• Авторизация


Какими бывают ключи... 03-10-2009 06:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Трудно себе представить, но знакомые нам величественные, торжественные, витиеватые гербы, помимо украшения парадных фасадов дворцов и замков, использовались когда-то в виде гравированных металлических пластин-накладок для того, чтобы всего лишь скрыть местоположение замочных скважин. А где скважина, там и ключ, и замок. Невозможно оторвать взгляд от этих роскошно декорированных предметов обихода - металлических ключей и замков.
Человеку во все времена было от кого прятаться и что прятать от других, а потому и ключи, и замки делались с незапамятных времен - каменные, глиняные, деревянные, костяные, даже кожаные и, наконец, металлические, обычно из железа, но также - стальные, бронзовые, серебряные, золотые, чугунные, алюминиевые. Безусловно, огромную роль в их изготовлении играли технические приемы. Качество отливки, технология художественной обработки металлов влияли на изысканность и виртуозность исполнения.
Внешний облик ключей отвечал, как правило, превалирующим в данное время стилистическим направлениям в искусстве. Но не всегда, так как стилевые изменения лишь в последнюю очередь влияли на прикладное искусство. А еще - потому, что любой новый мастер мог выбрать в качестве образца при изготовлении ключей изделия с декором, характерным для предыдущих эпох, или же руководствовался только своим мастерством и фантазией. Тем не менее, в основном стилевые приоритеты учитывались. В соответствии с ними менялись форма рукояток и общего декора ключей и замков. Готические рисунки средневековья сменяются сложными сюжетными многофигурными рельефами к XV в. Считается, что именно на эпоху Возрождения приходится своего рода расцвет производства замков и ключей в высокохудожественном исполнении. А изготовление самых роскошных ключей и замков приходится, пожалуй, на эпоху барокко. Затем преобладают строгие пропорции классицизма, а к концу XIX в., в соответствии с торжествующей эклектикой, форма ключей и замков упрощается, т.к. главенствующее место теперь занимает их функциональность - технологические возможности, секретность и портативность. Что касается развития конструкции, то известно, что в средневековый период еще не было изобретено упора для ограничения стержня ключа в замочной скважине. А размер ключа уменьшался пропорционально течению исторического времени. Любопытно, что, несмотря на внешнюю виртуозность исполнения, внутренний механизм замков эволюционировал довольно медленно.
Все усилия мастеров-изготовителей поначалу направлялись на то, чтобы скрыть замочную скважину. С этой целью встраивались маленькие потайные пружины. В некоторых замках для нажатия при их открывании использовался стилет. Существовали и жестокие травмирующие устройства - стальные дротики, неожиданно выскакивающие втыкающиеся в руку незваного гостя, прикоснувшегося к замку, или наносящие ему другие увечья.
Ключи к уже упоминавшимся гербовым замкам нередко украшались миниатюрной скульптурой из стали, а на зубчиках вырезались кресты или геральдические лилии - символы эпохи. Поверх стали накладывались перфорированные, украшенные драгоценными камнями пластины. С XVIII в. для изготовления пластин вместе с серебром использовалась латунь.
Одним из самых популярных механизмов XVI в. был замок, изготовляемый по так называемому «особому заказу». Особенность его состояла в том, что он открывался двумя или даже пятью ключами.
Пожалуй, эксклюзивное место в истории создания ключей и замков занимают уникальные механизмы под названием «шедевры замков», на их изготовление уходило более года. И как ни удивительно, исполнителями их являлись не зрелые мастера, а заканчивающие свое обучение подмастерья. Это была своего рода дипломная работа, потому и времени на ее изготовление было предостаточно. Самые сложные из них - ключи в виде фонаря. В основном они производились во Франции. Они представляют собой четырехугольную усеченную пирамиду - четырехстенный фонарик с резными поверхностями, внутри которого помещен розан тонкой, поистине ювелирной работы. Использованные техники: резьба, ажурный орнамент, гравировка, полировка, рельеф, чеканка, литье. И сегодня эти ключи поражают виртуозностью исполнения, а также сложным, порой фантастическим и изысканным рисунком.

Наряду с шедеврами особое место занимают «камергерские» ключи. Они ведут свое происхождение еще со времен существования Древнего Рима. Вельможи, отвечавшие за придворный церемониал, царские драгоценности, казну и т.п., расшивали в XVII в. свои камзолы изображениями ключа, имеющими символическое значение, а к XVIII в. богато декорированные золотые или серебряные ключи, также символического назначения, уже подвешивали на одеяние. Такого вельможу называли «человеком» или «кавалером золотого ключа». Помимо Европы, подобные ключи были очень популярны в России. Форма подобных предметов необычна, как правило, они богато орнаментованы, украшены художественной чеканкой. Бородка у камергерского ключа первоначально делалась символической, а впоследствии была упразднена, головка имела преимущественно закругленные очертания с вершиной, имеющей в центре герб или монограмму правящего дома. Изготавливались камергерские ключи из золоченого или посеребренного железа, иногда бронзы, а особо важные - из серебра и золота.

И напоследок - о ключах-курьезах. Так назывались ключи необычной формы, а также имеющие еще одно, помимо отмычки, функциональное назначение. Это мог быть складной ключ или ключ с убирающейся бородкой (с помощью специальных рычагов), ключ с печатью (в центре головки помещался штемпель), ключ с секретом (в полом стержне можно было хранить снадобья, яды, корреспонденцию), ключ-кинжал или пистолет и др.

Особое внимание уделялось изготовлению ключей-вывесок, которые помещались над входом в мастерскую и отличались немалыми, до метра в длину, размерами. Они привлекали прохожих и проезжих, и потому исполнялись с великим тщанием - это была демонстрация высокого кузнечного мастерства работников данного заведения.

 

[показать]


































































 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Какими бывают ключи... | irisha_bragin - Дневник irisha_bragin | Лента друзей irisha_bragin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»