Это цитата сообщения
COMTESSE_LOMIANI Оригинальное сообщение Особенности культуры поморов
Культура Поморья своеобразна и значительно отличается от культуры народов
средней полосы России. Во многом это продиктовано родственностью с
культурами народов северных стран.
В Поморье были выработаны наиболее целесообразные и художественно
значительные формы – шатровые храмы, достигавшие большой высоты.
Восьмискатная пирамида – «шатер», поставленная на восьмиугольную «клеть»,
оказалась устойчивой и при осадке здания и против сильных ветров. Эти
храмы не принадлежали к византийской традиции. Высшая церковная иерархия
смотрела на них с неодобрением. «А верхи были бы не шатровые», -
наказывали «благословенные грамоты» на постройку церквей. Но народ
продолжал строить по-своему. Шатровые постройки «деревяна верх» не только
держались веками в Поморье, но и создали новую традицию, стали излюбленной
формой национальной архитектуры, перешли на каменные строения и гордо
вознеслись над самой Москвой. Церковные скульптуры северных резчиков по
дереву дошли до нас в небольшом числе, т.к. церковь не одобряла
скульптурные изображения в храмах, за исключением разве «распятий».
Йозы (или ёзы) – характерная для поморской культуры ограда из наклонных
жердей , не применявшаяся нигде в России, кроме Поморья. Любопытно, что
такие же ограды распространены и в Скандинавии, что говорит об общих
истоках наших северных культур. Йозами поморы огораживали пастбища, для
защиты скота от лесного зверя.
В отличие от великороссов поморы не огораживалисвои дома оградами или
высокими заборами, так как воровства в Поморье никогда не было. Уходя из
дому, помор ставил к дверям «завору» - палку, батожок, или метлу, и этого
было достаточно, чтобы никто из соседей не заходил в избу, пока «хозява не
воротяцце». Цепных собак для защиты дома поморы никогда не держали.
Голбец – поморское деревянное надгробие, в виде «домика» с окошком и
столбом с крышей и встроенной в него иконкой «выговского литья». Обряд
похорон у поморов существенно отличался от великорусского. Так, по
достижении тридцатилетнего возраста каждый помор делал себе гроб, который
хранил обычно на повети или чердаке до самой смерти. Кроме того,
полагалось сшить себе саван (каждый шил его собственными руками). После
смерти и «отпевания» гроб с покойником выносили из дома через поветьили
«нижни вороцца» в хлеву (выносить через входную дверь было плохой
приметой). На кладбище гроб несли на жердях. По пути на кладбище
обязательно нужно было перенести гроб через ручей или речку. На столе, где
в избе лежал покойник клали камень, который лежалсорок дней после похорон,
после чего камень закапывали на улице перед домом. Посещая кладбище,
родственники приносили к окошку в гробнице еду, окуривали могилы дымом
(грели покойников), били глиняную посуду, оборачивали столбы голбцов
полотенцами – все это отголоски дохристианских жертвоприношений у поморов.
В отличие от великорусской традиции поморы не ставили на могилы крестов.
Большой резной крест «всех усопших» с религиозными надписями ставили
посреди кладбища или у его входа. Одна из таких надписей на
несохранившемся до наших дней большом кресте в селе Кулой (Пинежский
район) гласила: «Вот дверь, за которой тайное становится явным, войдешь в
нее, и откроется, не то что кажется, но то что есть».
Кроме того, поморы ставили большие обетные кресты по всему Поморью. Кресты
также выполняли у поморов функции навигационных знаков «гуриев».
Шаркунок – деревянная погремушка, набранная из множества сцепленных особым
образом деревянных деталей. Считалось, что шаркунок отгоняет болезни и
защищает от сглаза. Чаще всего использовался как детская погремушка.
Поморские обычаи
Многое о характерных чертах любого народа могут рассказать его обычаи,
обряды, особые приметы. Расскажем немного и о них.
Хорошо известна поморская традиция не бросать мусор ни в реку, ни в море.
К местам лова поморы также относились особо. На каждой тоне - избушка на
море или реке, где летом жила и промышляла семья или несколько семей -
стоял крест "на добычу" - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо
обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне "сидели"
семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кормили до отвала. Угостить
случайного человека - благо, это было не только проявлением
гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка.
При совершении купли-продажи из рук в руки передавали «пополнок» –
какую-нибудь вещь («яйцо», «нож рыбьего зуба», шапку), символически
скрепляющую сделку.
Специальные обряды были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный
промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой
специальную пищу "ужну" и "тещник". Наличие особого названия и связь его с
родовыми традициями ("тещник" пекла теща) скорее всего, свидетельствует о
придаваемом этой пище ритуальном смысле.
Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику за
баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на
игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.
Самые яркие и выразительные рассказы посвящены Собачьему ручью в Варзуге.
Издавна он пользовался большой популярностью среди жителей Терского
берега. Находится он приблизительно в трех километрах от Варзуги.
Интересно, что система поклонения роднику очень похожа на обряды в
марийских языческих молельных рощах. Примерно за километр от Собачьего
ручья до сих пор нельзя разговаривать и смеяться, ходить туда можно только
в первой половине дня...
Был обычай, как ледоход начинается, выходить на берег - из ружей палить. В
нерест покой семги оберегали. Когда рыба на нерест шла, уключины у лодки
тряпицей обворачивали, чтобы рыбу не пугать. Летом старались не охотиться,
берегли до времени, когда подрастут.
Разные сведения о жизни поморов доносит до нас большая группа топонимов, в
основу которых входит слово крест. За каждым из них стоят какие-то
события, трагические или радостные: обеты, данные в трудный час жизни.
Крест обычно рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по
сторонам света, независимо от того, был ли это крест по обету или просто
мореходный знак. Крест располагали так, чтобы молившийся, став лицом к
надписи на кресте, тем самым обращался лицом к востоку, а концы
перекладины креста указывали направление севера и юга.
Возьмут поморы необычно богатый улов, чудом уцелеют в бурю - ив
благодарность Николаю Чудотворцу ставят крест.
В Поморье распространены обетные кресты (по-местному, – “заветные”,
“обветные”, “обетованные”). Их ставили по обету после возвращения с моря
или после болезни около домов, на берегу моря, около тонских избушек. Один
из крестов сохранился в Нижней Золотице около дома А.М.Каплуновой. После
возвращения с моря по обету ходили на Соловки.
Календарь, который поморы обычно брали с собой на промысел или в дорогу,
представлял четырехгранный, шестигранный деревянный или костяной брусок
длиной до полуметра. На нем чертами и зазубринами обозначались простые дни
и дни праздников. Праздники имели символические обозначения. Например, дни
солнцестояния обозначались высоким и низким солнцем. День, когда холод
покатится обратно на север - санями, прилет птиц - птицей, русалий -
деревом, день выгона скота - конем. Дни, посвященные Матери-Земле,
содержали древний, пришедший к нам из античности, символ Земли - крест в
круге. Среди знаков старых календарей оказывается немало знаков связанных
с личной жизнью хозяина. Ряд знаков не расшифрован.
Быт и нравы поморов нашли отражение в различных паремиях, например:
Кто в море не бывал, тот Богу досыта не маливался.
Пост – на вожжи у моря сиди.
Конь да мужик – вековой позорник [позориться – мучаться, испытывать
большие трудности, связанные с отлучкой из дома], баба да корова – векова
домова.
У поморов и саамов распространен обычай называть реки, озера, тони и
островки по именам людей, утонувших в этих водоемах или около них.
Неуклюжую, похожую на распластанную жабу, рыбу рявчу, испускающую страшный
рев, когда ее поддевают на уду, сушили и клали под постель, когда
кто-нибудь занеможет от «колотья».
Поморы-староверы совсем не употребляли спиртного.
Вековой обычаи поморов - не обижать сирот, отцов которых погубило море. Из
всех актов похоронного обряда отмечаем недостаточно известный обычай
ставить после смерти в красный - Божий угол камень и веник. Потом этот
веник сжигается.
Примета: если после венца молодые едут на свадебное застолье под меховым
(«шубным») одеялом – жизнь их будет безбедной.
В Поморье шейный вышитый платок – первый подарок невесты жениху, - его так
и называют – «женихов платок».
Отмечается обычай мазать сватов глиной в случае получения отказа.
Если жемчуг, который носит женщина начнет тускнеть говорят, что ее ждет
болезнь. Сам жемчуг заболевает – гаснет. Были в Поморье люди способные
лечить жемчуг.
Всегда было уважительное отношение к хлебу. Раньше в Поморье не встретишь
ребятишек с куском хлеба. Выскочил кто-то из застолья, дожевывая кусок,-
отец или дед: «Куды это кусовничать пошел, сядь на место», да еще
провинившемуся скажет: «Посидишь часок». И сидит, возразить не смеет. Хлеб
нарезали только стоя «Ране хлебушко сижа не резали»
Никто не прикоснется к пище прежде, чем старший, дед или отец, не подаст к
этому знак – постучит ложкой по краю миски или столешницы. Заканчивали
трапеза так же.
Уху по мискам разливал повар – дежурный рыбак. Рыба подавалась отдельно на
деревянном подносе. Уху начинали хлебать и рыбу «таскать» по знаку
бригадира, он стучал ложкой по краю столешницы.
Поморский календарь существует в различных приметах. Считали, что на
календарные праздники происходят “походы сёмги”. «Так были походы-то. Вот
на Ивановский поход. Потом на Петровский, потом в Ильинский, потом на
Маковей поход 14 июля, потом на Преображение 19 августа. А потом к
Третьему Спасу будет поход, потом на Богородицу, Сдвиженский, на Ивана
Богослова, потом Покров Пресвятой Богородицы, Михайловский поход,
последний поход – Митреевский на 9 ноября. Ведь море-то не закрыто,
мужики-то ловят».
Отмечено существование поморской магии. Во время первого замёта на треску
и селёдку бросали в море серебряные деньги. Во время шторма в море лили
масло. После ледохода мыли лицо водой из моря. Мыть должен был другой
человек. Его называли купальна крёсна / купаленка. По воспоминаниям
золотичан, у многих купальной крёстной была Марфа Крюкова.
Уходя в море, брали с собой на хороший лов кулебяку [кулебяка – пирог с
рыбой]. В день проводов на стол клали буханку хлеба и солонку, которые
оставляли до следующего дня. Рыбакам на тоню, чтобы не погибли, жёны
давали с собой морской песок. В понедельник нельзя было выходить в море.
Существовал запрет на участие в проводах беременных женщин. Если помор
погибал, то его имя давали новорожденному “для продления рода”. Лучше
всего было начать лов тайно. Для хорошего улова брали с собой клык
морского льва.
Среди персонажей низшей мифологии выделяются образы лешего и водяного.
Леший / лешачиха / лесная ведьма, по представлениям золотичан, не имеет
бровей, лица лешего не видно. Он может принимать облик родственника.
Оберег от лешего – рябиновая ветка.
Новолетие - Поморский Новый Год
Именно праздничное мероприятие всегда отличало настоящую ярмарку от
обычных городских базаров и рынков. Яркие зрелища, неповторимые
экзотические традиции как магнит привлекают посетителей. А там где много
народу – там и успех ярмарочной торговли, там и прибыль у продавца. Есть и
сакральный смысл ярмарочного праздника – в нем хранится историческая
память народа.
Для Маргаритинской ярмарки в Архангельске, а правильнее – Маргаритинской
ЯРМОНКИ (таково ее официальное название) историческим и культурным
стержнем традиционно был и остается осенний праздник поморского Новолетия
14 сентября - «Поморский Новый год». Ежегодно знаменитая ярмонка в
Архангельске начиналась именно с этого дня.
Поморский новый год
Сентябрь был самым праздничным месяцем для поморов: это было время
прекращения полевых работ для черносошного Поморья, время возвращения с
моря рыбаков-промышленников и начало осенней поморской торговли. Когда
царь-реформатор Петр I перенес наступление нового года с 14 сентября (1
сент. по ст.ст) на 1 января, поморы, не признававшие большинства царских
реформ, отказались вести летоисчисление по новому календарю. Истинные
поморы придерживаются этой традиции до сих пор и отмечают свой Новый год в
сентябре. В России из всех народов только поморы сохранили традицию
встречать Новолетие праздником и Маргаритинской ярмонкой. Поэтому и
называется праздник Поморский Новый год. Поморы в 2006 году отмечают по
своему календарю наступление уже 7515 нового лета. Таким образом если в
России традиционно отмечают Новый год дважды (в январе - новый и старый),
то про поморскую столицу можно сказать так: «здесь Новый год - три раза в
год!»
Кстати, Русская православная церковь также до сих пор не признала
петровской календарной реформы, и во всех богослужебных книгах
«последование нового лета остается прежним».
Сердце ярмонки
Любопытно, что еще в 90-х годах XX века власти Архангельска пытались
возродить Маргаритинскую торговлю, но – безуспешно. Они не знали, что
«главная ярмонка» Поморья не может возродиться без издревле связанного с
ней праздника Новолетия. В итоге вплоть до конца XX века Архангельск
оставался «городом без ярмарки».
Но желание коренных архангелогородцев вернуть отнятые у них торговые
традиции было велико, поэтому шесть лет назад горожане по подсказке
поморских старейшин восстановили Новолетие – свой традиционный осенний
праздник урожая, торговли и благотворительности, «сердце поморской
ярмонки». Образно говоря, прежде чем удалось оживить Маргаритинскую
ярмонку «реаниматорам» пришлось запустить ее «сердце» – иначе ничего не
получалось.
Вот почему «главная ярмонка Архангельской области» отмечает в 2006 году
пятилетие со дня своего возрождения, а издревле связанный с ней Поморский
Новый год – уже шестилетие.
Примета для бизнеса
Во время поморского Нового года в 2006 году в Архангельске поморы вновь по
древнему обычаю пройдут огненным шествием поморских вОжей (лоцманов) из
ворот Гостиного Двора и зажгут на волнах Северной Двины особый костер на
плоту – уникальный поморский Маргаритинский маяк (такого обычая больше нет
ни у одного из народов в мире). Плавучий маяк - это символический образ
торгового сердца Маргаритинской ярмонки, Морского торгового порта
Архангельска и символ “поморского счастья”. Если Маяк вспыхивает сразу и
горит горячо и ярко – будет у архангельских предпринимателей успех в
наступающем году. Если же долго не загорается или тухнет – архангельский
бизнес, да и всех архангелогородцев ждут крупные проблемы.
Зажигают Маяк старейшие архангельские лоцманы-вОжи. Затем по традиции
звучит салют из городской пушки, и начнается поморский фейерверк –
старинная архангельская традиция, которой уже несколько веков. Стоит
подчеркнуть, что зажжение огня на Новолетие и фейерверки – это не вымысел
современных сценаристов и режиссеров, не “праздничный новодел” каким
страдают сегодня многие города России, а древняя традиция столицы Поморья.
Например, фейерверк на Новолетие, устраиваемый во время Маргаритинской
ярмонки – это исконно архангельский обычай, ведь первые в России
новогодние салюты и фейерверки были запущены именно в Архангельске три
столетия назад.
Архангельск – родина салютов!
Если вас спросят, какой город в России является родиной отечественных
новогодних салютов, можете смело отвечать - Архангельск. Да-да, не Москва
и не Санкт-Петербург, а именно торговый морской город на Северной Двине
положил начало российской традиции отмечать Новый год салютами,
фейерверками и другими «огненными потехами». Мало кто знает, что именно
здесь в Архангельске в 1693 году Петр I впервые салютовал в честь
наступившего Нового года!
«Позвольте, - возможно возразит кто-то из читателей, - Есть ведь
исторические факты. Например, известно, что Петр I посещал Архангельск
трижды, но не зимой, а во время летней навигации! О каком новогоднем
салюте вы говорите?»
Однако давайте вспомним и другой исторический факт: в 1693 году Новый год
в России (Новолетие) отмечался не зимой, а осенью, 14 сентября. И именно в
это время молодой Петр I впервые в своей жизни побывал в столице Поморья.
“В Архангельске Петр справил Новый год, начинавшийся тогда 14 (1 по ст.ст)
сентября, - пишет об этом событии академик Александр Морозов. – Было
торжественное богослужение, салют из пушек и мелкого оружия, с яхты и
иноземных кораблей”.
Ракитки и гранадки
Любопытно, что во время Маргаритинской ярмарки, которая традиционно
начиналась в Архангельске с сентябрьского Новолетия, Петр I по заморскому
обычаю устроил на мысе Пурнаволок первый в России новогодний фейерверк –
«ракитки и гранадки спущал на Аглицком мосту».
Упомянутый «Аглицкий мост» – это один из трех морских причалов (были еще
Галанской и Руськой мосты), располагавшихся прямо у архангельских Гостиных
дворов. Английский причал был самым северным из трех, и находился примерно
в том месте, где сегодня расположен вход в гостиницу «Пур-наволок» в
Архангельске. Он представлял собой широкий деревянный помост на
лиственничных сваях, выдававшийся от берега на несколько десятков метров в
сторону Северной Двины. Стоит заметить, что этот причал был построен
англичанами еще до основания Архангельска в середине 16 века.
Фейерверк над Двиной
Нетрудно представить себе феерическую картину – на высоком Английском
причале в свете слюдяных фонарей и факельных огней виднеется фигура
молодого Петра, который пытается зажечь подаренную ему гамбургскими
купцами «ракитку» – новомодную в Европе ракету для производства
фейерверков. Наконец, ему это удается и под радостные возгласы
столпившихся на берегу и плавающих в лодках горожан первая в России
новогодняя ракета взвивается в темное сентябрьское небо. Раздается
оглушительный грохот и над белыми башнями архангельского Гостиного двора,
над корабельными пристанями и мачтами иностранных кораблей с треском и
дымом рассыпается искрами первый в России новогодний фейерверк. Ни один
город в России прежде еще не отмечал Новолетие так, как Архангельск в 1963
году…
Возможно, что именно в Архангельске, поразившем молодого царя своим
“заграничным духом”, Петр впервые задумал устроить новый год на
европейский манер по всей России. Не случайно через шесть лет он издает
соответствующий указ о переходе страны на европейское летоисчисление и
приказывает устраивать салюты и фейерверки повсеместно
Поморские поговорки
«В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой
деревне свой обиход, а везде все наше – поморско».
«В карбасу щелеватом в море не пойдешь, а в избе продувной ветром не
заживешь».
«По двору да повети хозяйство-то судят» (поветь – сеновал, постройка для
хранения различных вещей промыслового, сельскохозяйственного и бытового
назначения)
«Трешшочку не поешь, на работе не потянешь»
«Глупее пинагора рыбы нет, а нарядиться умеет»
«И радость, и горе помору – все от моря»
Баренцево море надоть Поморским звать, поморы его обживали.
Море закалку дает и телу, и сердцу.
Холодны ветречки помору не утеха.
От взводня с разумом уйдешь, а ума нет – на дно ляжешь.
Страх на море соображать учит, боязнь разумение отымает.
Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силен.
Море пахать – рукам спокою не видать.
Приходит смертный час и на море, а навечно лежать в землю тянет.
Музыкальные традиции
В Беломорье металлические колокола распространились быстро и широко и
получили значение музыкального инструмента не меньшее,чем инструмента
сигнального. Здесь отсутствовали народные музыкальные инструменты:
бряцающие, щипковые, и смычковые, распространенные в Новгороде, Пскове,
Москве, на Днепре, на Волге и верхнем Подвинье. Поморы знали
толькосвистки, свистули да пастушьи рожки.
Одежда и обувь
Национальная поморская одежда во многом схожа, либо полностью идентична
одежде народов коми (зырян) и ненцев (самоядь). Функциональные и
эстетические особенности одежды северных соседей продиктованы
климатическими предпосылками и схожестью культураборигенных фино-угорских
народов Севера. Основными материалами для ее изготовления являлись шкуры
пушногои морского зверя, домашнего скота и шерсть домашних животных. Сами
условия жизни и труда поморов предъявляли к одежде и обуви требования об
их повышенной прочности, «непродуваемости» и «непромокаемости». Лучше
всего о себе расскажут сами вещи. Вот основные из них:
Бахилы -мужская рабочая и промысловая обувь из кожи. Это мягкие кожаные
сапоги с длинными (до колена или бедра) голенищами. Шились на прямую
колодку, т.е. без различения правого и левого сапога. Мягкая кожаная
подошва сшивалась с сапогом дратвой, после чего сапог выворачивался. Если
бахилы достигали бедра, голенище закреплялось на ноге с помощью ремешков,
а край бахила привязывался к поясу;
Малица – верхняя мужская и женская одежда из меха оленя или шкур молодых
тюленей. Изготавливалась мехом внутрь;
Совик – верхняя одежда из оленьего меха с круглым капюшоном, скроенная
мехом наружу. В морозы совик одевался поверх малицы.
Чулки – поголенки с двойной пяткой и подошвой;
Бузурунка – рубаха, плотно связанная из толстой шерсти, удлиненная,
закрывающая поясницу, ворот «под горлышко», рукав длинный «на запястьице»,
то есть на манжете. Одноцветная или с узором из коричневой шерсти;
Безрукавка – из шкуры нерпы, мехом наружу, подкладка тканевая. Застежка
спереди, от горла донизу, пуговицы деревянные или костяные, те и другие
своедельные, петли шнуровые. Не промокает – «Дождь по ей слезами катится»;
«Оболочка» на голову – шапка, обычно меховая, но бывает и кожаная с мехом,
и суконная на меху с меховой оторочкой вокруг лица до бороды;
Скуфейка – зимняя шапка из сукна, стеганая. Обычно носят ребята;
Струсни – кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Шились из
цельного куска кожи без отдельной подошвы. К ноге подвязывались ремешком.
Летняя обувь на тканевой подкладке и без нее;
Шапка – оплеуха – двусторонняя меховая пыжиковая шапка с длинными ушами.
Серия сообщений "поморы,северные народы России":
Часть 1 - Особенности культуры поморов
Часть 2 - Поморска говоря
Часть 3 - Поморы
...
Часть 11 - Этнографические костюмы Карелии
Часть 12 - >СЕВЕРНЫЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.
Часть 13 - Обереги, амулеты и талисманы у поморов