• Авторизация


Борисоглеб. Власть духовная 16-02-2012 21:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения ZnichKa Оригинальное сообщение

Борисоглеб. Власть духовная


[700x525]

 

В полнейшей глуши, при пустой дороге, напротив не то рынка, не то развала, стоит каменное резное чудо — арочная галерея с висячими гирьками и высокой надвратной церковью. От роскошной галереи глаз нельзя отвести...
Так хочется, чтобы понятно было. Удивительно, и удивительно еще раз... Среди пустых почти гравийных дорог, среди  сосновых боров и изредка мелькающих полей увидеть вот такое. Сюда можно возвращаться много раз - и так ничего и не понять... Что это было? Почему - именно здесь? Откуда эта вся красота и безысходность - одновременно? Описано - да, многое, а вот объяснена лишь малая часть... И всё это рушится, отдаляя от нас и унося вглубь времен так и непонятые знаки, символы и имена.
 
 

Загадочность ощущается сразу, стоит только отъехать немного от Ростова. Двадцать километров красивого леса - и вот городок Борисоглебский - сонный, тихий и очень провинциальный.


[700x525]

Жмутся к заборам маленькие магазинчики - 


[700x525]

То тут, то там встречаются старинные домики.

[700x407]
 

Неторопливо катится спокойная, но неуверенная в себе жизнь.


[700x437]

Городок совсем крошечный, пыльный и невзрачный на вид. 


[700x510]

И вдруг - вот такое...

[480x640]
 

При всей замызганности и обветшалости - впечатляет.

[700x700]

И тут стоит вернутся к истории.  После бедствий Смуты и страшной эпидемии чумы 1654 года Ростов и окрестности захудали и обезлюдели. Новое его возрождение связано с именем митрополита Ионы Сысоевича. Родился он в семье бедного священника. В юности принял монашество и сразу выделился среди местного духовенства: ему не было еще и тридцати лет, когда он управлял ростовским Белогостицким монастырем, затем его поставили архимандритом Авраамиева монастыря. На Иону обратил внимание патриарх Никон, посвятив его в митрополиты. Умный, своенравный и в то же время с хитрецой, из тех, кого называют "себе на уме", Иона был личностью незаурядной. В зависимости от ситуации он демонстрировал то грозное величие пастырской власти, то униженно-покаянное смирение, а порой не прочь был разыграть простеца и побалагурить скоморошьими прибаутками.

[x399]

Однако очень ошибся бы тот, кто всерьез поверил в самоуничижение Ионы. Властной рукой он не только управлял Ростовской митрополией, но и фактически подчинил себе местную администрацию. Ростовские жители настолько уверовали в его могущество, что именно ему (а не в Москву) слали челобитные, жалуясь на произвол чиновников и воевод.
 
Когда царь Алексей Михайлович рассорился с Никоном и запретил почитать его в качестве патриарха, Иона, давно заслуживший царское уважение, был вызван в Москву и назначен местоблюстителем патриаршего престола. Перед ним открывалась блестящая карьера. Но однажды во время праздничной службы, которую вел в Успенском соборе Иона, на пороге вдруг показался опальный патриарх. Игнорируя царский запрет, Иона, верный своему бывшему покровителю, благоговейно подошел под благословение Никона. За ним последовало растерявшееся духовенство, затем - и все молившиеся в храме. На грозный вопрос царя, как Иона осмелился на такой дерзостный поступок, тот с наигранным простодушием оправдывался: "... то учинил забвением, устрашася его, Никона, внезапным пришествием". Царь ни в "забвение", ни в "устрашенность" Ионы не поверил и не захотел даже принять от него благословение.
 
Иону вновь выслали в Ростов. И он зажил там, словно для него не существовало никакой власти, кроме власти Царя Небесного. На удивление всем он возвел изысканный и грандиозный ансамбль владычного двора - земной прообраз "райского града". В него вели Святые ворота с надвратной церковью Воскресения. Здесь все проникнуто символикой: человек, вступая под своды ворот, должен был очиститься, воскреснуть духовно, чтобы попасть в иной, прекрасный и гармоничный мир. 
Провозглашенную некогда Никоном формулу "священство более есть царства" (то есть священнослужитель выше царя) Иона подчеркивал и средствами архитектуры, и сюжетами храмовой росписи.
 
Не успел еще достроиться Ростов, Иона принялся за Борисоглебск. И вот - на входе встречает Сретенский надвратный храм.

[700x700]
 

Внутри всё весомо-зримо, и богато украшено.

[480x640]
Снаружи - фланкирующие башни, галерея и надвратный храм составляют единое целое.

[700x494]

 

Всегда удивлялась фантазии иллюстраторов сказок, Пушкина, к примеру. А вот оказывается, что вовсе это и не фантазии, сколько таких замков-палат нарисовано, но все они имеют этот реальный прототип - яркий оранжевый замок, какой-то абсолютно «не наш», заморский, сказочный.    

Этот храм — одно из последних произведений мастеров «ионинского стиля» и, на мой взгляд, одно из совершенных.  Каменная резьба декоративна — тут и сочетание жёлтого и белого цветов, и килевидные наличники на окнах, да и башни-кубышки совсем не грозно выступают вперёд, а будто подбоченясь.
И ещё... Конечно, чувствуется общность стилевых приёмов кремлёвских въездных ворот и монастыря, бесспорно общее идейное руководство строительством митрополита Ионы Сысоевича, но борисоглебские мастера, безусловно, переплюнули ростовских по части изящества и декора.

Северный вход в монастырь намекает на особое место этого монастыря в истории государства Российского — на стене церкви замечены были двуглавые орлы. Со стороны монастырского двора храм выглядит мощным, высоким, ярким, но — строгим. И совсем другое дело — со стороны въездных ворот, от посёлка.

[700x525]

В Сретенской церкви располагается вход в музейную экспозицию монастыря - на крытые переходы северной крепостной стены и на самую высокую смотровую башню, Максимовскую.

[700x525]
  Переходы в монастыре поражают своей первозданностью — щебень, обломки кирпичей, полусгнившая кровля — всё какое-то настоящее, не музейное. 

[700x525]


А монастырь сверху кажется совсем другим: отсюда видны и дымники, такие же, как в кремле в Ростове, и игрушечная келья Иринарха у пронумерованных стенных ниш, 

[700x525]
 

и просторы монастырского парка,  посёлок, окрестные красоты, бескрайние леса: и Благовещенский собор (1524—1526 гг.) с красивейшими настоятельскими покоями, и кирпичные развалины братского корпуса, внутри которого произрос густой мини-лес...
[700x525]
и каменная вязь Сретенской церкви была прямо перед глазами...

[700x525]


Путь по стене недлинный, и вот она, Максимовская башня.

Над внутренней площадкой с окнами-бойницами высится деревянный высоченный шатёр, в центре площадки устроена крутая лестница, ярусами-спиралью уходящая вверх. И она мало того что крутая, но и узкая, скрипящая и трепыхающаяся. И чем выше поднимаешься, тем эта лестница становилась более узкой и крутой. 
    

[480x640]
 

Крайняя площадка совсем маленькая.

[700x525]

И спуск с башни - немножко экстрим: в полутьме, по почти отвесным лестницам. А спустившись, посмотрела я на Максимовскую башню: и чего так страшно было?! Так себе башенка — всего-то 38 метров!

[700x525]
 

В монастыре тихо и уютно, и так по-провинциальному домашне.
 

[700x700]


Территория не такая уж и большая, но всему нашлось место. Встречаются живописные уголки...
[700x525]

 

Здесь запасы дров, и - да - великолепная башня...

[480x640]

Тут вода и снова дрова.
[700x525]
 

Немного народу - все по своим делам. Нет ни спешки,  ни суеты.

[700x525]

Звонница (1682 г.), как говорят специалисты, дошла до нашего времени почти в первозданном виде, и привлекает к себе внимание.
[700x525]


Скорее всего, её строили те же мастера, что возводили звонницу Успенского собора в Ростове, но то ли ростовскую звонницу жизнь хорошо потрепала, то ли мастера здесь себя превзошли, но борисоглебская — несравненно краше!
Вообще-то, это не звонница, а часозвоня — конструкция, при которой часы соединялись с колоколами системой тросов. Это называлось «часы с боем». Часы исчезли в конце XIX века, и лишь пару лет назад вернулись. Мощная трёхярусная звонница, да ещё с шикарным её крыльцом, смотрелась бы грубо и аляповато, если бы не маленькие, на тонких шейках-барабанах, главки церкви Иоанна Предтечи, располагавшейся в нижнем её ярусе. И здесь удивила апсида — высокая и прямоугольная.
 

[700x525]

Недавно на звоннице восстановили и колокола...
[700x525]

Колокольный звон совершенно особенно звучит, когда на колокольне его слышишь...Пронизывает насквозь.
[480x637]
Колокола гудят как живые, даже если не бьют...
[700x525]

а уж когда в них ударят - от звука взлетаешь и паришь.
[700x510]

Ни с чем не сравнимое чувство колокольного звона... стараешься его унести с собой.
[700x517]




А над Святыми (южными) воротами вздымается Сергиевская церковь (1679 г.), рядом с немаленькими башнями кажущаяся просто огромной. 

 

Тут на дугах пяти входных проёмов расположились и фрески, и изразцы, и каменные гирьки... 
Стены церкви лишены каких-либо украшений, будто предлагая всё внимание обратить на богато декорированную галерею, и это тоже говорит о стилевом сходстве с кремлёвскими сооружениями.
Внутри храм расписан не был, зато снаружи он был расписан весь — и арочные проёмы, и ворота под храмом. И эта сплошная, ковровая роспись тоже говорит об особости — об особой роли Сергия Радонежского в судьбе монастыря.
 

[700x519]

 

Каким-то чудом сохранилась стенная роспись, которой больше трёх сотен лет: местами — довольно большие яркие фрагменты, а в основном — лишь черновые процарапанные наброски на камне (графья) да еле заметный красочный слой.
 


[700x516]

Галереей любоваться можно долго.



[700x525]

Но впечатление эти фрески производят ошеломляющее — [700x700]
лики и надписи почти исчезли,


[480x640]и сюжет не столько узнаёшь, сколько угадываешь.
[700x700]

А вот и узкий проход - только спешившись и по одному пройти можно.

[480x640]

Арочные столбы галереи представляют собой сплошную резьбу по белому камню с вкраплением государственной символики — двуглавых орлов.
[700x700]

Где-то роспись совсем закрашена, и своды, и стены - трескаются. почти несовместимо с жизнью...
[700x525]


Ощущение пышной нарядности исчезает, как только попадаешь внутрь громадного сводчатого проезда под Сергиевской церковью и видишь мощную толщу стен, окружающих монастырь.
А со стороны монастырского двора вообще никакого намёка на декор не видно, ровной стеной вырастает Сергиевский храм, чуть отступивший от крепостной стены. 

[700x525]
 

Башни и стены монастыря возводили на протяжении XVII века, и стилевое их разнообразие становится очевидным при ближайшем рассмотрении, вернее, при обходе вокруг монастыря. И впечатление от этого взгляда «снаружи» — одно из сильнейших.

[700x549]

Хорошо прогуляться вдоль древних стен. 
[700x468]

Подумать о давно ушедших временах, о Никоне и Ионе - не то противниках, не то друзьях.
[700x525]

О глобальной мысли поставить священника выше царя.
[700x525]

Или сделать священника царем, или царя священником.
[700x515]

 

И в конце концов прийти к мысли о невозможности Царства Божия на земле...

[700x510]

 

Но возможности мира, покоя и благодати.
[700x525]

Эти мощные и нарядные одновременно башни, вместе с изумительными храмами кажущимися неуместными своей королевской пышностью среди приземистых домишек на почти безлюдной площади, продолжают доказывать в давно умолкнувшем споре - "священство выше царства".

[x511]/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Борисоглеб. Власть духовная | Я__Ирен_Да - Дневник Я__Ирен_Да | Лента друзей Я__Ирен_Да / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»