• Авторизация


Анри Матисс 20-06-2012 11:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Зоя_Яр Оригинальное сообщение

Один из любимийших художников...

Анри Матисс
 
  Ну и подборочка....поклон собравшему ...
[info]drugsnboobs
 
«Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности. Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».

Автопортрет в полосатой майке (1906)

[498x600]

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в пос ледний день 1869 года в городке Ле Ка то-Камбрези на северо-востоке Франции в семье торговца зерном и красками. Детство Матисса было счастливым. После окончания школы Анри учился в Париже на юриста. Получив диплом, он работал помощником адвоката в Сен-Квентине. Работа казалась Матиссу бесконечно скучной. Поворотным моментом в его жизни стала болезнь. Чтобы как-то «развеять» сына, когда он выздоравливал после операции, сделанной по поводу аппендицита, мать подарила ему коробку красок. «Когда я начал писать, — вспоминал позже Матисс, — я почувствовал себя в раю...»

Добившись разрешения отца, он отправился учиться на художника в столицу, где в октябре 1891 года поступил в Академию Жюлиана. Отношения с Адольфом Бугро, в чью мастерскую он попал, у Матисса не сложились, и вскоре он перешел в Школу изящных искусств к Поставу Моро. Это была судьба. Во-первых, Моро оказался прекрасным педагогом; во-вторых, здесь, в его студии, начинающий художник подружился с Альбе-ром Марке и Жоржем Руо, своими будущими соратниками по фовизму.

Обеденный стол (1897)

[600x455]

Голубой горшок и лимон (1897)

[600x493]

Фрукты и кофейник (1899)

[600x480]

По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Идеи мастера, считавшего, что главное в живописце — его умение выразить в красках свое отношение к миру, нашли живой отклик в душе молодого Матисса. Что касается его тогдашней манеры письма, то она была близка к импрессионистической. Но цвет, поначалу приглушенный, постепенно набирал силу и уже тогда начинал приобретать самостоятельное значение в работах художника, увидевшего в нем «силу, способную подчеркнуть ощущение».

Посуда на столе (1900)

[494x600]

Посуда и фрукты (1901)

[600x492]

Очертания Нотр-Дам ночью (1902)

[435x600]

Мастерская на чердаке (1903)

[492x600]

Жил Матисс в это время трудно. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Свой медовый месяц молодожены провели в Лондоне, где Матисс увлекся творчеством великого мастера цвета Тернера. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В это время Матисс познакомился с Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета.

Площадь в Сен-Тропе (1904)

[425x600]

Роскошь, покой и наслаждение (1904)

[600x476]

Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Там начался его отход от техники дивизионизма. Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Их картины критики нашли «еретическими». Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» — от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.

Поклонники этой группы нашлись сразу. Лео Стайн и его сестра, Гертруда (знаменитая писательница), приобрели нашумевшую картину Матисса «Женщина в шляпе», а Поль Синьяк купил его работу «Роскошь, покой и наслаждение». Стайны подружились с художником. Эта дружба в его судьбе значила многое. Новые приятели познакомили Матисса с юным тогда Пикассо, рядом влиятельных критиков и русским коллекционером С. Щукиным. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он переехал в новый дом в Исси-де-Мулино и предпринял несколько больших путешествий, посетив Северную Африку, Испанию, Германию и Россию.

Женщина в шляпе (1905)

[422x600]

Мадам Матисс (1905)

[469x600]

В 1909 году Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка — «Танец» и «Музыка». Работая над ними, художнику удалось достичь абсолютной гармонии формы и цвета. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, — позже объяснял он. — "Танец" написан мной всего тремя красками. Синий цвет передает небо, розовый — тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм».

Танец (1909)

[600x400]

Музыка (1910)

[600x400]

В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области — гравюру и скульптуру. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. С женой Матисс виделся все реже и реже. Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.

Марокканский пейзаж (1911-1913)

[417x600]

Красные рыбки (1911)

[394x600]

Портрет жены художника (1912-1913)

[399x600]

Ивонна Ландсберг (1914)

[388x600]

Три сестры. Триптих (1917)

[600x404]

Лауретт с чашкой кофе (1917)

[600x365]

Мавританская ширма (1917-1921)

[472x600]

Обнаженная спина (1918)

[443x600]

Монтальбан (1918)

[600x465]

Интерьер с футляром от скрипки (1918-1919)

[493x600]

Чёрный стол (1919)

[487x600]

Женщина перед аквариумом (1921)

[600x501]

Открытое окно (1921)

[493x600]

Поднятое колено (1922)



Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Он иллюстрировал книги Малларме, Джойса, Ронсара, Бодлера, создавал костюмы и декорации к постановкам Русского балета. Не забывал художник и о путешествиях, объехав Соединенные Штаты и проведя три месяца на Таити.

В 1930 году он получил заказ от Альберта Барнса на настенную роспись, которая должна была украсить здание барнсовского собрания живописи в Мерионе, пригороде Филадельфии. Темой росписи Матисс вновь выбрал танец (как и 20 лет назад, когда работал для Щукина). Он вырезал огромные фигуры танцоров из цветной бумаги и пришпиливал их к огромному холсту, пытаясь найти максимально выразительную и динамичную композицию.

Танец (1932-1933)

[600x465]

С началом Второй мировой войны Матисс чуть не уехал в Бразилию (была уже готова виза), но в конце концов передумал.

Розовая обнажённая (1935)

[600x427]

В 1940 году он официально оформил развод с Амели, а чуть позже у него обнаружили рак желудка. Художнику сделали две очень сложные операции. На долгое время Матисс оказался прикованным к постели.

Портрет Делекторской (1947)

[455x600]

Одной из сиделок, ухаживавших за больным Матиссом, была Моника Буржуа. Когда спустя годы они встретились вновь, Матисс узнал, что его знакомая переболела туберкулезом, после чего приняла постриг под именем Жак-Мари в доминиканском монастыре в Вансе. Жак-Мари попросила художника исправить ее эскизы витражей для монастырской Капеллы Четок. Матисс, по собственному признанию, увидел в этой просьбе «поистине небесное предначертание и некое Божественное знамение». Оформлением Капеллы он занялся сам.

Интерьер Капеллы чёток в Вансе (1950)

[600x466]

Одалиски

Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов).

Одалиска в красных шароварах (1917)

[600x489]

Одалиски (1923)

[600x492]

Одалиска с зеленым шарфом (1923)



Одалиска, гармония в красном (1926)

[600x400]

Одалиски на софе (1928)

[600x498]

Одалиски (1928)

[600x492]

Одалиски в прозрачной юбке. Чёрно-белая литография (1929)

[600x452]

Джаз

В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом «импровизаций в цвете и ритме» под названием «Джаз», который бы явился визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера. Работая над ним, художник вырезал фигуры из листов окрашенной гуашью бумаги, «лепя скульптуры живым цветом» и «оживляя» свои детские воспоминания о катании на санках, цирковых клоунах, гимнастах и ковбоях.

Пара ножниц стала инструментом, позволившим ему решить актуальные проблемы цвета, формы и пространства. «Бумажные силуэты, - цитируем Матисса, - дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков».

Икар (1947)

[407x600]

Цирк (1947)

[600x388]

Лошадь, всадник и клоун (1947)

[600x386]

Санки (1947)

[550x600]

Ницца

Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет - «мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск». Матисс как-то признался одному из своих друзей: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья. Только в Ницце, вдали от Парижа, я забываю обо всем, спокойно живу и свободно дышу».

Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса - из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна - таких, как «Женщина у окна» .

Интерьер, Ницца (1919)

[483x600]

Женщина у окна (1924)

[492x600]

Бумажные женщины

В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур.

Цумла (1950)

[332x600]

Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году - по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». В 1912 году он еще дважды ездил туда. За несколько лет до первой поездки в Марокко на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. В 1910 году он посетил в Мюнхене выставку исламского искусства, а позже исколесил Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны.

Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Здесь он написал знаменитые картины «Вид из окна» и «Вход в казба».

Вид из окна (1912)

[401x600]

Вход в казба (1912)

[407x600]

Донести непосредственное переживание жизни

«Значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык», - писал Матисс. Когда художник, знающий про себя, что он есть не пустая величина в искусстве, изрекает подобные максимы, то он говорит, прежде всего, о своем творчестве. Вопрос: какие новые знаки в пластический язык ввел сам Матисс? А многие. За внешней простотой его картин иногда этого не углядишь - кажется, что «так смог бы каждый».

Морской пейзаж (1905)

[600x447]

Окно (1905)

[478x600]

Интерьер с девушкой (1905-1906)

[489x600]

Портрет Андре Дерена (1905)

[442x600]

Счастье существования (Радость жизни) (1905-1906)

[600x438]

Море в Коллиуре (1906)

[600x490]

Лежащая обнаженная (1906)

[600x494]

Цыганка (1906)

[483x600]

Восточные ковры (1906)

[600x462]

Матрос II (1906-1907)

[493x600]

Роскошь I (1907)

[393x600]

Голубая обнаженная (1907)

[600x388]

Музыка (эскиз) (1907)

[490x600]

Берег (1907)

[490x600]

Мадам Матисс в красном платье в полоску (1907)

[482x600]

Натюрморт в голубых тонах (1907)

[600x457]

Грета Молл (1908)

[478x600]

Игра в шары (1908)

[600x468]

Голубая скатерть (1909)

[600x457]

Обнажённая на солнечном пейзаже (1909)

[452x600]

Натюрморт с 'Танцем' (1909)

[600x458]

Разговор (1909)

[600x488]

Сатир и Нимфа (1909)

[600x460]

Девушка с чёрной кошкой (1910)

[405x600]

Красные рыбки (1911)

[509x600]

Цветы и керамическая тарелка (1911)

[529x600]

Испанский натюрморт (Севилья II) (1911)

[600x461]

Семейный портрет (1911)

[600x439]

Манильская шаль (1911)

[374x600]

Интерьер в баклажанах (1911-1912)

[600x525]

Красные рыбки в интерьере (1912)

[511x600]

Танец с настурциями (1912)

[343x600]

Голубое окно (1912)

[404x600]

Сидящий Риффиан (1912-1913)

[480x600]

Арабский дом кофе (1912-1913)

[600x498]

Натюрморт с апельсинами (1913)

[524x600]

Вид Нотр-Дама (1914)

[380x600]

Интерьер с тазом и с красной рыбкой (1914)

[394x600]

Жёлтая штора (1914-1915)

[392x600]

Студия на набережной Сент-Мишель (1916)

[476x600]

Лауретт в зелёном на чёрном фоне (1916)

[435x600]

Лауретт в белом тюрбане (1916)

[450x600]

Окно (1916)

[470x600]

Натюрморт с головой (1916)

[485x600]

Марокканцы (1916)

[600x378]

Урок музыки (1917)

[517x600]

Лотарингский стул (1919)

[405x600]

Урок живописи (1919)

[600x476]

Ставни (1919)

[407x600]

Обнажённая, испанский ковёр (1919)

ч

Сидящая женщина (1919)

[414x600]

Женщина на диване (1920-1922)

[600x494]

Ню на голубой подушке (1924)

[480x600]

Интерьер с фотографией (1924)

[483x600]

Ню лёжа (1924)

[600x390]

Декоративная фигура на фоне орнамента (1925-1926)

[448x600]

Обнажённая в кресле (1926)

[439x600]

Балерина, гармония в зелёном (1927)

[405x600]

Дама в голубом (1937)

[475x600]

Музыка (1939)

[596x600]

Интерьер с этрусской вазой (1940)

[600x440]

Леда и лебедь (1944-1946)

[519x600]

Интерьер в красном цвете. Натюрморт на синем столе (1947)

[457x600]

Египеская занавесь (1948)

[457x600]


Источники: anrimatiss.ru, smallbay.ru, staratel.com.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анри Матисс | Shinkarchuk_Anatoly - Shinkarchuk Anatoly | Лента друзей Shinkarchuk_Anatoly / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»