Музей — это не скучно!
28-03-2012 15:14
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
28.03.2012
Проведение в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (прежнее название — Киевский музей западного и восточного искусства) семинара “Как разговаривать с детьми об искусстве” стало толчком к обсуждению этой темы в среде музейных работников. Но на самом деле эта тема адресована не только и не столько музейщикам, сколько родителям.
Не условный рефлекс
КАК ТАК случается, что детей тех родителей, которые буквально не вылезают из музеев, картинных галерей, туда на канате не затащишь? Почему вы находите интерес в том, чтобы прикоснуться к подлинникам, а ваш ребенок не понимает, отчего не посмотреть об этом передачу или видео, сидя дома? Это еще в лучшем случае, а в худшем — он на дух не переносит все то, от чего ваша душа так трепещет.
Но, с другой стороны, любовь к искусству — это ведь не условный рефлекс, матушкой-Природой она младенцу не закладывается, с молоком матери не передается. Будет наш ребенок тянуться к искусству или нет, точно так же зависит от нас, взрослых, как то, будут ему нравиться или нет, скажем, занятия спортом. Именно нравиться. Если он станет ходить в музей (секцию) из-под палки, потому что мама (папа, бабушка, дедушка — на выбор) заставила, это не считается. Можно вообще напрочь отбить интерес. Разве что потом ребенку с педагогом повезет, и тот заинтересует его как раз в том, к чему и вы стремитесь.
Так как же привить ребенку интерес к искусству, к посещению музеев? Киевский семинар на эту тему вела Франсуаза Барб-Галь — французский педагог, искусствовед, консультант министерства образования Франции, автор популярной и переведенной в том числе и на русский язык книги “Как разговаривать с детьми об искусстве”.
«Как разговаривать с детьми об искусстве»
ЭТА книга шаг за шагом поможет заранее подготовиться к первому знакомству детей с картинами великих мастеров. Именно подготовиться взрослым, а не подготовить детей. Поскольку важно уяснить не только, что говорить, но и что и как НЕ говорить детям.
— Важно не обрушивать на них весь свой багаж знаний, — рассказывает слушательница семинара, заведующая отделом научно-просветительской работы Кировоградского областного художественного музея Елена Степанок. — Ни в коем случае не надо таскать ребенка по всему музею, чтобы он увидел все, ведь за билет заплачено. Вы должны оставить ребенку пространство для самопознания, мягко заинтересовав его в предмете, рассказав еще дома, как вы сами, будучи ребенком, испытали восторг от увиденного в музее. Пусть это будет недоговоренность, маленькая тайна, главное — восхищение, которым вы с радостью готовы поделиться с дочкой или сыном. А в самом музее дайте ему самому определить, что он хочет посмотреть. Просто наблюдайте за ним. И будьте готовы ответить на его вопросы.
Самым маленьким детям обычно интересно определить, что именно изображено на картине: отдельные предметы и фигуры. Они просто узнают их и сами придумывают им историю. “Это тетя, она плачет, потому что ударила ножку”. Как вариант — ее укусила собака; она потеряла миллион гривен (дети любят оперировать миллионами и миллиардами). Такая фантазия — хороший признак: ребенку интересно. Наблюдайте за малышом, если он потерял интерес и устал, лучше сразу уйти из музея и зайти в кафе, продолжив праздник.
Дети 5-7 лет часто без колебаний дают оценку тому, что видят. “Это глупо!” — уверенно заявляет мальчик. “Это некрасиво!” — отворачивается девочка. “В чем тут смысл? Это бессмыслица!” — пожимает плечами всезнайка. Сказать ребенку, что он неправ, будет ошибкой. Правильнее занять открытую позицию, например, поинтересоваться его мнением, поделиться собственными знаниями, задать вопросы самому себе и сравнить ваши взгляды. Тогда ребенок поймет, что он не разглядел чего-то важного, и в другой раз будет смотреть внимательнее.
Дети 8-10 лет уже многое знают. Им уже интересно размышлять и искать толкование картины, надо только предложить им это. Например, пейзажи с плывущими по небу облаками скорее всего их не заинтересуют. Но если вы объясните им, что в XIX веке облака символизировали неустойчивость человеческих чувств (они скрывают солнце, собираются перед бурей, предвещают грозу), это даст пищу детскому воображению. Оттолкнувшись от этой темы, они начнут искать символизм и в иных элементах картины. А детям старшего возраста будет интересна мотивация художника, историческое значение полотна.
— И не ходите с детьми в музей в пасмурную погоду! — улыбнулась под конец разговора Елена Степанок. — Иначе у них возникнет ассоциация, что в музей или галерею ходят тогда, когда что-то поинтереснее из-за погоды недоступно. Пусть каждый поход в музей станет для них праздником с вкусностями и общением с родителями — именно последнего так не хватает детям. Именно из-за того, что мы свое свободное время отдаем тем же музеям, а не общению, дети готовы возненавидеть музеи и искусство вместе с ними.
***
“Как разговаривать с детьми об искусстве” — первая книга об искусстве для детей, адресованная взрослым. Не знаю, есть ли она в Украине в продаже, но в Интернет ее текст выложен, ознакомиться с ним может каждый желающий. Каждому, кто хочет, чтобы его дети любили и понимали искусство, она станет добрым советчиком и хорошим подспорьем в подготовке к ответам на вопросы ваших почемучек. Очень рекомендую.
Фото из архива музея.
Автор: Ирина САМСОНОВА.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote