Какие ассоциации у вас вызывают термины «Венецианская решетка», «Бергамский замок»?
Как бы не казалось, это отнюдь не названия архитектурных украшений.
Тогда приведу вам их синоним – «пояс целомудрия». Уже знакомо?
Веками тема супружеских измен волновала людей, свое отражение она нашла в литературе и живописи. Фактически можно сказать что большинство известных роман – это истории любви и измен.
Истории о том как рыцари, уходившие в крестовые походы, надевали на своих жен подобные пояса скорее всего являются вымыслом. Во-первых, нет никаких сколь-нибудь достоверных подтверждений их использования именно в то время; во-вторых, большая часть рыцарей не вернулась из тех походов - (в одном из походов участвовали 300 тысяч рыцарей; из них 260 тысяч умерли от чумы и других болезней, 20 тысяч пали в бою и только 20 тысяч вернулись домой), к тому же многие желали остаться на захваченных землях, где они устанавливали свои порядки и получали более высокий социальный статус нежели на родине; и наконец, в-третьих, носить такие пояса верности невозможно длительное время, максимум несколько дней: о гигиене в те темные времена никто не задумывался, трение окисляющегося железа о кожу неизбежно вызывало бы раны и последующее заражение крови.
Первые песни о поэмы о поясах верности датированы XXII веком, хотя многие историки склоняются к тому, что это были всего лишь поэтические метафоры. Первое же серьезное упоминание о поясах целомудрия появилось в XV веке – это книга «Bellifortis», законченная 28 августа 1405 года Конрадом Кайзером фон Эйштаттом (Konrad Kyeser von Eichstätt), в которой автор привел не только иллюстрацию, но и комментарий «Это тяжёлый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции», там же он упомянул и другие города, в которых использовали и изготавливали подобные пояса - Рим, Венеция, Милан, Бергамо. И все же эта информация также не была подтверждена больше ничем.
Считается, что первым изобретателем пояса верности в Европе был тиран Франческо II. По другой версии, обычай запирать женщину на замок появился в Германии в среде аристократии: каждый раз, отправляясь в военный поход, муж заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который лично снимал после своего возвращения, в случаях повреждения или избавления жены от такого пояса до возвращения мужа, он мог учинить над ней расправу по собственному разумению.
Патриции и феодалы заказывали для своих благоверных "железную узду", когда отправлялись в далекие страны.
Зачастую "пояса верности" продавались и на городских ярмарках. Причем торговец, который сегодня продавал мужьям свои "изделия", на следующий же день являлся к их женам и предлагал за большие деньги выкупить драгоценный дубликат ключа. Надо сказать, что женщинам злосчастный "пояс верности" доставлял немало хлопот и проблем, поэтому они с радостью приобретали заветный ключ.
И даже в том случае, когда муж являлся единственным обладателем ключа, любовникам его жены не представляло особого труда открыть хитроумный замок. Как только муж покидал порог родного дома, отчаянный любовник являлся к его жене под руку со слесарем, и через несколько часов преграда устранялась.
На шляпе мужа ослиные уши - метафора, означающая что муж де обманут, впоследствии их заменили рога.
"Пояс девственности с замком только усиливает неверность жен"
Так гласит средневековая пословица. В ней — главная ирония по поводу мужского изобретения. Дело в том, что "пояс целомудрия", усыпив бдительность ревнивых мужей, стал прямым виновником неверности их жен. Муж отныне переставал бояться "галантных шуточек", которые позволяли себе мужчины по отношению к его красавице жене. Он все чаще уезжает из дома, спокойно оставляя свою любимую в окружении не равнодушных к ней друзей. Так создавались сотни ранее не существовавших возможностей для измен. И было бы глупо предположить, что женщина этими возможностями не воспользуется.
[показать]
На этой иллюстрации мы видим как обнаженная девушка в поясе верности берет драгоценности из денежного мешка мужчины слева и передает их мужчине справа, владеющему ключами
Уловка с дубликатом не была тайной, и изначально жестокий ритуал породил немало анекдотов и смешных историй. Например, в музее Гренобля хранится старинный гобелен, на котором изображен рыцарь в доспехах, выезжающий из ворот замка. Из окна ему машет платком женщина. На шее рыцаря висит на цепочке очень затейливый ключик. А из-за кустов выглядывает другой рыцарь (не отягощенный доспехами), у которого на шее висит точно такой же ключик...
Автор известного в ту эпоху сочинения "Зеркало дам нашего времени" писал: "Я знал нескольких женщин, славившихся во всем городе как образцы супружеской верности и целомудрия и, однако, всегда имевших одного или нескольких любовников и часто менявших их в течение года. Некоторые из дам, имели детей от этих любовников, так как известно, что немало женщин предпочитают забеременеть от друга или любовника, даже от незнакомого человека, чем от мужа. Репутация этих женщин, вне всякого сомнения, в глазах их мужей стояла высоко. Это происходило оттого, что они носили те самые венецианские замки, которые считаются надежнейшей опорой против неверности жен".
А в немецком средневековом фольклоре есть очаровательная сказка о любви принцессы и пажа: «...Разгневанный король заточил дочь в высокую-превысокую башню, предварительно надев на нее пояс невинности. С ней была заключена и верная служанка… Раз или два в неделю влюбленный в принцессу паж, рискуя жизнью, под покровом ночи взбирался на башню и проводил несколько часов в нежных беседах с любимой. Их разделяла тяжелая решетка, а у дверей несла вахту вооруженная охрана. Паж сумел умолить королевского механика, сделавшего пояс, открыть его секрет… Через пять лет, почувствовав приближение смерти, король приказал привести к нему дочь. Она явилась, полная раскаяния, не надеясь на прощение, с младенцем на руках, в сопровождении сына и дочки. Король был поражен, как громом, но потом сменил гнев на милость. Узнав о ночных подвигах пажа, восхищенный его любовью к дочери и храбростью, посвятил пажа в рыцари, а затем благословил их брак».
Однако сказки сказками, а чтобы таких промахов не происходило, конструкцию поясов начали усложнять. В XVII веке за дело взялись ювелиры. Раньше замок мог вскрыть любой прелюбодей гвоздем или кончиком кинжала, но искусные умельцы исправили эту оплошность, снабдив замочек секретом: если механизм пытались открыть «чужеродной» отмычкой, пружинный захват защемлял стержень и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, хозяин сексуальной собственности мог подсчитать, сколько раз покушались на его «сокровище».
[показать]
Футляр для хранения ключей от пояса целомудрия
Многие пояса, сохранившиеся до наших времен, иначе как шедеврами ювелирного и инженерного искусства не назвать. На них с поразительным мастерством изображены сцены о плотских грехах: прелюбодеяние и наказание, соблазнение и муки, а также строки из Священного писания…
Вот некоторые образцы поясов, сохранившиеся в музеях Европы