• Авторизация


Очередное 30 января. Охотничий замок - сооружение, домик для охоты и место уединения. 30-01-2023 00:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!


По традиции каждое 30 января я пишу пост о Майерлинге или о кронпринце Рудольфе. 30 января 1889 года случилась трагедия в Майерлинге, в этом году 134 года как это произошло. Для истории остался важным факт, что это самоубийство наследника Австро-Венгерского престола и впоследствии смена линии престолонаследия. А потом и тот факт, что если бы эрцгерцога Франца-Фердинанда не убили бы в Сараево, то не случилось бы и Первой мировой войны. У этой истории в результате показанной под видом помутнения рассудка и впоследствии сильно романтизированной были долгоиграющие последствия. И каждое 30 января я в своем фейсбуке, который теперь удален, писала цитаты из книг, которые я за год прочла на эту тему. В силу того, что сейчас это не мои научные интересы, на книги всё сложнее находить время. В этот раз время на пост нашлось неожиданно, так 30 января у меня моя лекция в РГГУ должна была быть, но её переместили на 6 февраля. Что дало мне время на написание текста к посту, поиск материала и даже удалось выдержать не наукообразный стиль. Моей личной истории с этой историей уже 23 года, это срок. Одна опечатка в детской энциклопедии "Королевские династии" о том, что мать Мэри Вечеры Хелена Вечера должна была отправится в Венецию и подвердить, что её дочь погибла там. А рассказ-то об убийстве в Майерлинге. Эта несостыковка, для меня, тогда еще ребенка живо интересующегося всеми королями, царями и принцессами и стала причиной интереса к теме. Даже, когда мне подарили модного в начале 2000х популярного психолога Дейла Карнеги самым любимым его рассказом о разных исторических личностях был, правильно, о Майерлингской истории. И казалось бы, что интересного в двойном самоубийстве в охотничьем замке в Нижней Австрии? Концы в воду надежно спрятаны. Версий много, я даже находила ченнелинг с душой Рудольфа, где он «заявляет», что не убивал Мэри Вечеру и в Майерлинг она приехала уже отравленной. Но сейчас меня интересует само понятие охотничьего замка. Так сложилось, что на досуге я пристально изучала историю архитектуры. Мир стоит не только на архитектуре Захи Хадид, Жана Нувеля, Сантьяго Калатравы и Нормана Фостера. Интересно было задать себе вопрос: что значил для богатой аристократии охотничий замок?

Как мы знаем из истории, существование любой империи - это завоевания земель, отъем ресурсов, содержание войск и свои крепости. Особенно в Средние века. Но войны велись не постоянно. Иногда случался мир. Или затишье. И тогда дворяне охотились на зверей в своих угодиях не только ради мяса и меха, но и ради развлечения. И для этого им понадобилось строить охотничьи домики, потому что замки иногда не располагались близко к месту охоты, к тому же охота - это тренировка навыков стрельбы и верховой езды. Своеобразный спорт того времени. А для спорта нужно свое приспособленное к этому место.
Первая мысль, которая мне в связи с этим пришла в голову, с чего начать копать ,"Книга о соколиной охоте" из романа Александра Дюма "Королева Марго". В романе есть указание на автора «это трактат об искусстве выращивать и вынашивать соколов, кречетов и ястребов, написанная весьма ученым человеком, луккским правителем – синьором Каструччо Кастракани».

Каструччо Кастракани. Городская библиотека Лукки

Каструччо Кастракани – это реальное историческое лицо, итальянский кондотьер (командир наемников) из 14 века. В исторических источниках не сохранилось указаний на его книгу о соколиной охоте.

Фридрих II на второй странице Манускрипта Манфреда (Ватиканская библиотека, Pal. lat 1071)

Но книга о соколиной охоте действительно существовала, но написанная императором Священной Римской империи Фридрихом II Гогенштауфеном. Называлась она искусством охоты с птицами (De arte venandi cum avibus) и была посвящена не только тонкостям охоты, но и орнитологии. По сути это был первый научный труд по этой тематике.

Замок Кастель-дель-Монте.

И с этой точки зрения было интересно посмотреть его охотничьи замки, раз он был таким ценителем птичьей и, очевидно, соколиной охоты. Самый известный замок Фридриха II назывался Кастель-дель-Монте. Находится он в Италии, в провинции Бари, является объектом наследия Юнеско. Позднее здание библиотеки в экранизации романа Умберто Эко «Имя Розы» было построено как раз по модели Кастель-дель-Монте. Но охотничий ли это замок? Вот в чем был вопрос. Если вспомнить мое какое-никакое понимание итальянского языка, я одно время ходила в итало-французскую школу. Castel del Monte – это замок на горе. И порывшись в картинках и схемах, я нашла любопытный момент – в планировке замка огромную роль играет солнце и его поведение в дни летнего и зимнего солнцестояний. А сам замок по планировке напоминает восьмиугольник.

Замок Кастель-дель-Монте. Вид сверху.

«Некоторые историки предполагают, что восьмиугольник — промежуточный символ между квадратом (символизирующим землю) и кругом (символизирующим небо)». А также некоторые историки считают этот замок охотничьим, но уже с 1246 года он использовался как тюрьма, а потом и как убежище во время эпидемии чумы.

Замок Кастель-дель-Монте. Свет солнца.

Также у Фридриха II был второй замок, который тоже считают охотничьим. Он также находится в провинции Бари в Италии – Гравина-ин-Пулья, сейчас от него остались руины. Но по свидельству Джоджо Вазари строился он по проекту Фуччо из Флоренции. Это 13 век, проторенессанс неожиданно вторгся в средневековье. Жаль, что от замка и вправду остались только развалины. Непонятно, насколько серьезным было такое вторжение или объединение стилей.

Руины замка Фридриха II в Гравине-ин-Пулья (XIII в.)

Следующим знаменитым охотничьим замком является замок Фонтенбло, который ассоциируется с французским королем Франциском I и ренессансной школой Фонтенбло. Охота к тому времени стала местом увеселения и целым ритуалом для тогдашнего французского дворянства.

Замок Фонтентебло.


Гобелен Валуа, показывающий увеселения знати в замке Фонтенбло. 16 век, Франция.

Одним из первых архитектурных сооружений рококо в Германии был охотничий замок Фалькенлуст в Брюле. Он был построен архитектором Франсуа де Кювийе для того, чтобы курфюрст Клеменс Август Баварский там занимался соколиной охотой.

Георг Десмаре. Клеменс Август Баварский - великий магистр Тевтонских рыцарей, 1745.


Замок Фалькенлуст.

Позднее охотничий домик из своего предназначения парадного замка для охоты становится уединенным местом, куда можно сбежать от двора, от обязательств и мероприятий.

замок Клеменсверт.

Первым среди таких охотничьих домиков стал замок Клеменсверт недалеко от Мюнхена. Он также был построен для курфюрста Клеменса Августа Баварского. Архитектором его был Иоганн Конрад Шлаун, который относится или правильнее сказать, чьи сооружения относятся к северо-западному немецкому барокко. Идея замка изначально была изолированной, что создало трудности со строительными материалами.

К 19 веку предназначение охотничьих замков снова изменилось. Они стали загородными летними резиденциями. Как, например, замок Гельбензанде (мой любимый пример фахверковой конструкции, кстати говоря), ставший летней резиденцией великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца III. Это муж великой княжны Анастасии Михайловны Романовой.

Охотничий замок Гельбензанде

Великая княжна Анастасия Михайловна, великая герцогиня Мекленбург-Шверинская.

Анастасия Михайловна, великая герцогиня Мекленбург-Шверинская со своими мужем Фридрихом Францем III.

Также охотничьи домики все еще оставались местами для уединения. И, очевидно, что таким местом, чтобы сбежать от диктата венского двора для кронпринца Рудольфа стал Майерлинг.

Кронпринц Рудольф.


Вид Майерлинга в 1889 году.


Вид из окна уже в наше время.

Но помимо Майерлинга примерно в тот же временной период, точнее в 1891 году, «засветился» другой охотничий замок Грюнвальд и произошедшее в нем «дело Котце», которое дискредитировало и потрясло Германскую империю. К сожалению, по существующему законодательству о полном запрете пропаганды ЛГБТ я не могу описывать эту историю, но викторианская эпоха подходила к концу – аристократия отжигала как могла.

Охотничий замок Грюнвальд.

И с этим история охотничьих замков для знати с падением монархий становится законченной, они остались как напоминания о людях, с которыми они были связаны, о эпохах и событиях и, конечно, о трофеях, которые сохранились и до наших дней как музейные экспонаты. Но история не знает сослагательного наклонения.

https://elize-sun.livejournal.com/881173.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Очередное 30 января. Охотничий замок - сооружение, домик для охоты и место уединения. | lj_elize_sun - Es ist ein Aber dabei dass Ich gehoere nur mir | Лента друзей lj_elize_sun / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»