Когда шопинг превращается в болезнь
20-02-2012 19:02
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В Америке психиатры, собираются вносить в справочники по психиатрии новое заболевание — навязчивый и всепоглощающий шопинг. Предположительно это навязчивое состояние присуще 10 млн американцев. Навязчивая идея заниматься шопингом принимает такие формы, когда человек становится не в состоянии справиться с возникающей тягой к покупкам. Большинство таких людей попросту становится банкротами , поскольку не могут контролировать денежные траты.
В Британии эту болезнь называют компульсивным шопингом. Его относят к нервным расстройствам, которыми, по мнению британских психотерапевтов, страдает от 2 до 8% населения.
Нередко навязчивое состояние делать покупки часто просто высмеивается. Между тем известны случаи, когда эта страсть приводила к самоубийству, поэтому окружающим людям не следует так относиться к этой серьезной проблеме. Тем более, что сами шопоголики отрицают свою зависимость и одновременно стыдятся ее намного сильнее, чем алкоголики или наркозависимые .
Американский психолог Бенсон уже 12 лет исследует проблему шопоголизма , его причины и последствия. Эта женщина начала выступать по телевидению и радио, чтобы обратить внимание общественности на серьезность возникшей ситуации. Она создала в Нью-Йорке центр, в котором зависимым от шопинга людям предлагают пройти 10-недель-ный курс лечения.
Между тем в Европе к проблеме шопоголизма относятся с большим пониманием. Так, например, скандинавские психологи, занимающиеся лечением различных зависимостей, советуют людям, не контролирующим себя при совершении покупок, срочно заняться самотерапией , а если она не поможет, лечь в клинику. Проблема заключается лишь в том, что страдающие шопинговой зависимостью люди не всегда понимают, что с ними на самом деле происходит, и насколько это серьезно. Непонимание и бессилие перед совершением нежелательных поступков приводят человека к депрессии. Психологи, к которым они обращаются, часто пытаются лечить человека именно от депрессии, которая является лишь сопутствующим состоянием. Глубинные причины шопоголизма зачастую так и остаются нераскрытыми.
Психиатры давно уже изучают ониоманию как психическую аномалию или болезнь. Еще в 1909 г. известный психиатр Крепелин , исследуя феномен пристрастия к покупкам, назвал людей, страдающих этим нарушением психики, ониоманьяками . Его последователь Е. Блейлер классифицировал ониоманьяков , поставив их в один ряд с игроманами , клептоманами и алкоголиками в разделе Импульсивные психозы Крепелина .
Блейлер в своих работах так описывал больных опиоманией: Покупки совершаются импульсивно и ведут к нелепым долгам, пока крах на некоторое время выясняет положение, но лишь до некоторой степени, ибо больные никогда не признают всех долгов... имеем всегда дело с женщинами... Существенным является импульсный момент, то, что больной иначе не может... больные не в состоянии ни о чем думать, не в состоянии представить себе последствия своих нелепых поступков и решить, что этого можно не делать (Руководство по психиатрии т. 1; с. 464).
В настоящее время это состояние по научному называют аддикцией к покупкам, или компульсивными покупками. Особенно пристальное внимание эта болезнь стала привлекать исследователей в последнем десятилетии. По их мнению, аддикция к покупкам приобрела массовый характер. Причиной этого является развитие общества потребления. Именно в эту сторону продвигается эволюция общества в современных развитых странах
К такому состоянию неуклонно движется и Россия. Особенно ярко это проявляется в крупных городах. Это неудивительно, если учитывать то, что долгое время российское общество существовало в условиях тотального дефицита. Такое положение стало благоприятной почвой для развития массовой аддикции к покупкам. Более того, эта болезненная страсть может стать намного более тяжелой проблемой, чем в других странах, намного ранее перешедших на уровень потребительского изобилия.
Ониомания чаще всего встречается среди представителей среднего класса. Причинами массовости этого явления стало развитие рекламы, института кредитования, упрощение оплаты с помощью кредитных карточек и др.
Около 30 лет назад шопомания как болезнь была подробно описана П. Слатером под названием аддикция к богатству. Т. ОТуин и Р. Фабер дали характеристику компульсивному шопингу, описав его как хроническое, повторяющееся совершение покупок, которое становится первичным ответом на негативные события и чувства.
Согласно Фаберу и ОТуину , аддикция к трате денег начинается обычно в возрасте 30 лет. Средний возраст больных этим состоянием составляет 39 лет. Ониоманией страдают преимущественно женщины (92% из всех больных). По мнению этих ученых, всего в мире этим видом аддикции серьезно страдает 1,1% населения.
Психиатр Р. Милтенбергер и его сотрудники определили, что заболевание начинается еще в молодом возрасте (14-18 лет). По данным исследователя Д. Блэка ониомания встречается у 2-8% среди всего населения планеты, из которых женщины составляют 80-95%. По данным А. Бенсо-на , в США аддикцией к покупкам страдает от 1% до 10% населения.
Ониомания сопровождается многими негативными явлениями — такими, как:
накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);
неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);
негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);
судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);
криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);
чувство вины (в 45,8% случаев).
Фабером и ОТуином была предложена шкала, содержащая 7 пунктов, по которым можно определить, страдает ли человек ониоманией.
В 1990-х гг. Фабер и ОТуин составили описание типов аддикции к трате денег в соответствии с диагностическими критериями DSM-HI-R для обсессивно-компульсивного и аддиктивного расстройств. Для диагностики заболевания они предложили 4 критерия, из которых достаточно наличие одного, чтобы поставить диагноз:
часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и бессмысленные;
регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупаются ненужные вещи или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось;
озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом , неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или разорение);
чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды гипомании или мании.
Основным симптомом ониомании является повторяющееся, непреодолимое желание совершать множество покупок. В промежутках между шопингами у больного нарастает психическое напряжение, которое он пытается ослабить очередной покупкой. После такого поведения обычно возникает чувство вины. Положительные эмоции, сравнимые с эйфорией, из-за которых и совершаются повторные покупки, возникают только непосредственно во время шопинга. В целом ониоманьяки испытывают много эмоций. Причиной возрастающего негатива становятся растущие долги, проблемы во взаимоотношениях с семьей, иногда проблемы с законом.
В 50% случаев аддикция к покупкам сочетается с тревожным расстройством 45,8% ониоманьяков имеют также химическую зависимость, в том числе 20% из них страдают алкоголизмом, 20,8% — пищевыми аддикциями . Кроме того, 18% больных ониоманией страдают также депрессией (18%).
С помощью специальных исследований было выявлено, что при аддикции к покупкам у больных часто возникают пищевые расстройства — такие, как анорексия и булимия. В то же время люди, страдающие пищевыми расстройствами, чаще подвержены ониомании , чем здоровые в этом плане.
По мнению некоторых ученых, аддикция к трате денег может быть включена в семейный и даже генетический клинический спектр расстройств, наподобие аддиктивных и аффективных расстройств. Такое предположение подтверждается тем, что 32% больных депрессией сообщали о случаях неконтролируемой траты денег для совершения покупок в своей жизни. Интересно, что все эти больные были женщинами
Исследователями было также отмечено, что у женщин, страдающих ониоманией, чаще встречается риск возникновения депрессии, клептомании, булимии, а также химических зависимостей, в частности злоупотребления бензодиазепинами .
Исследования людей, подверженных компульсивному шопингу и имеющих коморбидную патологию показали, что у 95% обследованных в течение жизни ставился диагноз аффективного расстройства, у 80% — диагноз тревожного расстройства, у 40% — диагноз расстройства привычек и влечений, у 35% — диагноз расстройства приема пищи. У ближайших родственников этих больных также часто случались аффективные расстройства.
В ходе исследований также отмечалось, что 69% обследованных пациентов, получавших лечение тимполептика-ми , заметно реже стали совершать неконтролируемые покупки, а у некоторых наблюдалась полная ремиссия в этом отношении.
Дальнейшие исследования выявили некоторые случаи психиатрической коморбидности у шопоголиков :
социальная фобия (у 64% больных);
большая депрессия (у 45% больных);
обсессивно-компульсивное расстройство (у 41% больных);
посттравматическое стрессовое расстройство (у 32% больных);
генерализованное тревожное расстройство (у 32% больных);
расстройства приема пиши (у 32% больных);
специфические фобии (у 27% больных);
паническое расстройство (у 27% больных).
Сделав анализ 46 случаев аддикции к покупкам, ученый С. Шлозер описал примерный портрет ониоманьяка начала 90-х гг.:
женщина примерно 31 года (болезнь начала развиваться примерно в 18 лет);
во время шопинга в основном проявляется страсть к приобретению одежды, обуви и компакт-дискам;
ее долги достигают 5,5 тыс. долларов при среднем годовом доходе — 23,5 тыс.;
в течение жизни ей ставили психиатрический диагноз, чаще всего связанный с тревожным расстройством, злоупотреблением ПАВ или аффективным расстройством;
она имеет все признаки расстройства личности (обсессивно-компульсивного , пограничного или уклоняющегося типов).
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote