и хоронили соломенное чучело кукушки, Костромы, Кострубоньки, Ярилы, Марены.

Самая яркая и выразительная языческая обрядовость — карнавальная. Дон Карналь, Сан-Пан-сар, Запуст, Бахус, или король карнавала, у каждого народа изображались по-своему, но куклы и чучела неизменно принимали участие во всех празднествах. В Италии, в областях Кампания и Абруцци, чучело, сделанное из мешка и соломы, побывавшее на весёлых шествиях и пиршествах, отдаётся под суд, получает приговор и сжигается или топится в реке. В области Молизе румяную куклу в короне под звуки колокольчиков провозят в повозке по улицам, а потом у источника оглашают «завещание», разоблачающее все плохие дела селения. Особенно достаётся обманутым мужьям, непорядочным людям, пьяницам и неумехам. Затем короля карнавала приговаривают к смерти.



В Кампании во время Пасхи играли «Смерть в Сорренто». На повозке везли двух кукол: Карнавала, круглого и красного, с громадным жирным брюхом, и Кварезиму (букв, «сорокодневье»; персонификация поста), худую старуху в траурном одеянии. Человек, изображавший Смерть, встречал и резал Карнавала косой, после чего его радостно хоронили, а Кварезима входила в город. Во время поста итальянцы мастерили из лоскутков куклу — старуху Кварезиму (Сооковка, Каремма). Желая показать, что пост продлится семь недель, к её но¬гам прикрепляли семь куриных перьев. В таком виде старуху вывешивали в окне дома. Каждый понедельник отрывали по одному перу, так что к Пасхе их не оставалось. Нередко через улицу протягивали шнур с прикреплёнными к нему сорока куклами — своеобразным календарём поста — и каждый день убирали по одной. В середине поста устраивали обряд «распиливания старухи»: палач отрубал кукле голову, причём сицилийцы делали так, что из неё вытекало много крови.

У каждого народа существовал культ предков и семейных охранителей, имевших иногда форму кукол. Так, у алтайцев тряпичные куклы эмэгэндэры-ба-бушки олицетворяли родоначальниц. Куклы наследовались по женской линии: выходя замуж, девушка брала их с собой, а потом передавала своей дочери. Этим куклам молились и дважды в год кормили их. Куклы — покровители рода были у хантов и манси; завёрнутые в тряпки или меха, они хранились в каждой семье. Ухаживал за куклой глава семьи. В случае удачного промысла ей приносили жертвы, обмазывая губы кровью и жиром, а в случае неудачи — наказывали или даже заменяли новой.

У сибирских эвенков семейные родовые куклы-святыни назывались «мухды» («пень»), так как по традиции вырезались из пней. Держали таких кукол в мешочках или ящичках на стоящих вдали от жилья особых нартах. Святыни наследовали и никогда не передавали в другой род. После успешной охоты, а также в каждое новолуние их кормили кровью и салом, испрашивая благополучия для всего рода. У енисейских кетов сходную роль играли алэли — большеголовые куклы с глазами из бусин или пуговиц, изображавшие старуху, хранительницу рода. О них заботились, их одевали и кормили, а при перекочёвках возили в берестяном туеске.

Использовались куклы и в ритуалах инициации. Так, глиняных идолов австралийского божества Дурамулуна публично демонстрировали во время обряда, а потом разбивали на куски и тщательно измельчали. По легенде, Дурамулун, небесное божество, когда-то спустился на землю, учредил ритуал инициации, и затем вернулся на небеса, а кукла-божество с его изображением хранила память об этом событии.

С помощью кукол гадали. Так, во время китайского Праздника первой ночи (Праздник фонарей) — кульминации Ново¬го года, — проходившего в середине первого месяца весны, т. е. в полнолуние, женщины вызывали так называемую Пурпурную девушку по имени Цзыгу. Согласно легенде, она была красивой и мудрой наложницей некоего чиновника и в полнолуние первого месяца погибла в уборной от руки его ревнивой законной жены. Цзыгу почиталась как богиня отхожих мест, где ей и следовало поклоняться. В разных областях Китая кукле давали разные прозвища, в зависимости от того, из какого материала мастерили фигурку. Головой обычно служил кухонный ковш, маленькая корзина, совок для мусора и т. п. На них наклеивали бумажку с нарисованным лицом Цзыгу, а в рот вставляли палочки для еды, которыми богиня «писала» предсказания. Тело делали из ивовых или персиковых веток, из травы или тростника. В некоторых местностях фигурку мастерили из сита или шумовки. Ритуал призывания Цзыгу выглядел следующим образом: две девочки в сопровождении женщин несли куклу в уборную, зажигали благовония и произносили заклинания, приглашая богиню вселиться в фигурку. Когда кукла в руках девочек начинала качаться, считалось, что дух вошёл в неё. Затем испрашивали предсказания и по поведению куклы судили об ответе: если она раскачивалась взад-вперёд, ответ считался благоприятным, если вправо-влево — неблагоприятным.

В основе многих магических действий лежит отработанная веками методика воздействия на человека с помощью специальных кукол. На этом построена, например, вся система культа вуду.



В Южном Китае, желая отвести болезнь, делали бумажных кукол по количеству членов семьи, причём каждая носила имя заменяемого ею человека. Затем кукол раскладывали в корзине по кругу, а в центре ставили тарелку с едой для приманки духов болезней. Кукла выступала в роли жертвы-заместителя, принимая все хвори на себя. Потом кукол сжигали, а пепел развеивали по ветру.

В древних цивилизациях Египта, Греции, Рима куклы — статуи божеств почитались как их земное воплощение. Им поклонялись, им приносили жертвы, к ним возносили мольбы о долгой жизни, богатом урожае и здоровом потомстве.



Считалось, что куклы-божества способны исцелять людей. В древнеегипетских храмах, в центре маленьких водоёмов, стояли на цоколе «целительные» статуи, изображавшие чаще всего прославленных заклинателей змей.
Египтяне верили, что вода в этих водоёмах стала целебной благодаря заговорам и заклинаниям и, если её выпьет пострадавший, смертельный яд не проникнет в его сердце. Куклы-божества и куклы-фараоны, кивая головой, открывая и закрывая рот, поднимая и опуская руки, могли разрешать споры, давать советы, наказывать провинившихся и оправдывать невиновных. Предполагают, что подвижные изображения богов и фараонов управлялись жрецами.

Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магическим атрибутом.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Stroi 04-02-2011-12:37 удалить
Тряпичные куклы http://www.krupenichka.ru/krupenichka/ в старину, играли огромную роль: они была участницами многих праздников и обрядов; были оберегами; являлись символами счастья, добра, благополучия и продолжения рода; ребенок, играя с ними, приобщался к культуре и традициям своего народа; тряпичные куклы дают большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка и фантазии. Подробнее: http://www.krupenichka.ru


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обрядовые куклы | irisha_bragin - Дневник irisha_bragin | Лента друзей irisha_bragin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»