«Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности. Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».
Автопортрет в полосатой майке (1906)
[498x600]
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в пос ледний день 1869 года в городке Ле Ка то-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, — вспоминал позже Матисс, — я почувствовал себя в раю...»
Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Поставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбе-ром Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.
Обеденный стол (1897)
[600x455]
Голубой горшок и лимон (1897)
[600x493]
Фрукты и кофейник (1899)
[600x480]
По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Идеи мастера, считавшего, что главное в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».
Посуда на столе (1900)
[494x600]
Посуда и фрукты (1901)
[600x492]
Очертания Нотр-Дам ночью (1902)
[435x600]
Мастерская на чердаке (1903)
[492x600]
Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В это время Матисс познакомился с Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.
Площадь в Сен-Тропе (1904)
[425x600]
Роскошь, покой и наслаждение (1904)
[600x476]
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины критики нашли «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Поклонники этой группы нашлись сразу. Лео Стайн и его сестра, Гертруда (знаменитая писательница), приобрели нашумевшую картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его работу «Роскошь, покой и наслаждение». Стайны подружились с художником. Эта дружба в его судьбе значила многое. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.
Женщина в шляпе (1905)
[422x600]
Мадам Матисс (1905)
[469x600]
В 1909 году Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка — «Танец» и «Музыка». Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».
Танец (1909)
[600x400]
Музыка (1910)
[600x400]
В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области — гравюру и скульптуру. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.
Марокканский пейзаж (1911-1913)
[417x600]
Красные рыбки (1911)
[394x600]
Портрет жены художника (1912-1913)
[399x600]
Ивонна Ландсберг (1914)
[388x600]
Три сестры. Триптих (1917)
[600x404]
Лауретт с чашкой кофе (1917)
[600x365]
Мавританская ширма (1917-1921)
[472x600]
Обнаженная спина (1918)
[443x600]
Монтальбан (1918)
[600x465]
Интерьер с футляром от скрипки (1918-1919)
[493x600]
Чёрный стол (1919)
[487x600]
Женщина перед аквариумом (1921)
[600x501]
Открытое окно (1921)
[493x600]
Поднятое колено (1922)
Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета. Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити.
В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию.
Танец (1932-1933)
[600x465]
С началом Второй мировой войны Матисс чуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал.
Розовая обнажённая (1935)
[600x427]
В 1940 году он официально оформил развод с Амели, а чуть позже у него обнаружили рак желудка. Художнику сделали две очень сложные операции. На долгое время Матисс оказался прикованным к постели.
Портрет Делекторской (1947)
[455x600]
Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Когда спустя годы они встретились вновь, Матисс узнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение». Оформлением Капеллы он занялся сам.
Интерьер Капеллы чёток в Вансе (1950)
[600x466]
Одалиски
Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов).
Одалиска в красных шароварах (1917)
[600x489]
Одалиски (1923)
[600x492]
Одалиска с зеленым шарфом (1923)
Одалиска, гармония в красном (1926)
[600x400]
Одалиски на софе (1928)
[600x498]
Одалиски (1928)
[600x492]
Одалиски в прозрачной юбке. Чёрно-белая литография (1929)
[600x452]
Джаз
В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом «импровизаций в цвете и ритме» под названием «Джаз», который бы явился визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера. Работая над ним, художник вырезал фигуры из листов окрашенной гуашью бумаги, «лепя скульптуры живым цветом» и «оживляя» свои детские воспоминания о катании на санках, цирковых клоунах, гимнастах и ковбоях.
Пара ножниц стала инструментом, позволившим ему решить актуальные проблемы цвета, формы и пространства. «Бумажные силуэты, - цитируем Матисса, - дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков».
Икар (1947)
[407x600]
Цирк (1947)
[600x388]
Лошадь, всадник и клоун (1947)
[600x386]
Санки (1947)
[550x600]
Ницца
Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет - «мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск». Матисс как-то признался одному из своих друзей: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья. Только в Ницце, вдали от Парижа, я забываю обо всем, спокойно живу и свободно дышу».
Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса - из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна - таких, как «Женщина у окна» .
Интерьер, Ницца (1919)
[483x600]
Женщина у окна (1924)
[492x600]
Бумажные женщины
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур.
Цумла (1950)
[332x600]
Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году - по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году он еще дважды ездил туда. За несколько лет до первой поездки в Марокко на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. В 1910 году он посетил в Мюнхене выставку исламского искусства, а позже исколесил Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.
Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Здесь он написал знаменитые картины «Вид из окна» и «Вход в казба».
Вид из окна (1912)
[401x600]
Вход в казба (1912)
[407x600]
Донести непосредственное переживание жизни
«Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык», - писал Матисс. Когда художник, знающий про себя, что он есть не пустая величина в искусстве, изрекает подобные максимы, то он говорит, прежде всего, о своем творчестве. Вопрос: какие новые знаки в пластический язык ввел сам Матисс? А многие. За внешней простотой его картин иногда этого не углядишь - кажется, что «так смог бы каждый».
Морской пейзаж (1905)
[600x447]
Окно (1905)
[478x600]
Интерьер с девушкой (1905-1906)
[489x600]
Портрет Андре Дерена (1905)
[442x600]
Счастье существования (Радость жизни) (1905-1906)
[600x438]
Море в Коллиуре (1906)
[600x490]
Лежащая обнаженная (1906)
[600x494]
Цыганка (1906)
[483x600]
Восточные ковры (1906)
[600x462]
Матрос II (1906-1907)
[493x600]
Роскошь I (1907)
[393x600]
Голубая обнаженная (1907)
[600x388]
Музыка (эскиз) (1907)
[490x600]
Берег (1907)
[490x600]
Мадам Матисс в красном платье в полоску (1907)
[482x600]
Натюрморт в голубых тонах (1907)
[600x457]
Грета Молл (1908)
[478x600]
Игра в шары (1908)
[600x468]
Голубая скатерть (1909)
[600x457]
Обнажённая на солнечном пейзаже (1909)
[452x600]
Натюрморт с 'Танцем' (1909)
[600x458]
Разговор (1909)
[600x488]
Сатир и Нимфа (1909)
[600x460]
Девушка с чёрной кошкой (1910)
[405x600]
Красные рыбки (1911)
[509x600]
Цветы и керамическая тарелка (1911)
[529x600]
Испанский натюрморт (Севилья II) (1911)
[600x461]
Семейный портрет (1911)
[600x439]
Манильская шаль (1911)
[374x600]
Интерьер в баклажанах (1911-1912)
[600x525]
Красные рыбки в интерьере (1912)
[511x600]
Танец с настурциями (1912)
[343x600]
Голубое окно (1912)
[404x600]
Сидящий Риффиан (1912-1913)
[480x600]
Арабский дом кофе (1912-1913)
[600x498]
Натюрморт с апельсинами (1913)
[524x600]
Вид Нотр-Дама (1914)
[380x600]
Интерьер с тазом и с красной рыбкой (1914)
[394x600]
Жёлтая штора (1914-1915)
[392x600]
Студия на набережной Сент-Мишель (1916)
[476x600]
Лауретт в зелёном на чёрном фоне (1916)
[435x600]
Лауретт в белом тюрбане (1916)
[450x600]
Окно (1916)
[470x600]
Натюрморт с головой (1916)
[485x600]
Марокканцы (1916)
[600x378]
Урок музыки (1917)
[517x600]
Лотарингский стул (1919)
[405x600]
Урок живописи (1919)
[600x476]
Ставни (1919)
[407x600]
Обнажённая, испанский ковёр (1919)
ч
Сидящая женщина (1919)
[414x600]
Женщина на диване (1920-1922)
[600x494]
Ню на голубой подушке (1924)
[480x600]
Интерьер с фотографией (1924)
[483x600]
Ню лёжа (1924)
[600x390]
Декоративная фигура на фоне орнамента (1925-1926)
[448x600]
Обнажённая в кресле (1926)
[439x600]
Балерина, гармония в зелёном (1927)
[405x600]
Дама в голубом (1937)
[475x600]
Музыка (1939)
[596x600]
Интерьер с этрусской вазой (1940)
[600x440]
Леда и лебедь (1944-1946)
[519x600]
Интерьер в красном цвете. Натюрморт на синем столе (1947)
[457x600]
Египеская занавесь (1948)
[457x600]
Источники: anrimatiss.ru, smallbay.ru, staratel.com.