• Авторизация


Фарфо́р 10-01-2013 15:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения last_Alive Оригинальное сообщение

Без заголовка

[300x477]
Фарфо́р (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, кварц, полевого шпата и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым).

Фарфор различают по составу массы (твердый, мягкий, костяной) и по характеру росписей (подглазурные, надглазурные). Дорогие коллекционные сорта фарфора называют по месту производства или по фамилии владельцев фабрик или изобретателей

Виды фарфора

Затронув тему разнообразия фарфоровых изделий, нельзя не рассказать о различных видах самого материала. В зависимости от состава фарфоровой массы получают мягкий или твердый фарфор. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше риск деформации заготовки при обжиге.
Существует также промежуточный вид фарфора, называемый костяным, как один из видов мягкого фарфора.
Твердый фарфор отличается крепостью, великолепной сопротивляемостью высокой температуре и кислотам. Известная всему миру прозрачность в сочетании с колокольным звуком является свойством именно твердого фарфора . Этот вид фарфора получил название "мейсенский" (по названию небольшого городка в Саксонии, на востоке Германии, где почти триста лет назад химик Иоганн Бетгер изобрел новый вид фарфора ). Мягкий фарфор , разработанный во Флоренции на два столетия раньше твердого, называют фарфором Медичи. Но сегодня все чаще можно услышать термин "фриттовый фарфор", подразумевающий способ изготовления. Мягкий фарфор , из которого производят главным образом художественные изделия, прозрачнее, чем твердый, однако его жароустойчивость гораздо ниже. Компромиссом между мягким и твердым фарфором является костяной фарфор . Состав костяного фарфора был открыт в Англии, и там же около 250 лет назад началось его производство. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором . Костяной не такой белый, как твердый, и выносливее и тверже мягкого фарфора .

История

Фарфор впервые был получен в 620 г. в Китае. Способ его изготовления долго хранился в секрете и лишь в 1708 г. саксонским экспериментаторам Чирнгаузу и Бёттгеру удалось получить европейский фарфор.

Попытки рассекретить восточный фарфор продолжались в течение почти двух столетий в Италии, Франции и Англии. Однако в результате получались материалы, отдалённо напоминавшие фарфор и более близкие к стеклу.

Иоганн Фридрих Бёттгер (1682—1719 гг.) начал проводить опыты по созданию фарфора, которые в 1707/1708 году привели к созданию "rothes Porcelain" (красного фарфора) — тонкой керамики, яшмового фарфора.

Однако настоящий фарфор ещё предстояло создать. Химии, как науки в её современном понимании, ещё не существовало. Ни в Китае или Японии, ни в Европе сырьё для производства керамики ещё не могли определить с точки зрения химического состава. То же касалось использовавшейся технологии. Процесс производства фарфора тщательно задокументирован в записках о путешествиях миссионеров и купцов, но из этих отчётов не могли быть выведены использовавшиеся технологические процессы. Известны, например, записки священника-иезуита Франсуа Ксавье д'Антреколя (англ.)русск., содержащие секрет технологии производства китайского фарфора, сделанные им в 1712 году, но ставшие известны широкой общественности только в 1735 году.

Понимание основного принципа, лежащего в основе процесса производства фарфора, а именно необходимости обжига смеси различных видов почвы, - тех, которые легко сплавляются, и тех, что сплавляются сложнее, - возникло в результате долгих систематических экспериментов, основанных на опыте и знании геологических, металлургических и "алхимико-химических" взаимоотношений. Считается, что эксперименты по созданию белого фарфора шли одновременно с опытами по созданию "rothes Porcelain", поскольку всего два года спустя, в 1709 или 1710 году, белый фарфор был уже более или менее готов к изготовлению.

Необходимо заметить, что китайский фарфор, с современной точки зрения, - мягкий фарфор, поскольку в его состав входит существенно меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, он также обжигается при более низкой температуре и менее прочен.

Вместе с Беттгером над созданием твёрдого европейского фарфора трудились эксперты и учёные различных специальностей. Европейский твёрдый фарфор (pate dure) был абсолютно новым продуктом в области керамики.

В конце декабря 1707 года был произведён успешный опытный обжиг белого фарфора. Первые лабораторные записки о пригодных к использованию фарфоровых смесях относятся к 15 января 1708 года. 24 апреля 1708 года было отдано распоряжение о создании фарфоровой мануфактуры в Дрездене. Первые образцы фарфора, прошедшие обжиг в июле 1708 года, были неглазурованными. К марту 1709 года Бёттгер решил эту проблему, но покрытые глазурью образцы фарфора он представил королю только в 1710 году.

В 1710 году на пасхальной ярмарке в Лейпциге была представлена пригодная для продажи посуда из "яшмового фарфора", а также образцы глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет производства твёрдого фарфора был заново обнаружен сподвижником Ломоносова Д. И. Виноградовым в конце 1740-х гг. Мануфактура в Санкт-Петербурге, где он работал, со временем превратилась в Императорский фарфоровый завод, более известный в СССР под аббревиатурой ЛФЗ.

Китайский фарфор

Фарфор был изобретен в Китае в 4-6 веках. Этому открытию способствовали богатые месторождения каолина (китайской глины). Сохранившиеся изделия представляют собой сосуды вытянутых форм с гладкой полированной поверхностью, нередко с лепным декором, светлых тонов. В эпоху Тан (7-10 века) и Сун (10-13 века) в страны Азии и Европы вывозятся голубые и бледно-зеленые вазы с рельефным орнаментом, которые в Европе получили название "селадон" (основное место производства Лунцюань). Эти вазы и кувшины имели формы, напоминающие античные сосуды, нередко с ручками в виде драконов и горлышками в виде животных. Затем появились молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытесненным рисунком, голубые изделия "жу-яо", украшенные глазурью сосуды "цзинь-яо" из провинции Хэнань. Начиная с 14 века в эпоху Мин (14-17 века), ведущим центром изготовления фарфора становится Цзиндэчжэнь, где было налажено производство изделий, украшенных свинцовыми глазурями трех цветов (саньцай) или подглазурной синей кобальтовой росписью, которая часто сочеталась с надглазурной росписью (доуцай). В эпоху Мин становятся популярны фарфоровые фигурки.

Китайский фарфор по преобладанию цветов в росписи в Европе стали делить на семейства: розовое, зеленое, желтое, черное. В этих изделиях привлекала утонченность форм, чистота поверхности. Изделия из так называемого пламенеющего фарфора с глазурью фламбе покоряли красочностью поверхности. В связи с экспортом фарфора на Запад тематика росписи начала расширяться: на изделиях появились сюжеты, почерпнутые из европейских гравюр, заказные геральдические фигуры.

В 18 веке формы изделий теряют свою изысканную простоту, становятся более вычурными. Поверхность нередко имитирует лак, дорогую бронзу, золото, другие материалы. В дальнейшем китайский фарфор пережил упадок и стагнацию художественных форм.


[500x363]
[500x465]
[500x324]


Фарфор Кореи и Японии

В Корее фарфор известен с 10 века. Доминируют чисто белые, а также с подглазурной росписью кобальтом. Открытие месторождения каолина в начале 17 века в Японии привело к возникновению первой японской фарфоровой мануфактуры в Арите, которая стала выпускать бело-голубой фарфор, декорированный селадон, а также изделия с черной и бурой глазурями. Особенно прославились изделия в стиле имари (от названия порта, через который японский фарфор вывозился в Европу) с тончайшей полихромной подглазурной росписью эмалями по белому фону и в стиле какиэмон (по имени создателя нового вида декора) с оригинальной надглазурной росписью в виде цветов, птиц, бабочек. Широко известны западноевропейские изделия в стиле какиэмон, созданные по японским образцам и пользовавшиеся большим спросом.

[500x333]


Фарфор в Германии

В Западной Европе во Флоренции под патронажем Медичи в 16 веке открыли мягкий фарфор со светлым черепком, покрытым свинцовой глазурью. Внешне он походил на венецианское молочное стекло и расписывался кобальтом. Подлинным переворотом в истории западноевропейского фарфорового производства стало изобретение в 1709 году немецким алхимиком И. Бетгером совместно с физиком Э. Чирнхаузом твердого фарфора. Вскоре в Саксонии была основана фарфоровая мануфактура, которая на протяжении пятидесяти лет не знала себе равных (см. Мейсенский фарфор). Своей славой мейсенский фарфор во многом обязан замечательному художнику Иоганну Херольдту, который создавал искусные изделия в стиле шинуазри и придумал декор из кажущихся живыми цветов, получивший название "немецкие цветы", а также выдающемуся скульптору Иоганну Кендлеру, известному своей мелкой пластикой в стиле рококо.

Секрет фарфора недолго оставался в стенах Мейсена. Во всей Европе работают над рассекречиванием. Центр фарфорового производства смещается в Вену и Венецию, где создаются фарфоровые фабрики, обладающие каждая своим почерком. Во второй половине 18 века в Германии появились новые керамические фабрики в Нимфенбурге, где работал известный мастер рококо Франц Бустелли, в Хехсте, известном произведениями также в стиле рококо Иоганна Мельхиора, в Берлине, в Людвигсбурге и других городах.

[500x394]
[500x403]
[500x286]
[500x286]
[500x369]


Фарфор во Франции

В первой половине 18 века во Франции работали мануфактуры в Руане, Сен-Клу, Меннеси, Шантийи, Венсене, изготовлявшие элитарные предметы из мягкого фарфора. Венсенский фарфор отличался высоким мастерством отливки фарфоровых цветов в стиле рококо. Настоящий твердый фарфор появился во Франции только в последней трети 18 века. Истинным законодателем мод с 1750-х годов стал французский севрский фарфор, который выпускался на мануфактуре в Севре с 1756.

Мануфактура находилась под покровительством Людовика XV и его фавориток, мадам Дюбарри и мадам Помпадур. Один из классических цветов севрского фарфора получил название "роз Помпадур". К работе в Севре были привлечены талантливые художники и скульпторы (Франсуа Буше, Клод Дюплесси). Особое место занимали скульптуры из бисквита.

[500x339]
[500x265]
[500x589]
[500x193]
[500x193]


Английский фарфор

Английский фарфор 18 века также получил мировое признание. По числу керамических фабрик Англия в то время устойчиво занимала первое место в Европе. В отличие от континентальных европейских фабрик, находившихся под финансовым патронажем августейших семейств или других знатных особ, английские предприятия действовали на коммерческой основе и при определении своей производственной программы считались с конъюнктурой рынка. Настоящий фарфор был создан в Англии довольно позднее, распространены были изделия, усовершенствованные Дж. Веджвудом.

Основанная в 1745 фабрика в Челси выпускала английские версии изделий в восточном стиле и стиле рококо. Для фарфора Челси характерны оригинальные супницы в форме животных или овощей, тарелки с растительным орнаментом, изящные флаконы для парфюмерии, табакерки, коробочки для булавок, бонбоньерки. В 1769 Челси была продана и слилась с фабрикой Дерби. Фабрика в Боу, открытая в 1744, была одним из самых больших английских керамических предприятий того времени. Она известна также под названием "Новый Кантон" благодаря выпуску бело-голубого фарфора с добавлением костяной золы в стиле шинуазри. В Боу впервые была освоена техника оттиска с печатной формы на фарфоровую поверхность.

Керамическая фабрика Вустер, основанная в 1791, первой стала выпускать чайные и кофейные сервизы с добавлением мыльного камня. Здесь было налажено массовое производство в стиле мейсенского, севрского и восточного фарфора. Среди других английских фабрик, основанных в 18 веке, необходимо выделить фабрики в Дерби (1750-1848), специализировавшуюся на выпуске как статуэток, так и изящной столовой посуды, в Коулпорте, для которой характерны изделия, украшенные инкрустированными цветами, в Нью-Холле (Стаффордшире), выпускавшую экзотическую посуду в восточном стиле, палетты розового семейства с декором из полевых цветов.

В начале 19 века на предприятии в Стоук-он-Трент (открыто в 1776) Дж. Споудом был изобретен костяной фарфор, из которого начали изготовлять изделия в стиле английского ампира. Ближайшим конкурентом Споуда стал фарфор Минтона (фабрика основана в 1793), известна также художественная керамика в викторианском стиле. В 19 веке производство фарфора все больше ориентируется на массового потребителя, художественная сторона отступает на второй план, но уже с конца 19 века начинает интенсивно развиваться художественная керамика Доултона, Споуда в Англии, а также Руквуда, Райта в США. Современные изделия, относящиеся к 20 веку, несут на себе сильный отпечаток функционализма.

[500x366]
[500x374]
[500x373]
[500x625]
[500x625]


Датский фарфор

В конце 18 века в Копенгагене была основана знаменитая в дальнейшем королевская керамическая фабрика, где начала применяться распространившаяся впоследствии "датская" техника подглазурной росписи, которая обладала свойством не стираться от времени. На копенгагенской фабрике был создан знаменитый сервиз "Флора Даника" с необыкновенной красоты растительным орнаментом.

[500x283]
[500x283]
[500x283]
[500x390]
[500x354]


Русский фарфор

В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградовоткрыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора.

В 1766 в селе Вербилки близ Дмитрова под Москвой была основана частная фабрика Ф. Я. Гарднера (ныне фабрика "Фарфор Вербилок"), где изготовлялись великолепные "орденские" сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В селе Горбуново Московской губернии завод А. Г. Попова выпускал жанровые фигурки, пользовавшиеся большой популярностью и отличавшиеся хорошим вкусом, легким народным юмором. Наиболее крупным предпринимателем был М. С. Кузнецов, который скупил фабрики Гарднера, фабрики в Дулеве под Москвой (основана в 1832), Конакове и др. Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. Фабрики Кузнецова выпускали также фаянс.

Современный фарфор

С конца 20 века производство фарфора становится все более массовым. Во всех странах внедряются механические приемы. Изображение получается штампами, трафаретами, отводкой, декалькоманией. В целом лишь на Копенгагенской фабрике добиваются создания эстетически новых форм и росписей, созвучных исканиям модерна. Многие предприятия в разных странах выпускают продукцию по старым разработкам.

В России после революции на бывшем Императорском фарфоровом заводе создается агитационный фарфор, эстетика которого близка эстетике русского авангарда. Вместе с тем позднее продукция русских предприятий становится существенно хуже: она нередко заимствует станковые формы, отсутствует соответствие между росписями и формами. Многие изделия излишне броски, перегружены позолотой, существенно хуже стал черепок. Вместе с тем на ряде советских предприятий изделия расписывают вручную. Изящная мелкая пластика продолжает выпускаться на фарфоровом заводе им. Ломоносова, здесь выпускают старые модели Кузнецова, продолжают роспись кобальтом.

Кстати

Некоторые производители маркируют свои фарфоровые изделия на донышке обозначением "CHINA. Made in —–". Покупателей часто ставит в тупик это словосочетание. Но ценители точно знают ответ: "CHINA" - это международное обозначение высококачественного костяного фарфора. Произошло оно от искаженного титула китайского императора, который в глубокой древности владел монополией на производство столового фарфора. Иногда на клейме заводов-производителей фарфора стоят слова Fine Bone China, что означает настоящий костяной фарфор. Сейчас костяной фарфор популярен как никогда. Это справедливо и по отношению к столовому фарфору Royal Fine China. Своим чистым белым цветом, прозрачностью и легкостью, но в то же время непревзойденной прочностью костяной фарфор прочно занял лидирующие место на полках истинных ценителей и даже коллекционеров фарфора. Считается, что аналогов костяному фарфору по его качествам и прочности нет во всем мире.

По британским стандартам качества фарфор называют Bone China, если содержание костяных составляющих в нем превышает 35%. Костяной фарфор характеризуется молочно-белым цветом, прозрачностью и невесомостью и завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке.

Надпись Fine Bone China означает настоящий костяной фарфор.


Керамика

Слово "керамика" произошло от греческого слова "кeramos", и к этой группе - группе керамических изделий, относятся и фаянс и фарфор и костяной фарфор.

Тонкая керамика в свою очередь подразделяется на:
  • пористую керамику (фаянс, полуфарфор, майолику) 

  • плотную керамику (фарфор, костяной фарфор)


Фарфор и фаянс отличаются по своему составу. Фаянс отличает большое количество глин (до 85% от веса), достаточно низкая механическая прочность, высокая пористость и, как следствие, высокая поглащаемость до 20%. В связи с этим все фаянсовые изделия обязательно покрывают глазурями. Как правило, все цветные кружки это кружки из фаянса со специальными глазурями. Температура обжига фаянса в пределах 1050 - 1280 градусов Цельсия.

Фарфор это та же керамика, но в ней гораздо меньше глины и больше других составляющих - каолины, кварц, полевые шпаты (ортоклазы). Эти составляющие увеличивают "стекловидность" фарфора, увеличивают его прозрачность, ликвидируют пористость, придают повышенную механическую прочность фарфоровым изделиям. Температура обжига фарфора 1200-1460 градусов Цельсия. Как правило всегда используется глазурь, но глазурь полупрозрачная, которая практически не отличается от цвета самого фарфора.

Костяной фарфор или Bone China изобретен в Англии. Количество фосфата кальция в составе массы для костяного фарфора может достигать 25-50% от общего объема. Это и объясняет высокую стоимость изделий из Bone China или костяного фарфора. Изделия из костяного фарфора отличают исключительная белизна, просвечиваемость и, одновременно, высокая хрупкость.


Чем отличается керамика от фарфора

Не акцентируя внимание, корректно ли задан вопрос - чем отличается керамика от фарфора или чем отличается фаянс от керамики - интерес на главном.
Как же внешне отличаются фарфоровые кружки от фаянсовых кружек? Первое и самое основное - и фаянс и фарфор относятся к одной группе, которая называется керамика или керамические изделия. Для того, чтобы отличить фарфоровые кружки от фаянсовых, можно взять несколько кружек и попробовать определить какие из кружек фарфоровые, а какие фаянсовые

[500x264]


1. Перевернуть кружку и взглянуть на нижний незаглазурированный край кружки. Если нижний незаглазурированный край кружки (черепок) белый, примерно такой же как и сама кружка, то это скорее всего - фарфор (фото слева). У фаянса, как правило, черепок - светло-серый, бежевый, либо значительно отличается по цвету от цвета глазури самой кружки (фото справа).

2. Поднять кружку и если ощущение, что она слишком тяжеловата и ее стенки толстоваты для своего размера и объема, то это скорее всего фаянсовая кружка.

3. Фарфор, как правило, полупрозрачный и тонкостенные изделия могут частично просвечивать. Фаянс - абсолютно непрозрачный и всегда покрыт глазурью.

4. Если кружка цветная, то это, как правило, кружка из фаянса. Есть и цветные фарфоровые кружки, но они, как правило, очень редки, реально дороги и отличаются тонкостью стенок и изящностью.

Приведенные примеры практически со 100% достоверностью позволят ответить на вопрос "чем отличается фаянс от фарфора" и всегда их различить. И вы сможете избежать вопросов "чем отличается керамика от фарфора" или "чем отличается фаянс от керамики". И фарфор и фаянс - это виды керамики, отличающие по своему составу. И все фаянсовые кружки, как и фарфоровые кружки относятся к керамике.

[500x355]
[500x346]

Вербилки

[500x333]
[500x328]
[500x328]
[500x328]
[500x328]
[500x388]
[500x328]
[500x328]
[500x328]

Ломоносовский фарфор

[466x700]
[500x418]
[500x333]
[500x333]
[500x333]

Дулевский фарфор

Источник
Источник
Источник
Источник



Серия сообщений "Кулинария [cookery]":

Часть 1 - Без заголовка
Часть 2 - Без заголовка
...
Часть 56 - Разновидности чая
Часть 57 - Популярные рецепты чая
Часть 58 - Без заголовка
Часть 59 - Как проверить подлинность товара по штрих- коду


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фарфо́р | Я__Ирен_Да - Дневник Я__Ирен_Да | Лента друзей Я__Ирен_Да / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»